Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»
Хочу поделиться своим небольшим опытом, как без прохождения курсов подготовки учителей обнаружила «изюминки» в ФГОС для предметов ИЗО и Технология, которые преподаю в МАОУ «Лицей №36» г. Саратова в 2012-2013 учебном году.
Новые Стандарты многим учителям кажутся скорее забытыми старыми, но при изучении федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы определила отличительные особенности.
Сегодня под Стандартом понимается система требований:
· требования к результатам освоения основных образовательных программ,
· требования к структуре основных образовательных программ,
· требования к условиям реализации основных образовательных программ
Начнём с рассмотрения зафиксированных в Стандарте требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы:
Метапредметные - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, межпредметными понятиями, составляющими основу умения учиться.
Стимулировать ученика:
-к поиску информации по теме урока (учебники, энциклопедические словари, презентации, фильмы и т.д.),
-к определению цели урока и этапов выполнения работы,
- к умению организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла,
-к способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одноклассников.
Личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, сформированность мотивации к обучению и познанию, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные, личностные качества; сформированность основ гражданской позиции. Возможность самому понять этапы и процессы выполнения работы, планировать работу, выполнить её и оценить свой труд.
Овладение учащимися учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Предметные - освоенный опыт специфический для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению по предмету другого цикла.
В современном мире ученик тесно связан с компьютером. Получаемую информацию на уроке он складывает в голове в папочку (файл) и оставляет на «рабочем столе» - в мозге, до следующего урока по данному предмету.
На других предметах эта информация из «папочки» не достаётся без стимулирования учителем вопросами, заданиями. Создаётся следующая папочка, если учитель является только носителем новой информации. А учитель должен по ФГОС быть «навигатором» и «направителем» для ученика.
Какие «изюминки» ФГОС обнаружила и применяю?
Первая «Изюминка» ФГОС - Результаты изучения предметов:
Изобразительное искусство
|
Технология
|
1.Формирование основ художественной культуры, как части общей духовной культуры, особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;
|
1.Развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных учебных задач;
|
2.Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
|
2.Активное использование знаний, полученных при изучении другихучебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
|
3.Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в разных формах (фольклоре, классических произведениях, искусстве современности)
|
3. Совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
|
4.Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, через искусство и понимание красоты человека;
|
4.Формирование представлений о социальных и эстетических аспектах научно-эстетического процесса;
|
5.Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах, работая разными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика)
|
5.Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности
|
Из таблицы видно, что учитель стимулирует действия ученика к формированию, приобретению, освоению навыков, развитию самостоятельной деятельности, к нахождению информации по теме, определению последовательности действий.
Вторая «изюминка»
Равноправное участие родителей в реализации стандартов (которое прописано во всех законах), включение родителей в совместную образовательную деятельность, самое главное в непосредственное решение задач, поставленных стандартом.
Родители
1.получают полную информацию и ответы на вопросы: зачем необходим предмет, для чего выполняется работа, все ли ученики могут справиться, как происходит оценивание работ и т.д.
2.видят заинтересованность учителя в результате обучения каждого ребёнка,
3.видят желание учителя раскрыть, реализовать больше возможностей ребёнка.
Родители соглашаются с вами сотрудничать:
1.принимать участие в организации образовательного процесса,
2.оказывать помощь в проведении мероприятий,
3.заинтересовывают ребёнка в предмете и в получении результата труда;
4.контролируют успеваемость ребёнка по предмету;
5.выходят с предложениями к учителю.
Третья «Изюминка» ФГОС:
Должны создаваться УО (учебные обьединения) по параллели «предметников»: учителя разных предметных областей должны объединяться и советоваться, как им совместно выводить детей на новые результаты (личностные и межпредметные)
Учителям Технологии и ИЗО необходимо знать содержание других образовательных областей (также как и всем учителям). Необходимо составлять таблицу в рабочей программе и, обсудив с учителями других предметов, реализовать принцип межпредметной интеграции, которой отводится важное место в новых Стандартах. Заполнять таблицу межпредметных связей необходимо для каждого класса.
Продуктивно реализовывается межпредметная интеграция в проектной деятельности школьников.
Что же необходимо сделать в первую очередь?
1. При введении ФГОС необходим новый подход к системе повышения квалификации учителей, при котором должна быть подготовка или переподготовка педагога, способного обладать технологиями видения урока, обеспечивающие индивидуализацию образования, достигать планируемых результатов;
2. Должна быть мотивация к непрерывному профессиональному совершенствованию.
Мотивация имеет место в виде портфолио, но не всегда портфолио стимулирует (толкает) на профессиональное совершенствование, т.к. достигнуть высоких результатов можно участием и победами в конкурсах разного уровня, дачей МК и открытого урока на интересную для педагога тему. Но не с попыткой использования (апробированием) новых методов, способов преподавания – «учить учиться».
Требования к учителю:
-учитель должен являться на уроке не толкователем новой информации, а «навигатором» нахождения информации учениками, определения цели урока, выполнения задания,
-создателем организации среды, побуждающей учеников учиться,
-урок построить так, чтобы работа каждого ученика была успешной, чтобы каждый получал удовольствие от преодолённого им труда,
Для перехода на преподавание по ФГОС необходимо решить следующие вопросы:
-в начальной школе должны даваться знания в объеме, необходимом для дальнейшего изучения предмета «Технология» и ИЗО, уроки проводиться регулярно;
- должна быть стыковка программы начальной школы с программой предметов среднего и старшего звена;
- уроки в начальной школе должны проводиться специалистами, хотя бы в первом классе;
- должна быть материальная база;
- должно быть техническое оснащение;
- заинтересованность учителей предметников работать в общей «связке» - главное;
Стандарт адресован школе, обществу, а не отдельно взятому учительскому корпусу. В одиночку совершать переход сложно, а в связке интересно, легко и результативно.
Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей «Пеликан» от АНО «ЦПИ «Ариадна»
|