Любовь Николаевна, я совершенно с вами согласна. А.А.Фета, действительно, можно назвать певцом природы. Им показаны настолько яркие и точные картины в своих стихах, что легко переносятся на человеческую жизнь. Описание природы этим поэтом заставляет нас переживать определённые моменты жизни.Спасибо большое!
Размещено чт, 20/06/2013 - 22:13 пользователем Екатерина Владимировна Панина.
Наталия Владимировна! Очень понравился ваш мастер-класс. Предложенные вами задания очень интересны.
1 задание.
Антитеза
Убедительная, образная.
Сопоставляет, усиливает, сравнивает.
Стилистическая фигура.
Контраст.
2 задание. В рассказе «Пересолил» оба героя испытывают друг перед другом чувство страха, и это создаёт комическую ситуацию. Для этого автор использует антитезу ("Не разберёшь, где у неё зад, где перед", "Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад", "Лошади не клячи - да кони наморены").
Комментарий был изменен с момента создания (catyapanina, чт, 20/06/2013 - 22:13).
Спасибо, Ольга Борисовна, за участие в моем занятии. Вы вспомнили и привели примеры, где антитеза применяется как композиционный прием, точно найдены контекстуальные антонимы.
Мастер-класс Автор:Жилина Наталья БорисовнаЛирический геройКласс 10Цель: формирование у обучащихся понятия «лирический герой».Задачи:-изучить понятие «литературный герой»;-сформировать умение различать образы автора и лирического героя;-привить навыки характеристики образа лирического героя;-развивать навык логического чтения.Планируемые результаты:-демонстрация учащимися понимания литературоведческих терминов, их осознанное использование при работе с художественным текстом;-развитие навыка анализа художественного текста.Лирический герой- это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Очень важно уметь правильно выделить лирического героя. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному. Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание.Задание 1.Федор ТютчевЕсть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё - простор везде,-Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь -И льётся чистая и тёплая лазурьНа отдыхающее поле...22 августа 1857Каковы мысли и чувства лирического героя? Как вы их определили?Задание 2.Афанасий ФетСентябрьская розаЗа вздохом утренним мороза,Румянец уст приотворя,Как странно улыбнулась розаВ день быстролетней сентября!Перед порхающей синицейВ давно безлиственных кустахКак дерзко выступать царицейС приветом вешним на устах.Расцвесть в надежде неуклонной -С холодной разлучась грядой,Прильнуть последней, опьяненнойК груди хозяйки молодой!22 ноября 1890Охарактеризуйте лирического героя, основываясь на предположении: кто именно так способен увидеть расцветший в сентябре цветок.Задание 3Николай НекрасовНРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК 1 Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. Жена моя, закрыв лицо вуалью, Под вечерок к любовнику пошла; Я в дом к нему с полицией прокрался И уличил... Он вызвал: я не дрался! Она слегла в постель и умерла, Истерзана позором и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 2 Имел я дочь; в учителя влюбилась И с ним бежать хотела сгоряча. Я погрозил проклятьем ей: смирилась И вышла за седого богача. Их дом блестящ и полон был, как чаша; Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша И через год в чахотке умерла, Сразив весь дом глубокою печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла... 3 Крестьянина я отдал в повара: Он удался; хороший повар - счастье! Но часто отлучался со двора И званью неприличное пристрастье Имел: любил читать и рассуждать. Я, утомясь грозить и распекать, Отечески посек его, каналью, Он взял да утопился: дурь нашла! Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 4 Приятель в срок мне долга не представил. Я, намекнув по-дружески ему, Закону рассудить нас предоставил: Закон приговорил его в тюрьму. В ней умер он, не заплатив алтына, Но я не злюсь, хоть злиться есть причина! Я долг ему простил того ж числа, Почтив его слезами и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла.Охарактеризуйте лирического героя. Соответствует ли образ героя образу автора? Обоснуйте ответ.Задание 4*(по желанию).Кратко охарактеризуйте лирического героя своего любимого стихотворения любого автора.
Комментарий был изменен с момента создания (zhavik, Tue, 11/06/2013 - 06:57).
Уважаемая Наталья Борисовна! Спасибо за Ваш мастер- класс. Я почерпнула много полезного и интересного, попыталась выполнить Ваши задания.
