Submitted by Ольга Николаевна Чижикова on чт, 30/05/2013 - 00:47
Урок химии по теме
«Химические свойства металлов»
Учитель: Ерёмина Светлана Александровна
Цели урока:
1. сформировать понятие об общих химических свойствах металлов и их восстановительных способностях;
2. подвести учащихся к осознанию значения металлов в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для получения учащимися знаний о положении металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах металлов, нахождении в природе.
2. сформировать понятие об общих химических свойствах металлов;
3. научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;
Развивающие:
1. совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности;
2. развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
1. воспитывать экологическую культуру, ответственное отношение к собственному здоровью, формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы;
2. воспитывать умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Тип урока:
изучение нового материала.
Методы и приёмы:
1. приемы активизации познавательной деятельности учащихся;
2. групповая деятельность;
3. ИКТ;
Оборудование:
1. экран, проектор, компьютер;
2. оборудование для демонстрационного эксперимента;
3. оборудования для лабораторных опытов;
4. периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
5. Таблицы «Виды химической связи», «Получение металлов», «Химические свойства металлов».
6. Коллекция металлов и сплавов
Реактивы:
1. магний (в порошке), железный гвоздь, медная проволока, цинк, алюминий
Добрый день! Сегодня мы приступим к изучению нового материала. Мы познакомимся с общими химическими свойствами металлов и их восстановительными способностями.
Актуализация знаний.
Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте выясним, что же мы уже знаем о металлах
Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов. Сплавы”.
Работа по группам. Класс делится на 2 группы (по рядам). В каждой группе выбирается лидер – ответственный за выполнение задания. Задания для групп может быть следующее:
Задание для первой группы:
Написание мини – теста с открытым вариантом ответа. Один ученик работает у доски (но до момента проверки его ответы не видны классу), остальные обучающиеся группы выполняют работу в тетрадях.
Варианты вопросов:
Способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия? (пластичность);
Тип химической связи в металлах? (металлическая);
Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (электроны);
Какую плотность имеют легкие металлы (менее 5 г/см3);
Самый легкий металл? (литий);
Лучшие проводники электричества среди металлов? (серебро и медь);
Название известного сплава на основе алюминия (дюралюминий);
Важнейшие сплавы на основе железа? (чугун и сталь);
Какой неметалл входит в состав сплавов железа (углерод);
Укажите не менее трех металлов, которые могут выступать в качестве легирующих добавок? (хром, никель, молибден)
Задание для второй группы:
Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.
На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит проверка результатов.
Работа у доски (один учащийся):
Решение задачи по теме “Сплавы”.
На Красной площади установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Масса памятника 16 тонн. Определите массу меди, которая была затрачена на создание данного памятника.
Девизом сегодняшнего нашего урока будет высказывание: «Металлы – основа цивилизации».
И сейчас у нас с вами будет возможность в этом убедиться. Группа наших учащихся, в результате исследовательской деятельности подготовила проект о металлах. С результатами исследований нас ознакомит руководитель группы. Целеполагание.
Из проекта мы узнали о роли металлов в развитии общества. А что мы еще знаем о металлах?Что мы еще можем узнать о металлах?
И целью урока будет практическое изучение химических свойств металлов. (таблица «Химические свойства металлов»)
Изучение нового материала.
Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций,правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по –ходу изучения новогоматериала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс.
Основным химическим свойством металлов является способность их атомов легко отдавать свои валентные электроны и переходить в положительно заряженные ионы. Типичные металлы никогда не присоединяют электронов; их ионы всегда заряжены положительно.
Легко отдавая при химических реакциях свои валентные электроны, типичные металлы являются энергичными восстановителями.
Способность к отдаче электронов проявляется у отдельных металлов далеко не в одинаковой степени. Чем легче металл отдает свои электроны, тем он активнее, тем энергичнее вступает во взаимодействие с другими веществами.
Простые вещества металлы взаимодействуют с простыми и сложными веществами. Взаимодействуют с неметаллами, водой, кислотами и солями
Для изучения свойств - посмотрим несколько видеоопытов. Но для этого вспомним правила ТБ.
Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):
Мы должны к заключению урока:
знать общие химические свойства металлов;
уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
получить навыки проведения химических реакций.
Вопрос учащимся: “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?”
При объяснении материала используется презентация с видеофрагментами опытов.
Химические свойства металлов:
1. Взаимодействуют с неметаллами
2. Просматривается видеофрагмент и записывается уравнение реакции. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.
2. Взаимодействие с водой.(Слайд3)
С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2
Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2
3. Взаимодействие с кислотами
с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
Полученная соль должна быть растворимой;
Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.
Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.
2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2+ 2H2O
4. Взаимодействие с солями
5. с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы
Просматривается видеофрагмент взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:
Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu
Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II).
Скорость этой реакции медленная, поэтому я заранее ее подготовила
Вытеснение одних металлов из соединений другими металлами впервые было изучено 1865 году русским ученым Н.Н.Бекетовым. В настоящее время «вытеснительный ряд» Бекетова называют электрохимическим рядом напряжения металлов. чем левее находится металл в этом ряду, тем он активнее. И может вытеснить менее активный металл из соли, что и происходит при реакции железа с медным купоросом.