Submitted by Инна Витальевна Шмелева on Fri, 14/06/2013 - 13:18
Сценарий урока
1. Организационный момент
Учащиеся заходят в класс. Занимают места, объединившись в группы.
Учитель приветствует детей, интересуется работой над опережающими заданиями (Приложение 1) и дает время 2–3 минуты на их обсуждение в группе. Главные художники отчитываются по проделанной дома работе, сообщают о тех вопросах, которые вызвали затруднение. Учитель организует совместное обсуждение вопросов и “восполнение пробелов” в опережающем задании.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о пространстве и объеме. С одним из средств передачи пространства и объема мы познакомились на прошлом уроке. Что это за средство? (Ответы учащихся.)
3. Повторение
Сгруппируйте изображения предметов, по положению относительно линии горизонта. Учащиеся выполняют задания по группам. Те, кто справиться быстрее всех получают бонус.
4. Объяснение нового материала
Учитель: Итак, правила линейной перспективы позволяют изображать предметы в пространстве. Чтобы превратить круг в шар, прямоугольник в цилиндр, квадрат в куб, недостаточно только пририсовать ему дополнительные грани, иначе у нас получится просто пустой каркас. О том, как изобразить предметы, чтобы они выглядели объемными, мы узнаем, посетив страну “Света и Тени”. Создать в рисунке объем не так уж сложно, как кажется. Для этого надо познакомиться с такими личностями, как принц СВЕТ и принцесса ТЕНЬ. Уж они-то точно знают, что такое ОБЪЕМ!
Небольшой островок этой страны находится у вас на столах – это геометрические тела – цилиндр, конус, параллелепипед, куб, шар. Но самым главным в этой стране является Мистер Фонарь. Когда Мистер Фонарь включает свет, страна оживает. Откуда не возьмись, появляются блики, далее следует Свет, затем … (ряд продолжают дети, пользуясь записями в листах с опережающим заданием).
Учитель: Но Мистер Фонарь не любит стоять на месте, сделает шаг в сторону, (учитель показывает изменение освещения на одном из столов) вслед за ним меняют положение и все элементы светотени. Очень любит Мистер Фонарь контражурное освещение. А что это такое?
Ответы учащихся (используют листы с опережающим заданием)
Учитель: Хорошо! А какое освещение называют фронтальным, боковым?
Ответы учащихся (используют листы с опережающим заданием)
Учитель: В волшебной стране все совсем не так просто, как кажется с первого взгляда! Есть у Света и Тени незаметный, но очень важный помощник – РЕФЛЕКС. О нем должен знать каждый художник! Рефлекс – это свет в тени. Если вы сейчас внимательно присмотритесь к предметам, туда, где темнеет противоположная лампе грань, то сможете увидеть светлую полоску ближе к ребру куба, снизу у шара. Происходит это оттого, что свет имеет способность огибать предметы, освещая их с самой неожиданной стороны. Подробнее об этом явлении можно узнать, открыв учебник физики на разделе “Оптика”, но мы не полезем в дебри наук, а запомним, что есть такой господин РЕФЛЕКС, и что его появление на наших рисунках делает эти самые рисунки более живыми и реальными.
Учитель: В стране Света и Тени есть еще одна важная особа, её зовут Падающая ТЕНЬ. Без неё нарисованный предмет будет висеть в воздухе, она положит его на землю, создаст необходимое для реальности изображаемого предмета чувство ВЕСА. Падающая Тень имеет свои особенности. Во-первых, она четко очерчена, у неё редко бывают размытые края. Однако это не означает, что можно рисовать жирную линию вокруг тени! Вторая особенность тени: она более густая и темная внутри и ближе к предмету, а ближе к внешнему своему краю она более светлая и прозрачная. Тень не бывает однородной никогда, запомните это! К тому же, теней может быть две, три и более, в случае если у нас источников света два, три, и более.
Учитель: Во время путешествия по стране “Света и Тени” вы должны будете понаблюдать, как меняется положение света и тени на предмете по отношению к источнику освещения. Свои наблюдения, отразите в отчетах–зарисовках и сделайте выводы (учитель показывает на доске пример наброска с натуры).
5. Физкультминутка
Учащиеся под музыку передают в движении поочередную смену света и тени, дня и ночи. Радости и грусти.
6. Практическая работа-исследование
Задание:
Каждая группа, меняя направление освещения, выполняет наброски объектов по выбору. Смоделировать ситуацию “Полдень. Солнце в зените” и “Вечер. Солнце садится за горизонт”. В результате исследования ребята должны сделать выводы: Как располагается тень по отношению к источнику света. Как ведет себя падающая тень при удалении, приближении источника.
Учащиеся выполняют задание в соответствие с технологической картой.
Учитель: Незнайка тоже посетил страну “света и тени” и тоже сделал там несколько рисунков. Все ли в порядке на этих рисунках? Найдите ошибки. (Ответы детей)