Образ лирического героя не соответствует образу автора, так как он не является нравственным человеком, приносит страдания близким, не осознавая своих меркантильных ошибок.
задание
.......
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянии.
Раскройте смысл стихотворения С. А. Есенина "Письмо к женщине".
Комментарий был изменен с момента создания (matjuxina2013, Wed, 19/06/2013 - 18:08).
Уважаемая Наталья Борисовна, спасибо за мастер-класс. Я почерпнула много полезного и интересного.
Попыталась выполнить Ваши задания.
Красота очаровывает в любом возрасте и в любом состоянии. Человек, проживший уже немало лет, видевший и горе и невзгоды, не может равнодушно пройти мимо красоты. "Улыбнувшаяся" роза невольно заставляет улыбнуться каждого: и влюбленного молодого человека, и ждущую свидания девушку, и старца.
Задание №1. Стихотворение "Есть в осени первоначальной..." написано в 1857 году. К этому времени в поэтическом творчестве Тютчева происходят существенные перемены: хаос страстей постепенно умиротворяется, что отразилось и в стихотворении. Лирический герой стихотворения человек, умеющий ценить красоту природы. Благодаря эпитетам создаётся яркая, живописная картину осени. Детализируется не осенний вечер вообще, а "лучезарный" вечер "осени первоначальной". Картина осени имеет тут чисто русскую окраску благодаря мастерски подобранным деталям. Исследователь К.В.Пигарев пишет, что Ф.И.Тютчев "любил сопоставлять то или иное явление пироды с душевным состоянием человека". И в этом стихотворении за картиной осени стоит образ склоняющейся к закату человеческой жизни. Лирический герой находит в осеннем увядании особую прелесть и гармонию: отшумели тревожные страсти, чувства стали сдержанными, просветлёнными, очищенными от эгоистических желаний, полными щедрой самоотдачи. Только в общении с природой человек способен понять ощущение вечности.
Задание №2. Так способен увидеть расцветший в сентябре цветок человек, открытый для чувства, для любви. Строчки наполнены оптимизмом, построены на светлых мотивах и образах. Наперекор увядающей природе, утренним заморозкам, роза своим благоуханьем, своей царственной статью веет весной, когда открывается мир любви, счастья, надежд. И для героя очень важно прикоснуться к прекрасному, ощутить трепетный восторг, насладиться этой красотой. Даже если эта красота мимолётна, быстротечна, но она существовала, она подарила себя миру.
Комментарий был изменен с момента создания (zasepina, Tue, 18/06/2013 - 16:25).
Спасибо, Анна Игоревна! Я согласна с Вашим мнением по вопросам. Лирический герой Тютчева и Фета очень тонко чувствует природу и находит в своей душе отклик на все её изменения. Такими были и сами поэты. Некрасов -поэт-совесть, поэт-правда, который никогда не отгораживался идеей "я никому не делал в жизни зла".
Комментарий был изменен с момента создания (zhavik, Sat, 15/06/2013 - 07:32).
Спасибо, Галина Ивановна! Я согласна с Вашим пониманием стихотворения Тютчева, несколько иначе я представляла себе героя стихотворения Фета, но и с Вашим мнением нельзя не согласиться. Спасибо!
Уважаемая Наталья Борисовна! Увлеклась вашим занятием,поскольку сама люблю поэзию Тютчева и Фета, их поэзия развивает образное мышление, представления о связях человека и вселенной. Обучение элементам анализа поэтического текста - одна из самых сложных задач учителя-словесника. Каки технологии, методы, приемы вы используете при обучении анализу поэтического текста?
Попробую выполнить задания:
Задание № 1
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» было написано 22 августа 1857 года по дороге в Москву из своего родового имения Овстуг. Перед нами удивительно красивая пейзажная зарисовка, в которой изображение природы и мысль о природе соединены воедино.
Композиция стихотворения проста, оно состоит из трех строф. В первой — картина начала осени. Тютчевым уловлена зыбкая грань перехода от одного времени года к другому, когда «весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...». Замечательный эпитет «день хрустальный» стоит в конце самой длинной, третьей строки, на него падает интонационное ударение, благодаря чему создается необычная, эмоциональная картина «осени первоначальной» - "дивной поры". Противопоставление "короткой", но "дивной" говорит осостоянии лирического героя - мгновение восторга, радости от созерцания пейзажа.
