Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



План-конспект урока по музыке для 6 класса. Л. Бетховен. Программная увертюра.

Submitted by Наталия Анатольевна Чербаева on Tue, 04/06/2013 - 23:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чербаева Наталия Анатольевна
Место работы, должность: 
филиал МБОУ Сосновская сош №1 в деревне Заречье, учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 знакомство   учащихся   с   жанром   программной   увертюры;  выявление  характерных   особенностей  музыкальной   формы  программной   увертюры.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

1)      Е.Д.Критская,   Г.П.Сергеева,   Т.С.Шмагина.  Музыка.  6   класс. -   Москва:  Просвещение,  2007.

2)      Уроки  музыки.  Поурочные  разработки.   5 – 6 классы/  Г.П.Сергеева,   Е.Д.Критская.   – М.:  Просвещение,  2013.

Используемая методическая литература: 

1)      Агапова   И.А.,  Давыдова  М.А.  Мир   музыкальных   праздников:   Методические   разработки   и   сценарии:   В   2-х   книгах.:   Кн.  1:   начальная   школа.  -  5   за   знания,  2006.

2)      Программы  общеобразовательных   учреждений.   Музыка.  5 – 7  классы. Г.П.Сергеева,  Е.Д.Критская.  -   Москва:  Просвещение,  2007.

1)      «Эгмонт»  Л. Бетховена:  Оперное   либретто.  -  М.:  М13Музыка,  1989.

2)      Покровский  Б.А.  Сотворение  оперного  спектакля:   60   коротких   бесед   об   искусстве  оперы.   Худ.  Б.Чупрыгин.  -  М.:  Дет.  Лит.,  1985.

3)      И.В. Гете.   Избранные  произведения.  Государственное   издательство художественной   литературы.-   М,  1950.

Используемое оборудование: 

компьютер,  Интернет – ресурсы.

Используемые ЦОР: 

1) Музыкальное   собрание  сочинений.  Л.Бетховен  -  увертюра  «Эгмонт»  (ООО  «Дрофа»,  2002г.).

2) Музыкальный   диск: Классика. 1000%  -  М.,  2003.

Краткое описание: 
Урок проводится в 6 классе, во 2-ом полугодии, и вводит в мир красоты произведений Л. Бетховена, знакомит учащихся с его замечательным произведением к знаменитой трагедии Гёте «Эгмонт», нацеливает учащихся на умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития; выявление особенностей использования композитором литературных источников в процессе создания программной увертюры; демонстрацию умения применять приемы интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа увертюры композитора; классификацию средств музыкальной выразительности; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; использование Интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.

 Разработка   конспекта  урока

"Л.Бетховен. Программная увертюра".

1.       Класс:   6.

2.      Предмет :   музыка.

3.      Цель   урока:  знакомство   учащихся   с   жанром   программной   увертюры;  выявление  характерных   особенностей  музыкальной   формы  программной   увертюры.

4.      Тип   урока:  знакомство   с   новым   материалом.

5.      Учащихся  в   классе:  15.

6.      Используемые  учебники  и   учебные   пособия

1)      Е.Д.Критская,   Г.П.Сергеева,   Т.С.Шмагина.  Музыка.  6   класс. -   Москва:  Просвещение,  2007.

2)      Уроки  музыки.  Поурочные  разработки.   5 – 6 классы/  Г.П.Сергеева,   Е.Д.Критская.   – М.:  Просвещение,  2013.

7.       Используемая   литература:

1)      Агапова   И.А.,  Давыдова  М.А.  Мир   музыкальных   праздников:   Методические   разработки   и   сценарии:   В   2-х   книгах.:   Кн.  1:   начальная   школа.  -  5   за   знания,  2006.

2)      Программы  общеобразовательных   учреждений.   Музыка.  5 – 7  классы. Г.П.Сергеева,  Е.Д.Критская.  -   Москва:  Просвещение,  2007.

3)      «Эгмонт»  Л. Бетховена:  Оперное   либретто.  -  М.:  М13Музыка,  1989.

4)      Покровский  Б.А.  Сотворение  оперного  спектакля:   60   коротких   бесед   об   искусстве  оперы.   Худ.  Б.Чупрыгин.  -  М.:  Дет.  Лит.,  1985.

5)      И.В. Гете.   Избранные  произведения.  Государственное   издательство художественной   литературы.-   М,  1950.

8.      Используемое   оборудование:   компьютер,  Интернет – ресурсы.

9.      Используемые  ЦОР

1) Музыкальное   собрание  сочинений.  Л.Бетховен  -  увертюра  «Эгмонт»  (ООО  «Дрофа»,  2002г.).

2) Музыкальный   диск: Классика. 1000%  -  М.,  2003.

      10.  Краткое   описание   урока:

             Урок   проводится   в   6   классе,   во   2-ом   полугодии,  и  вводит  в   мир      красоты   произведений   Л. Бетховена,   знакомит   учащихся  с   его   замечательным   произведением   к  знаменитой  трагедии   Гете   «Эгмонт»,   нацеливает  учащихся   на   умение   соотносить   основные   эмоционально-образные   сферы   музыки,   особенности   их  сопоставления   и  развития;  выявление  особенностей   использования  композитором литературных   источников   в   процессе   создания   программной   увертюры;   демонстрацию  умения   применять   приемы   интонационно-образного  и   жанрово-стилевого   анализа   увертюры     композитора;   классификацию   средств  музыкальной  выразительности;   выявление   характерных   особенностей  музыкальной   формы   программной   увертюры,   развитие  ассоциативно-образного   мышления   на   основе   сопоставления   музыки  с   литературными  текстами,   произведениями   живописи,   скульптуры;   использование   Интернета  для   поиска   дополнительной   информации   об   истории   создания   музыкальных   сочинений,   их   исполнителях.

11. Ход   урока.

 

1)        Орг.   момент  (приветствие,   тема   и   цели   урока.  «здравствуйте»   в   игровой   форме   по   методике   К. Орфа  -   установление   рабочей   обстановки  на  уроке.

 

2)      Сообщение   нового  материала.

 

а)  Знакомство  с  новым   жанром.  (Слушание   учащихся  рассказа   учителя  о   создании  немецким   композитором  Л. Бетховеном    нового   жанра   по   произведению  И. Гете   «Эгмонт».)

   -   Программная увертюра  родилась   как      новый   симфонический  жанр.  Именно   Бетховен  доказал  возможность  существования   одночастного   оркестрового  сочинения,   способного   по  глубине  идеи,   по  насыщенности  содержания   соперничать   с   многочастной   симфонией.

Увертюра  -   характерное   обобщение  или выражение   духа  музыки   какой-либо   драматической   концепции   или   поэтического   произведения,  или  целой   страны,   или   целой   эпохи,   или  даже  личности,   так  что  в   некотором   отношении  увертюра   есть  монография.

Построение   увертюры:   вступление,   экспозиция  (главная  и   побочная   партия),   разработка,   реприза,   кода.

 

б)  Чтение  статьи   учебника.

 

в)  Слушание   произведения  «Эгмонт»  Л.Бетховена.

 

г) Активизация   знаний   учащихся   об   увертюре   к   опере  «Руслан   и  Людмила»  М.Глинки,  «Свадьба   Фигаро»   В.Моцарта,  «Хованщина»   М.Мусоргского.

 

д)  Наигрывание  учителем  1-ой   темы   вступления.  Учащиеся   следят   по   нотной  записи  за   особенностями   ее   построения.

-  Что  можно   сказать  о  герое   этого   сочинения?  (-  В  герое   отмечается   мужество,   сила.)

-  Какую   силу  он  несет? -  Как   при   этом  звучит  музыка?

 (  - Эта   сила   несет   в   себе   угрозу,  зло,   т.к.  музыка  звучит   властно,   зловеще   и   вместе  с  тем   торжественно.)

 

е) Наигрывание   учителем   2-ой   темы   вступления.

    -  Как   она   звучит?   (  - Как   жалоба,  как   просьба.  Образ  первой  темы   властвует  над   образом  второй.)

-  Какие   интонации  нам   слышны?

-  Что  можно   проследить   по   нотной   записи   в   построении   2-ой   темы?

 

ж)   Учащимся    предлагается   спеть   обе   темы   вступления,   стараясь   как   можно   ярче  подчеркнуть  их   контраст.

-  Если   бы   вы   были  композиторами,  то  как  оркестровали  бы   эти  темы?

-  Каким   бы   инструментам  поручили   бы   их  исполнение?

 

з)-  Как  может  развиваться   основная   часть   увертюры?  (Слушание  увертюры   с   начала   до   разработки).

 

и) -  Какой   будет   главная   партия   экспозиции?

  Наигрывание   главной   партии.

к) - А   что   содержит   в   себе  рабочая   партия?  (Слушание   увертюры   с  начала   до   коды.)

 

л)  -  К   чему   приводит  взаимодействие   тем  в   краткой   разработке   и  репризе?  Какие   образы   получают  здесь   развитие?  (Работа   с   учебником  -   с.141  + Скульптура  Микеланджело   «Битва   кентавров»,   изображающая   напряженную   борьбу,  которая   ассоциируется  с   образом  борьбы  в   музыке.)

 

м)  -  Какова  же   будет   кода?  (Чтение  учащимися   монолога  Эгмонта  из   5   действия   драмы  «Эгмонт»   Гете  в   учебнике  -  с.140   или   художественного произведения).

      -  К   чему  может   привести   такой  призыв  героя?7

       -  Кончается   ли  трагедия  его   гибелью?

       -  Почему   данный   разворот   в  учебнике  назван  «Скорбь  и  радость»?

 н)  Исполнение  учащимися   мелодии  канона   «Скорбь  и  радость».

       -  Как   композитор   соединил  в   одном   сочинении   такие   контрастные   чувства?

       -  Как   ими  интонациями   композитор   передал  их?

 

 о)  Далее   проводится   аналогия между   2-мя этими   состояниями  ,   выраженными   в   мелодии   простой   песни   и  в   симфоническом   произведении.

 

п)  Заключительное   прослушивание   увертюры.  ( И   выполнение   задания   в   творческой  тетради.

 

 

3)      Физкультминутка.

 

4)       Закрепление   изученного  материала.  (Повторение   изученного   песенного   материала.  -  Индивидуальная   и  коллективная   работа.))

 

5)      Итог  урока.

 

6)      Домашнее   задание.  (Создать   подготовительный   текст   сообщения   об   увертюре   Бетховена   «Эгмонт»   как   лаконичной   музыкальной   драме,   «маленькой   трагедии»   с   использованием   Интернет – ресурсов.)

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Разработка конспекта урока в 6 классе.docx 20.39 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн