2) Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 – 6 классы/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.
7. Используемая литература:
1) Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х книгах.: Кн. 1: начальная школа. - 5 за знания, 2006.
Урок проводится в 6 классе, во 2-ом полугодии, и вводит в мир красоты произведений Л. Бетховена, знакомит учащихся с его замечательным произведением к знаменитой трагедии Гете «Эгмонт», нацеливает учащихся на умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития; выявление особенностей использования композитором литературных источников в процессе создания программной увертюры; демонстрацию умения применять приемы интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа увертюры композитора; классификацию средств музыкальной выразительности; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; использование Интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.
11. Ход урока.
1) Орг. момент (приветствие, тема и цели урока. «здравствуйте» в игровой форме по методике К. Орфа - установление рабочей обстановки на уроке.
2) Сообщение нового материала.
а) Знакомство с новым жанром. (Слушание учащихся рассказа учителя о создании немецким композитором Л. Бетховеном нового жанра по произведению И. Гете «Эгмонт».)
- Программная увертюра родилась как новый симфонический жанр. Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с многочастной симфонией.
Увертюра - характерное обобщение или выражение духа музыки какой-либо драматической концепции или поэтического произведения, или целой страны, или целой эпохи, или даже личности, так что в некотором отношении увертюра есть монография.
г) Активизация знаний учащихся об увертюре к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Свадьба Фигаро» В.Моцарта, «Хованщина» М.Мусоргского.
д) Наигрывание учителем 1-ой темы вступления. Учащиеся следят по нотной записи за особенностями ее построения.
- Что можно сказать о герое этого сочинения? (- В герое отмечается мужество, сила.)
- Какую силу он несет? - Как при этом звучит музыка?
( - Эта сила несет в себе угрозу, зло, т.к. музыка звучит властно, зловеще и вместе с тем торжественно.)
е) Наигрывание учителем 2-ой темы вступления.
- Как она звучит? ( - Как жалоба, как просьба. Образ первой темы властвует над образом второй.)
- Какие интонации нам слышны?
- Что можно проследить по нотной записи в построении 2-ой темы?
ж) Учащимся предлагается спеть обе темы вступления, стараясь как можно ярче подчеркнуть их контраст.
- Если бы вы были композиторами, то как оркестровали бы эти темы?
- Каким бы инструментам поручили бы их исполнение?
з)- Как может развиваться основная часть увертюры? (Слушание увертюры с начала до разработки).
и) - Какой будет главная партия экспозиции?
Наигрывание главной партии.
к) - А что содержит в себе рабочая партия? (Слушание увертюры с начала до коды.)
л) - К чему приводит взаимодействие тем в краткой разработке и репризе? Какие образы получают здесь развитие? (Работа с учебником - с.141 + Скульптура Микеланджело «Битва кентавров», изображающая напряженную борьбу, которая ассоциируется с образом борьбы в музыке.)
м) - Какова же будет кода? (Чтение учащимися монолога Эгмонта из 5 действия драмы «Эгмонт» Гете в учебнике - с.140 или художественного произведения).
- К чему может привести такой призыв героя?7
- Кончается ли трагедия его гибелью?
- Почему данный разворот в учебнике назван «Скорбь и радость»?
н) Исполнение учащимися мелодии канона «Скорбь и радость».
- Как композитор соединил в одном сочинении такие контрастные чувства?
- Как ими интонациями композитор передал их?
о) Далее проводится аналогия между 2-мя этими состояниями , выраженными в мелодии простой песни и в симфоническом произведении.
п) Заключительное прослушивание увертюры. ( И выполнение задания в творческой тетради.
6) Домашнее задание. (Создать подготовительный текст сообщения об увертюре Бетховена «Эгмонт» как лаконичной музыкальной драме, «маленькой трагедии» с использованием Интернет – ресурсов.)