Во второй строфе мы чувствуем легкую грусть лирического героя:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде...
а затем идут две строки, поражающие художническим видением поэта: «Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».
И в завершающей части — создается картина настоящей осени, но эта картина умиротворяющая:
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле-
Тютчев дорожит каждой минутой жизни природы, ведь природа у поэта — символ вечности и бесконечности.
Задание № 2
Основной принцип композиции Фета – параллелизм в изображении природы и человека. То, что происходит в природе, то же происходит и в человеческой душе. Человеческое выражено в явлениях природы, а природное – на языке душевных переживаний. Стихотворение мелодично. Пейзажная живопись фетовской лирики неотделима от живописи переживаний души. Лирический герой Фета прежде всего певец «тонких линий идеала», субъективных впечатлений и романтических фантазий. В стихотворении присутствует и лирический герой, и героиня – роза, муза. Фетовский герой постоянно ищет точку опоры, образ надежды. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Царица – роза несмотря на увядание, поражает своей горделивостью. Улыбка розы «с приветом вешним на устах» для лирического героя – мгновение надежды. Фет изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта.
Вспомните, кому из поэтов и писателей этот цветок своей красотой доставил радость, для кого явился источником творческого вдохновения:
- Розе посвятил одно из первых своих стихотворений лицеист Пушкин. Её ещё с капельками росы, принёс в класс профессор российской и латинской словесности Н.Ф.Кошанский, познакомивший воспитанников со строками Державина:
Юная роза Вдруг от мороза
Лишь развернула В лоне уснула,
Алый шипок; Свянул цветок
О “розе дивной” расскажут и И.Мятлев, и И.Бунин, и А.Блок, С.Есенин, Н.Гумилёв, С.Маршак; В.М.Гаршин, Андерсен, Сент-Экзюпери.
Ожидаемые результаты: - расширение представлений о литературоведческих понятиях и их использовании при анализе текста;
- умение находить антитезу в тексте, определять ее роль;
- владение элементами анализа прозаического текста
Содержание:
1. Обращение к формулировке темы. Мотивация
Объект исследования - рассказ А.П.Чехова "Пересолил".
- Обратите внимание на название рассказа. Определите в каком метафорическом значении употреблен глагол в названии рассказа.
- Назовите противоположное по значению слово.
- Как называются такие слова?
- Почему я обратила ваше внимание на данные слова? Как вы думаете, какое отношение они имеют к слову "антитеза"?
2.Слово учителя
Русскому термину "противопоставление" соответствует греческий термин antithesis, что означает "положение, противоположное другому положению". Важную роль в рассказ А.П.Чехова "Пересолил" при создании комической ситуации играет противопоставление (антитеза).
Чтобы выяснить роль антитезы в художественном тексте, обратимся к опорным материалам. Вы работаете в парах.
Опорные материалы
* Обычно пртивопоставление выражается с помощью антонимов, общеязыковых ( богат - беден, друг - враг) или контекстуальных, которые являются антонимами только в данных текстах.
* Антитеза - художественный прием, противопоставление,слов, образов, персонажей,элементов, композиций.
* Антитеза усиливает выразительность речи.
Задание 1
Запишите ряд ключевых слов, характеризующих понятие "антитеза" или составьте синквейн понятия .
Задание 2
Найдите в отрывке из рассказа "Пересолил" примеры антитезы и проанализируйте.
Образец:
Раньше ехал еле-еле, нога за ногу, а теперь ишь как мчится!
В данном предложении использованы две пары антонимов:раньше - теперь (общеязыковые) , еле-еле, нога за ногу - мчится ( контекстуальные), то есть это слова-антонимы только в данной текстовой ситуации, подчеркивают состояние героя и усиливают комизм ситуации.
Отрывок из текста
Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать - сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.)
- Скажите, пожалуйста, где я могу найти здесь почтовых лошадей? - обратился землемер к станционному жандарму.
- Которых? Почтовых? Тут за сто верст путевой собаки не сыщешь, а не то что почтовых... Да вам куда ехать?
- В Девкино, имение генерала Хохотова.
- Что ж? - зевнул жандарм. - Ступайте за станцию, там на дворе иногда бывают мужики, возят пассажиров.
Землемер вздохнул и поплелся за станцию. Там, после долгих поисков, разговоров и колебаний, он нашел здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти.
- Чёрт знает какая у тебя телега! - поморщился землемер, влезая в телегу. - Не разберешь, где у нее зад, где перед...
- Что ж тут разбирать-то? Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад...
Лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами. Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбранился и стегнул ее еще раз, то телега взвизгнула и задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после же четвертого она тронулась с места.
- Этак мы всю дорогу поедем? - спросил землемер, чувствуя сильную тряску и удивляясь способности русских возниц соединять тихую, черепашью езду с душу выворачивающей тряской.
- До-о-едем! - успокоил возница. - Кобылка молодая, шустрая... Дай ей только разбежаться, так потом и не остановишь... Но-о-о, прокля...тая!
Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней, так наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно. «Какая, однако, здесь глушь! - думал землемер, стараясь прикрыть свои уши воротником от шинели. - Ни кола ни двора. Не ровен час - нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали... Да и возница ненадежный... Ишь, какая спинища! Этакое дитя природы пальцем тронет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная»
Задание 3
Антитезу еще называют фигурой контраста понятий, образов,состояний.
Опишите состояние землемера Смирнова, каким он предстает в начале рассказа ( не ровен час - нападут и ограбят , возница ненадежный) и в конце ( Клим - голубчик ).Какие контрасты лежат в основе сюжета рассказа ?
Уважаемая Наталья Владимировна, спасибо Вам за интересные задания по рассказу А,П.Чехова "Пересолил".
Но согласитесь: антитеза не троп, а фигура речи...
1) Антитеза
емкая, яркая
обличает, характеризует, выражает
позволяет сопоставлять образы, явления
фигура речи
2)Важную роль в рассказе А.П. Чехова при создании комической ситуации играет антитеза:
"ЗАД-ПЕРЕД", "ЧЕРЕПАШЬЯ ЕЗДА-ВЫВОРАЧИВАЮЩАЯ ДУШУ ТРЯСКА",
"ЕЖЕЛИ ВОЗНИЦА НЕ ПЬЯН...А КОЛИ ВОЗНИЦА С МУХОЙ..."
3)В основе сюжета рассказа "Пересолил" - внутреннее состояние героя. Посредством антитезы автор подчеркивает те или иные изменения в поведении, речи героев. Антитеза является средством создания художественного образа.
Комментарий был изменен с момента создания (Jakob2013, Fri, 21/06/2013 - 23:10).
Уважаемая Наталья Владимировна! Очень интересный получился мастер-класс, заставил меня задуматься над глубоким смыслом давно известного рассказа.
Задание 1
Не буду писать сиквейн, поскольку лучше, чем написали мои коллеги, уже,наверное, не напишешь, приведу лучше отрывок из сонета
Петрарки, построенный на антитезе и, на мой взгляд, хорошо отражающий чувства главного героя рассказа "Пересолил"
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
задание 2
Не буду повторяться. приводя примеры, использованные моими коллегами. Мне кажется, что можно считать антитезой название места, где землемеру не хочется быть - станция Гнилушки, и места, куда он всячески стремится - деревня Девкино. В говорящих фамилиях Смирнов и Хохотов тоже на приеме антитезы показана разница в характерах этих героев (Смирнов труслив, смирен, а Хохотов из Девкино, хотя мы его и не видим, представляется веселым, отважным, любвиобильным.
Коренастый трусливый мужик Клим тоже противопоставлен слабому, худощавому, но внешне смелому землемеру Смирнову.
Здесь, почему-то у меня возникла мысль об антитезе всей нашей русской действительности. Почему наш внешне сильный народ боится слабой, но привирающей о своей силе власти? Наверное, Чехов хотел сказть нам и об этом?
Комментарий был изменен с момента создания (nromanova68, вс, 16/06/2013 - 14:33).
Наталия Владимировна! Очень понравился урок. спасибо за Ваше мастерство, старание, умение. Урок насыщен литературоведческими понятиями. Сделан полный анализ прозаического текста. Здоровья Вам и больших творческих успехов!
Размещено чт, 13/06/2013 - 23:52 пользователем Ольга Александровна Романцова.
Уважаемая Наталья Владимировна! Решила присоединиться к Вашему мастер-классу.
Задание 1. Синквейн
Антитеза
противоположная, контрастная
сравнивает, оттеняет, убеждает
"Я глупая, а ты умен"
Фигура контраста
Задание 2. Примеры антитезы в отрывке из рассказа А.П.Чехова "Пересолил"
Не разберешь, где у нее зад, где перед.Здесь использована одна пара антонимов
Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад...В этом предложении использована сложная антитеза в сочетании с синтаксическим параллелизмом
Дай ей только разбежаться, так потом и не остановишь
равнина -бугры
Задание 3. Землемер Смирнов оказался трусоватым малым. Его пугают не только глухие места, куда он приехал для межевания, но и внешность возницы - "спинища", "морда зверская, подозритеьная". Решив укрепить свои позиции, заявляет, что взял с собой 3 пистолета, а может, себя успокаивает этими словами. Его внутренний монолог и те слова, которые он произносит в разговоре с возницей, составляют антитезу: внутри себя Смирнов - трус, а снаружи - мнимый храбрец. Состояние землемера подчеркивают и детали:
«Куда же это он меня повез? — подумал землемер. - По... по... постой! — заорал вдруг землемер. Кульминационный момент рассказа - страх достиг своего апогея. Испуган и возница, и землемер. И только осознав, что страх Клима сильнее его страха, а значит, он - сильнее и ему нечего бояться. Вот тут и наступает состояние покоя. Да и кому может быть опасен человек с говорящей фамилией СМИРНОВ?
Ольга Александровна, спасибо за участие и тонкий юмор в третьем задании! Оригинальный анализ позволил заняться и самоанализом: какие пртиворечия тревожат нас?
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Любовь Николаевна, я совершенно с вами согласна. А.А.Фета, действительно, можно назвать певцом природы. Им показаны настолько яркие и точные картины в своих стихах, что легко переносятся на человеческую жизнь. Описание природы этим поэтом заставляет нас переживать определённые моменты жизни.Спасибо большое!
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Уважаемая Наталья Владимировна !Прекрасный мастер-класс !Спасибо .
Задание 1.
Антитеза
резкая, контрастная
обогащает,противопоставляет,усиливает
" То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.."
Задание 2.
Не разберешь, где у нее зад, где перед . Одна пара антонимов
Где лошадиный хвост, там перед,а где сидит ваша милость, там зад... Антитеза в сочетании с синтаксическим параллелизмом
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Наталия Владимировна! Очень понравился ваш мастер-класс. Предложенные вами задания очень интересны.
1 задание.
Антитеза
Убедительная, образная.
Сопоставляет, усиливает, сравнивает.
Стилистическая фигура.
Контраст.
2 задание. В рассказе «Пересолил» оба героя испытывают друг перед другом чувство страха, и это создаёт комическую ситуацию. Для этого автор использует антитезу ("Не разберёшь, где у неё зад, где перед", "Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад", "Лошади не клячи - да кони наморены").
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Спасибо, Ольга Борисовна, за участие в моем занятии. Вы вспомнили и привели примеры, где антитеза применяется как композиционный прием, точно найдены контекстуальные антонимы.
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Уважаемая Наталья Борисовна! Спасибо за Ваш мастер- класс. Я почерпнула много полезного и интересного, попыталась выполнить Ваши задания.
Образ лирического героя не соответствует образу автора, так как он не является нравственным человеком, приносит страдания близким, не осознавая своих меркантильных ошибок.
задание
.......
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянии.
Раскройте смысл стихотворения С. А. Есенина "Письмо к женщине".
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Уважаемая Наталья Борисовна, спасибо за мастер-класс. Я почерпнула много полезного и интересного.
Попыталась выполнить Ваши задания.
Красота очаровывает в любом возрасте и в любом состоянии. Человек, проживший уже немало лет, видевший и горе и невзгоды, не может равнодушно пройти мимо красоты. "Улыбнувшаяся" роза невольно заставляет улыбнуться каждого: и влюбленного молодого человека, и ждущую свидания девушку, и старца.
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Уважаемая Наталья Борисовна, спасибо Вам за мастер-класс. Попытаюсь выполнить Ваши задания.
