Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Буквы о-а в корне - лаг- - -лож-

Данные об авторе
Автор(ы): 
Осинскова Г.А.
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ р.п Озинки", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

деятельностная:- осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.

-работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

содержательная:находить слова с  буквами чередующихся гласных а–ов корне ­лаг­ – ­лож­,правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК: Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев «Русский язык»

Краткое описание: 
<p> Технологическая карта урока &quot;открытия&quot; новых знаний.</p>

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация.

 

1. Тренировочный словарный диктант. Учитель диктует слова: маршрут, рекорд,  велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль.

Учащиеся записывают слова.Самопроверка по орфографическому словарю в учебнике.

Познавательные УУД

1.Извлекать информацию из словаря.

 

АктуализацияПостановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск решения. Открытие новых знаний..

Материал для наблюдений лучше вынести на доску, чтобы ученики заранее не читали формулировку правила и противоречие проблемной ситуации было острее и нагляднее.

1. На доске слова:

                        положение

                        сложить

                        предлагать

                        излагать

Что их объединяет?

Назовите корень. (Корни выделяются)

– Что вы заметили?

 (В корнях разные буквыа–о:

выделяются жирным шрифтом или другим цветом.)

2.Затем разбираются слова в другом столбике.

Картинка выглядит так:

                        положить – положит

                        сложить – сложит

                        предлагать – предложит

                        излагать – изложит    

Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре?

Почему?

– Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.)

 

 

– Работает ли здесь проверочное слово?

– Какую проблему будем решать?

 

 

 

 

 

Поиск решения проводить с помощью  упр. 121 (материал выносится на доску).

Методическая рекомендация. В сильном классе можно предложить более сложный вариант задания (уровень П.). Слова даются в строчку без выделения корней. Ученики должны составить план действий: сначала сгруппировать, определив основание группировки, затем выдвинуть гипотезу (установить закономерность) и проверить её, сделав необходимые графические обозначения.

 

Учитель задает  вопросы:

 – По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­»?

– Назовите условия выбора букв а–о в корне ­лаг­ – ­лож­. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора.

Работа с обобщённой графической модельюМетодическая рекомендация. Чтобы предупредить отрицательное взаимодействие навыков (наложение способа проверки) при одном опознавательном признаке двух разных видов орфограмм (проверяемой буквы и буквы чередующегося гласного), следует указать на дополнительный признак – так называемую типовую модель орфограмм­букв чередующихся гласных [лаг/ж]. Это звукосочетание также является опознавательным признаком (а также условием выбора орфограмм, если это корень).

 

– Можно ли применить правило к словам ложь, благо? Почему, ведь в них тоже есть сочетания лож, лаг?

– Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе  корень ­лаг­ (­лож­)?

Дети отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

(Однокоренные слова.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Проверочным.)

 (Гласный звук находится под ударением.)Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении. (эти буквы выделяются шрифтом или цветом.)

Ученики формулируют проблему:

Почему пишутся разные буквы – аили о в корне ­лаг­ – ­лож­ ?

Какую букву писать в безударном положении?

Есть ли правило для таких случаев?

Сравнивают с формулировкой в учебнике (см. «Проблемные вопросы уроков»).

Наблюдение проводится по заданиям к упражнению.

 

 

Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

 

 

 

 

 Уточнение и углубление понимания правила  учащимися

(По безударному положению гласного.)

 

 

(Выделен корень, подчёркнута буква гили ждвумя чертами, поставлено ударение.)

 

графическая модель орфограммы «Буквы а-ов корне -лаг- – -лож-»  - §13).

 

 

 

 

 

 

 

(Под ударением, другое значение, не корень.)

 

 (Действие.)

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

3.Искать пути решения проблемы.

4.Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.

3.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Первичное закрепление Развитие правописных умений.

 – развивается умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне ­лаг­ (­лож­), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний.

 

 

 

 

– совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях ­лаг­(­лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи –  употреблять слова с корнем ­лаг­, ­лож­ только с приставками

– развивается языковая догадка – подбирать слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением.

 материалу.

1. Упр. 122

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [лаг/ж].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.

– В каких словах этой орфограммы нет? Почему?

 

2. Упр. 123.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Упр. 124

.

 

 

 

 

Дети устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

(Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный.)

Работа со словарем. Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступление­сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняется в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная

 

Познавательные УУД

4. Составлять алгоритм и действовать по нему.

5. Извлекать информацию из словаря.

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

 

Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

Самостоятельная работа

– развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложений, графически объяснять условия выбора орфограмм; совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки по изученному ранее

4. Упр. 125 (осложнённое списывание)

 

 

 

Словарно­орфографическая работа. Запись в тетрадях слов: билет, горизонт, горизонтальный (поставить ударение, подчеркнуть буквы гласных, которые надо запомнить), подбор однокоренных слов, составление словосочетаний со словарными словами.

Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

 

Рефлексия

а) – Назовите ключевые слова урока. Сравните со словами в учебнике в конце темы. Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?

б) – Найдите «третье лишнее»: предложение, благодарность, слагаемое.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

Задание для самоподготовки:

1. Составить опору к тексту правила.

2. Упр. 126. (Н. Составить словосочетания. П. Составить устный рассказ.)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 


»  Tags for document:

Фото пользователя гульмира сырымовна тасеменова

На: Буквы о-а в корне - лаг- - -лож-


отличный, очень подробный конспект, добавила себе в закладки.спасибо большое!

гульмира сырымовна тасеменова



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн