Мотивация.
|
1. Тренировочный словарный диктант. Учитель диктует слова: маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль.
|
Учащиеся записывают слова.Самопроверка по орфографическому словарю в учебнике.
|
Познавательные УУД
1.Извлекать информацию из словаря.
|
АктуализацияПостановка проблемы
Поиск решения. Открытие новых знаний..
|
Материал для наблюдений лучше вынести на доску, чтобы ученики заранее не читали формулировку правила и противоречие проблемной ситуации было острее и нагляднее.
1. На доске слова:
положение
сложить
предлагать
излагать
– Что их объединяет?
Назовите корень. (Корни выделяются)
– Что вы заметили?
(В корнях разные буквыа–о:
выделяются жирным шрифтом или другим цветом.)
2.Затем разбираются слова в другом столбике.
Картинка выглядит так:
положить – положит
сложить – сложит
предлагать – предложит
излагать – изложит
– Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре?
Почему?
– Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.)
– Работает ли здесь проверочное слово?
– Какую проблему будем решать?
Поиск решения проводить с помощью упр. 121 (материал выносится на доску).
Методическая рекомендация. В сильном классе можно предложить более сложный вариант задания (уровень П.). Слова даются в строчку без выделения корней. Ученики должны составить план действий: сначала сгруппировать, определив основание группировки, затем выдвинуть гипотезу (установить закономерность) и проверить её, сделав необходимые графические обозначения.
Учитель задает вопросы:
– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне лаг – лож»?
– Назовите условия выбора букв а–о в корне лаг – лож. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора.
Работа с обобщённой графической модельюМетодическая рекомендация. Чтобы предупредить отрицательное взаимодействие навыков (наложение способа проверки) при одном опознавательном признаке двух разных видов орфограмм (проверяемой буквы и буквы чередующегося гласного), следует указать на дополнительный признак – так называемую типовую модель орфограммбукв чередующихся гласных [лаг/ж]. Это звукосочетание также является опознавательным признаком (а также условием выбора орфограмм, если это корень).
– Можно ли применить правило к словам ложь, благо? Почему, ведь в них тоже есть сочетания лож, лаг?
– Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе корень лаг (лож)?
|
Дети отвечают на поставленные вопросы
(Однокоренные слова.)
(Проверочным.)
(Гласный звук находится под ударением.)Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении. (эти буквы выделяются шрифтом или цветом.)
Ученики формулируют проблему:
Почему пишутся разные буквы – аили о в корне лаг – лож ?
Какую букву писать в безударном положении?
Есть ли правило для таких случаев?
Сравнивают с формулировкой в учебнике (см. «Проблемные вопросы уроков»).
Наблюдение проводится по заданиям к упражнению.
Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.
Уточнение и углубление понимания правила учащимися
(По безударному положению гласного.)
(Выделен корень, подчёркнута буква гили ждвумя чертами, поставлено ударение.)
графическая модель орфограммы «Буквы а-ов корне -лаг- – -лож-» - §13).
(Под ударением, другое значение, не корень.)
(Действие.)
|
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2.Формулировать вопрос (проблему) урока.
Регулятивные УУД
3.Искать пути решения проблемы.
4.Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
5.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
2.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.
3.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
|
Первичное закрепление Развитие правописных умений.
– развивается умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне лаг (лож), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний.
– совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях лаг(лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи – употреблять слова с корнем лаг, лож только с приставками
– развивается языковая догадка – подбирать слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением.
материалу.
|
1. Упр. 122
Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):
1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.
2) Выделить звукосочетание [лаг/ж].
3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.
4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.
5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.
– В каких словах этой орфограммы нет? Почему?
2. Упр. 123.
3. Упр. 124
.
|
Дети устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.
Ответы детей
(Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный.)
Работа со словарем. Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступлениесообщение.
Выполняется в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная
|
Познавательные УУД
4. Составлять алгоритм и действовать по нему.
5. Извлекать информацию из словаря.
6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
|
Самостоятельная работа
– развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложений, графически объяснять условия выбора орфограмм; совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки по изученному ранее
|
4. Упр. 125 (осложнённое списывание)
Словарноорфографическая работа. Запись в тетрадях слов: билет, горизонт, горизонтальный (поставить ударение, подчеркнуть буквы гласных, которые надо запомнить), подбор однокоренных слов, составление словосочетаний со словарными словами.
|
Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
|
|
Рефлексия
|
а) – Назовите ключевые слова урока. Сравните со словами в учебнике в конце темы. Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?
б) – Найдите «третье лишнее»: предложение, благодарность, слагаемое.
– Что удалось на уроке, было самым интересным?
– Какие трудности встретились?
– Что помешало при выполнении задания?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.
Задание для самоподготовки:
1. Составить опору к тексту правила.
2. Упр. 126. (Н. Составить словосочетания. П. Составить устный рассказ.)
|
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
|
Регулятивные УУД
6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
На: Буквы о-а в корне - лаг- - -лож-
отличный, очень подробный конспект, добавила себе в закладки.спасибо большое!
гульмира сырымовна тасеменова