Задание №1. Стихотворение "Есть в осени первоначальной..." написано в 1857 году. К этому времени в поэтическом творчестве Тютчева происходят существенные перемены: хаос страстей постепенно умиротворяется, что отразилось и в стихотворении. Лирический герой стихотворения человек, умеющий ценить красоту природы. Благодаря эпитетам создаётся яркая, живописная картину осени. Детализируется не осенний вечер вообще, а "лучезарный" вечер "осени первоначальной". Картина осени имеет тут чисто русскую окраску благодаря мастерски подобранным деталям. Исследователь К.В.Пигарев пишет, что Ф.И.Тютчев "любил сопоставлять то или иное явление пироды с душевным состоянием человека". И в этом стихотворении за картиной осени стоит образ склоняющейся к закату человеческой жизни. Лирический герой находит в осеннем увядании особую прелесть и гармонию: отшумели тревожные страсти, чувства стали сдержанными, просветлёнными, очищенными от эгоистических желаний, полными щедрой самоотдачи. Только в общении с природой человек способен понять ощущение вечности.
Задание №2. Так способен увидеть расцветший в сентябре цветок человек, открытый для чувства, для любви. Строчки наполнены оптимизмом, построены на светлых мотивах и образах. Наперекор увядающей природе, утренним заморозкам, роза своим благоуханьем, своей царственной статью веет весной, когда открывается мир любви, счастья, надежд. И для героя очень важно прикоснуться к прекрасному, ощутить трепетный восторг, насладиться этой красотой. Даже если эта красота мимолётна, быстротечна, но она существовала, она подарила себя миру.
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Спасибо, Анна Игоревна! Я согласна с Вашим мнением по вопросам. Лирический герой Тютчева и Фета очень тонко чувствует природу и находит в своей душе отклик на все её изменения. Такими были и сами поэты. Некрасов -поэт-совесть, поэт-правда, который никогда не отгораживался идеей "я никому не делал в жизни зла".
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Спасибо, Галина Ивановна! Я согласна с Вашим пониманием стихотворения Тютчева, несколько иначе я представляла себе героя стихотворения Фета, но и с Вашим мнением нельзя не согласиться. Спасибо!
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Уважаемая Наталья Борисовна! Увлеклась вашим занятием,поскольку сама люблю поэзию Тютчева и Фета, их поэзия развивает образное мышление, представления о связях человека и вселенной. Обучение элементам анализа поэтического текста - одна из самых сложных задач учителя-словесника. Каки технологии, методы, приемы вы используете при обучении анализу поэтического текста?
Попробую выполнить задания:
Задание № 1
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» было написано 22 августа 1857 года по дороге в Москву из своего родового имения Овстуг. Перед нами удивительно красивая пейзажная зарисовка, в которой изображение природы и мысль о природе соединены воедино.
Композиция стихотворения проста, оно состоит из трех строф. В первой — картина начала осени. Тютчевым уловлена зыбкая грань перехода от одного времени года к другому, когда «весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...». Замечательный эпитет «день хрустальный» стоит в конце самой длинной, третьей строки, на него падает интонационное ударение, благодаря чему создается необычная, эмоциональная картина «осени первоначальной» - "дивной поры". Противопоставление "короткой", но "дивной" говорит осостоянии лирического героя - мгновение восторга, радости от созерцания пейзажа.
Во второй строфе мы чувствуем легкую грусть лирического героя:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде...
а затем идут две строки, поражающие художническим видением поэта: «Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».
И в завершающей части — создается картина настоящей осени, но эта картина умиротворяющая:
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле-
Тютчев дорожит каждой минутой жизни природы, ведь природа у поэта — символ вечности и бесконечности.
Задание № 2
Основной принцип композиции Фета – параллелизм в изображении природы и человека. То, что происходит в природе, то же происходит и в человеческой душе. Человеческое выражено в явлениях природы, а природное – на языке душевных переживаний. Стихотворение мелодично. Пейзажная живопись фетовской лирики неотделима от живописи переживаний души. Лирический герой Фета прежде всего певец «тонких линий идеала», субъективных впечатлений и романтических фантазий. В стихотворении присутствует и лирический герой, и героиня – роза, муза. Фетовский герой постоянно ищет точку опоры, образ надежды. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Царица – роза несмотря на увядание, поражает своей горделивостью. Улыбка розы «с приветом вешним на устах» для лирического героя – мгновение надежды. Фет изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта.
