ПРОГРАММА ХИМИКО - ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА»
Submitted by Ольга Николаевна Чижикова on чт, 30/05/2013 - 01:18
ПРОГРАММА
ХИМИКО - ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
«ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА»
Составила: учитель химии
Ерёмина Светлана Александровна
2013 год
Пояснительная записка.
Недостатком традиционной системы обучения была стандартизация многих моментов: единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: невысокаяучебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей». «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования». Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
Для организации оздоровления и занятости учащихся во время каникул была разработана данная программа. При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт других школ по организации оздоровительного отдыха.
Экологическая обстановка с каждым днем ухудшается все больше и больше, тем самым вызывая огромную тревогу и беспокойство. Лесные пожары, возникающие из-за безответственности человека, вырубки лесов, обмеление и заиливание рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – всё это происходит из-за отсутствия контроля общественности, а подчас при неправильном применении химических знаний или злоупотреблении ими ради наживы.
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба.
Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями, и от экологической воспитанности людей зависит состояние природы в будущем.
По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с детства.
Вот почему сегодняшняя экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. Воспитание гражданина – это воспитание в человеке уважения к себе как социально-значимой личности.
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания. Данная программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную и трудовую деятельность.
Немалую роль в улучшении экологической обстановки могут сыграть детские организации, которые могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и т.д.
Пользуясь этой программой, хотелось бы, чтобы ребенок осмыслил, что он является частицей окружающего мира и осознавал гражданскую ответственность за свои действия, понимал ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.
Даже самые элементарные понятия об экологической культуре должны начинаться с
самого детства.
Цель реализации программы – создание условий для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время каникул
Постановка проблемы
Химико - экологическая смена профильного лагеря «Зелёная планета» организуется на базе общеобразовательного учреждения Землянский филиал МБОУ «Инжавинская СОШ» является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Наличие у школы пришкольного участка, школьного сада привели к возможности создания профильного лагеря. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Концептуальные основы программы
Цель:
- создание условий для полноценного летнего отдыха детей и формирование нравственного отношения к природе,
-проверить способности учащихся к усвоению материала
повышенного уровня сложности по химии;
- научить учащихся применять знания из экологии, биологии, географии, физики, математики при решении химических задач на творческом уровне усвоения материала.
Задачи:
- совершенствовать умения решать экспериментальные и расчетные задачи;
- умение самостоятельно добывать знания и решать нестандартные задачи;
- развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся;
- расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
- формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
- максимальное использование возможностей природного окружения;
- выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
- организация активного отдыха и оздоровление детей;
- приобщение к природоохранной деятельности;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Ведущие принципы
В основе деятельности химико - экологической смены профильного лагеря лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:
личностно-ориентированный подход;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;
обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;
воспитание способности и потребности общения с миром через освоение
гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.
Участники программы
Химико - экологическая смена профильного лагеря комплектуется из числа учащихся 12 – 15 лет, продолжительность пребывания в лагере 7 дней, количество детей 20 человек.
Время и место проведения
Химико - экологическая смена профильного лагеря организуется в июне месяце на базе Землянского филиала МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» посёлка Землянский Инжавинского района Тамбовской области.
Механизм реализации программы
Программа реализуется в течение 7 дней, представляет собой оздоровительную химико - экологическую смену профильного лагеря, воспитательно-оздоровительный процесс которой включает два блока: химико - экологический иоздоровительный.
Химико - экологический блок состоит из следующих разделов:
· Экскурсии и прогулки
· Тематические дни
· Решение химических задач повышенной трудности, в том числе экологического содержания.
· Трудовые десанты
· Интеллектуальные игры
· Конкурсные программы
Оздоровительный блок.
Оздоровительный блок состоит из следующих разделов:
· организация двигательной активности;
· создание условий для оздоровительного режима дня;
· профилактическая работа и закаливание;
· комплекс эмоционального воздействия.
Организация двигательной активности
Во время нахождения детей в оздоровительном пришкольном лагере под руководством физрука, учителя проводятся:
· утренняя гимнастика;
· физкультурное занятие;
· экскурсии и биологические прогулки;
· минутки здоровья.
Физкультурные мероприятия направлены на:
· укрепление мышц, позвоночника;
· предупреждение гиподинамии;
· предупреждение проявления отрицательных эмоций.
Создание условий для оздоровительного режима
Необходимость определенного распорядка дня основана на принципе биоритмии. Для наиболее эффективного оздоровительного режима в повседневной жизни ребенка реализуется следующая триада:
· достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений;
· достаточные умственные нагрузки;
· превалирование положительных эмоций.
В режиме повторяются следующие моменты: время приема пищи (2-х разовое), общая длительность пребывания ребят на открытом воздухе при выполнении физических упражнений, минуток здоровья, экскурсий, прогулок, практических занятий. Все остальные компоненты режима варьируются.
Профилактическая работа и закаливание:
Огромную роль в оздоровлении играют природные и климатические факторы, которые способствуют закаливанию детей, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям.
Профилактические и закаливающие мероприятия:
· дыхательная гимнастика – включена в упражнения утренней гимнастики;
· солнечные ванны – благоприятно сказываются на функциях физиологических систем, улучшают общее состояние организма, состав крови, усиливают обмен веществ, повышают защитные силы организма, эмоциональный тонус (в то же время они являются сильнодействующим фактором и требуют строгой дозировки);
· воздушные ванны – повышают тонус нервной и мышечной системы, способствуют тренировке терморегуляции;
· босохождение – кроме закаливающего воздействия, способствует профилактике плоскостопия.
Оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся с использованием естественных природных факторов (воздуха, солнца), а также физкультурных и спортивных занятий. Все закаливающие мероприятия проводятся под руководством физвоспитателя.
Условия реализации программы.
1.Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МБОУ «Инжавинская СОШ»
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
План работы.
Материально-технические условия:
Применение
Источник финансирования и материальная база
Ответственные
Кабинеты
Классные кабинеты
Материальная база школы на закупку канцелярских принадлежностей для практических занятий, творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов
Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Спортивный зал
Занятия спортом, состязания
Материальная база школы
Спортивный
руководитель
Спортивная площадка
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
Материальная база школы
Спортивный
руководитель
Школьный двор
Отрядные дела, игры-путешествия, линейка
Материальная база школы
Воспитатели, администрация лагеря
Школьный участок
Для наведения порядка, благоустройства, уход за цветниками.
Материальная база школы
Воспитатели, администрация лагеря
Школьная библиотека
Литература для участников лагеря
Материальная база
школы
Библиотекарь
Школьная столовая
Завтрак, обед.
Фонд социального страхования
Заведующая пищеблоком
Комнаты гигиены
Туалет, раздевалка
Материальная база школы
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал
Основные направления деятельности
Направления деятельности
Формы работы
Ожидаемый результат
Учебно-исследовательская (познавательная)
Теоретические и практические занятия по химии.
Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой.
Интеллектуально-познавательные игры.
Усвоение теоретических и практических химических и экологических знаний и навыков учащимися.
Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.
Развитие и расширение кругозора учащихся.
Общественно-полезная и трудовая
Трудотерапия (трудовой десант) на прилегающих к школе территориях (пришкольный участок, парк).
Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагерных помещений.
Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.
Спортивно-оздоровительная
Утренняя зарядка.
Воздушные и солнечные ванны.
Подвижные игры.
Экскурсии.
Походы с играми на местности.
Пропаганда и формирование здорового образа жизни.
Улучшение физического состояния учащихся.
Увеличение двигательной активности.
Укрепление физического здоровья детей.
Природоохранная (художественно-эстетическая)
Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.
Выпуск бюллетеней о жизни в лагере.
Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья.
Выставки работ учащихся.
Диагностико-аналитическая
Диагностические психологические тесты.
Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей.
2. Организационный этап (1 день лагеря) - Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- Оформление уголков отряда.
3. Основной этап (2-6 день лагеря):
- Теоретические и практические занятия по химии;
- Работа по озеленению школьного двора;
- Трудовой десант;
- Спортивно-оздоровительный мероприятия по плану;
- Досуговые мероприятия;
- Методическая работа с воспитателями, с вожатыми.
4. Заключительный этап (7 день): - Закрытие смены;
- Обобщение итогов деятельности;
- Сбор отчетного материала;
- Выпуск фотодневника лагеря;
- Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы).
Ожидаемые результаты:
1. Общее укрепление здоровья воспитанников лагеря.
2. Навыки решения химических и экологических задач
3. повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
4. повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
5. Снятие психологического и физического напряжения.
6. Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
7. Пропаганда здорового образа жизни.
8. Формирование умений правильного поведения в природе;
9. Осознание экологической опасности, угрожающей планете из-за нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
10. удовлетворенность детей своей деятельностью;
11. адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
План реализации программы:
Дата
День
Мероприятия
1 июня
День первый
«Открытие лагеря»
1. Знакомство с детьми « Расскажи чуть-чуть о себе». Экологический ликбез «Экология как наука»
2. Знакомство с планом работы смены «Одаренные дети в изучении химии».
3. Знакомство с кабинетом. Правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
4. Физкультминутка.
5. Заочное путешествие в страну «Химия».
6. Решение экспериментальных задач на осуществление генетической связи ионов
двухвалентного и трехвалентного железа с помощью желтой и красной
кровяных солей и роданида калия. Просмотр видеофильма и эксперимент.
7. Физкультминутка.
8. «Веселыми тропинками лета» - конкурс рисунков
9. Подготовка к выпуску отрядного уголка.
3 июня
День второй
«День Природы»
1. Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес».
2. Химическая разминка по формулам.
3. Решение задач на молярную концентрацию.
4. Физкультминутка.
5. Видеофильм «Виды стекла. Частичное растворение стекла в воде».
6. Гидролиз солей (лекция).
7. Трудовой десант
8. Подвижные игры на воздухе, закаливающие процедуры
9. Экологический ликбез «Организм и среда. Среды жизни».
10. Просмотр и обсуждение кинофильма по экологической тематике
4 июня
День третий
«День Олимпийских надежд»
1. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
2. Видеофильм «Качественная реакция на карбонат - ион. Качественная реакция на силикат - ион».