Вспомните, кому из поэтов и писателей этот цветок своей красотой доставил радость, для кого явился источником творческого вдохновения:
- Розе посвятил одно из первых своих стихотворений лицеист Пушкин. Её ещё с капельками росы, принёс в класс профессор российской и латинской словесности Н.Ф.Кошанский, познакомивший воспитанников со строками Державина:
Юная роза Вдруг от мороза
Лишь развернула В лоне уснула,
Алый шипок; Свянул цветок
О “розе дивной” расскажут и И.Мятлев, и И.Бунин, и А.Блок, С.Есенин, Н.Гумилёв, С.Маршак; В.М.Гаршин, Андерсен, Сент-Экзюпери.
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Мастер-класс
Тема:" Антитеза в рассказе А.П.Чехова "Пересолил"
Класс: 7
Смирнова Наталья Владимировна
Цель: формирование понятия тропа "антитеза"
Задачи: - определить способы выражения антитезы;
-выяснить роль антитезы в художественном тексте;
- проанализировать рассказ А.П.Чехова с точки зрения использования антитезы;
- активизировать умения обрабатывать и использовать информацию;
- содействовать формированию мировоззренческих понятий
Ожидаемые результаты: - расширение представлений о литературоведческих понятиях и их использовании при анализе текста;
- умение находить антитезу в тексте, определять ее роль;
- владение элементами анализа прозаического текста
Содержание:
1. Обращение к формулировке темы. Мотивация
Объект исследования - рассказ А.П.Чехова "Пересолил".
- Обратите внимание на название рассказа. Определите в каком метафорическом значении употреблен глагол в названии рассказа.
- Назовите противоположное по значению слово.
- Как называются такие слова?
- Почему я обратила ваше внимание на данные слова? Как вы думаете, какое отношение они имеют к слову "антитеза"?
2.Слово учителя
Русскому термину "противопоставление" соответствует греческий термин antithesis, что означает "положение, противоположное другому положению". Важную роль в рассказ А.П.Чехова "Пересолил" при создании комической ситуации играет противопоставление (антитеза).
Чтобы выяснить роль антитезы в художественном тексте, обратимся к опорным материалам. Вы работаете в парах.
Опорные материалы
Задание 1
Задание 2
Образец:
Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать - сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.)
- Скажите, пожалуйста, где я могу найти здесь почтовых лошадей? - обратился землемер к станционному жандарму.
- Которых? Почтовых? Тут за сто верст путевой собаки не сыщешь, а не то что почтовых... Да вам куда ехать?
- В Девкино, имение генерала Хохотова.
- Что ж? - зевнул жандарм. - Ступайте за станцию, там на дворе иногда бывают мужики, возят пассажиров.
Землемер вздохнул и поплелся за станцию. Там, после долгих поисков, разговоров и колебаний, он нашел здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти.
- Чёрт знает какая у тебя телега! - поморщился землемер, влезая в телегу. - Не разберешь, где у нее зад, где перед...
- Что ж тут разбирать-то? Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад...
Лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами. Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбранился и стегнул ее еще раз, то телега взвизгнула и задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после же четвертого она тронулась с места.
- Этак мы всю дорогу поедем? - спросил землемер, чувствуя сильную тряску и удивляясь способности русских возниц соединять тихую, черепашью езду с душу выворачивающей тряской.
- До-о-едем! - успокоил возница. - Кобылка молодая, шустрая... Дай ей только разбежаться, так потом и не остановишь... Но-о-о, прокля...тая!
Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней, так наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно. «Какая, однако, здесь глушь! - думал землемер, стараясь прикрыть свои уши воротником от шинели. - Ни кола ни двора. Не ровен час - нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали... Да и возница ненадежный... Ишь, какая спинища! Этакое дитя природы пальцем тронет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная»
Задание 3
Антитезу еще называют фигурой контраста понятий, образов,состояний.
Опишите состояние землемера Смирнова, каким он предстает в начале рассказа ( не ровен час - нападут и ограбят , возница ненадежный) и в конце ( Клим - голубчик ).Какие контрасты лежат в основе сюжета рассказа ?
От Савенковой,Прохоровой,Стрельниковой, Яковлевой, Поветьевой,
Уважаемая Наталья Владимировна, спасибо Вам за интересные задания по рассказу А,П.Чехова "Пересолил".
Но согласитесь: антитеза не троп, а фигура речи...
1) Антитеза
емкая, яркая
обличает, характеризует, выражает
позволяет сопоставлять образы, явления
фигура речи
2)Важную роль в рассказе А.П. Чехова при создании комической ситуации играет антитеза:
"ЗАД-ПЕРЕД", "ЧЕРЕПАШЬЯ ЕЗДА-ВЫВОРАЧИВАЮЩАЯ ДУШУ ТРЯСКА",
"ЕЖЕЛИ ВОЗНИЦА НЕ ПЬЯН...А КОЛИ ВОЗНИЦА С МУХОЙ..."
3)В основе сюжета рассказа "Пересолил" - внутреннее состояние героя. Посредством антитезы автор подчеркивает те или иные изменения в поведении, речи героев. Антитеза является средством создания художественного образа.
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
антитеза
сравнительная, противопоставляющая
усиливает противопоставляет сравнивает
все познается в сравнении
стилистическая фигура
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Уважаемая Наталья Владимировна! Очень интересный получился мастер-класс, заставил меня задуматься над глубоким смыслом давно известного рассказа.
Задание 1
Не буду писать сиквейн, поскольку лучше, чем написали мои коллеги, уже,наверное, не напишешь, приведу лучше отрывок из сонета
Петрарки, построенный на антитезе и, на мой взгляд, хорошо отражающий чувства главного героя рассказа "Пересолил"
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
задание 2
Не буду повторяться. приводя примеры, использованные моими коллегами. Мне кажется, что можно считать антитезой название места, где землемеру не хочется быть - станция Гнилушки, и места, куда он всячески стремится - деревня Девкино. В говорящих фамилиях Смирнов и Хохотов тоже на приеме антитезы показана разница в характерах этих героев (Смирнов труслив, смирен, а Хохотов из Девкино, хотя мы его и не видим, представляется веселым, отважным, любвиобильным.
Коренастый трусливый мужик Клим тоже противопоставлен слабому, худощавому, но внешне смелому землемеру Смирнову.
Здесь, почему-то у меня возникла мысль об антитезе всей нашей русской действительности. Почему наш внешне сильный народ боится слабой, но привирающей о своей силе власти? Наверное, Чехов хотел сказть нам и об этом?
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Наталия Владимировна! Очень понравился урок. спасибо за Ваше мастерство, старание, умение. Урок насыщен литературоведческими понятиями. Сделан полный анализ прозаического текста. Здоровья Вам и больших творческих успехов!
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Нина Васильевна, спасибо за оценку!
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Уважаемая Наталья Владимировна! Решила присоединиться к Вашему мастер-классу.
Задание 1. Синквейн
Антитеза
противоположная, контрастная
сравнивает, оттеняет, убеждает
"Я глупая, а ты умен"
Фигура контраста
Задание 2. Примеры антитезы в отрывке из рассказа А.П.Чехова "Пересолил"
Не разберешь, где у нее зад, где перед. Здесь использована одна пара антонимов
Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад... В этом предложении использована сложная антитеза в сочетании с синтаксическим параллелизмом
Дай ей только разбежаться, так потом и не остановишь
равнина - бугры
Задание 3. Землемер Смирнов оказался трусоватым малым. Его пугают не только глухие места, куда он приехал для межевания, но и внешность возницы - "спинища", "морда зверская, подозритеьная". Решив укрепить свои позиции, заявляет, что взял с собой 3 пистолета, а может, себя успокаивает этими словами. Его внутренний монолог и те слова, которые он произносит в разговоре с возницей, составляют антитезу: внутри себя Смирнов - трус, а снаружи - мнимый храбрец. Состояние землемера подчеркивают и детали:
«Куда же это он меня повез? — подумал землемер. - По... по... постой! — заорал вдруг землемер. Кульминационный момент рассказа - страх достиг своего апогея. Испуган и возница, и землемер. И только осознав, что страх Клима сильнее его страха, а значит, он - сильнее и ему нечего бояться. Вот тут и наступает состояние покоя. Да и кому может быть опасен человек с говорящей фамилией СМИРНОВ?
Сейте разумное, доброе, вечное!
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Ольга Александровна, спасибо за участие и тонкий юмор в третьем задании! Оригинальный анализ позволил заняться и самоанализом: какие пртиворечия тревожат нас?
На: Мастер-класс, группа Мичуринска (2013)
Спасибо, Марина Викторовна, за отзыв! Но по условиям мастер-класса Вы должны выполнить мои задания.