Продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.
Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).
Программные средства.
Microsoft Word
Microsoft Power Point
Microsoft Excel
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
План-конспект.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.
а) Диаграммы – всякий чертёж, для геометрического или иного объяснения. (объяснительный чертёж или рисунок в красках для наглядного изображения какого либо явления в описательных науках, особенно в статистике).
б) виды диаграмм: линейные, круговые, столбчатые(слайд 4)
в) Фронтальный опрос.
1. Какой вид диаграмм вы изучили ранее(в 5 классе)?
2. Что называется круговой диаграммой?
3. Для чего и где используется круговая диаграмма?
III. Изучение нового материала.
Учитель:на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с одним из видов диаграмм – столбчатые диаграммы. Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. Чтобы наглядно сравнить какие-то цифровые данные, часто используют диаграммы. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным.
По данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи.( Слайд 4,5)
Данная диаграмма показывает количество банок мёда, съеденного Вини-Пухом за неделю в гостях у друзей. Используя диаграмму, ответьте на вопросы.
Вопросы классу:
1. В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
3. Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
4. На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
5. В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
6. Сколько в среднем съел бочонков мёда Винни-Пух? Почему в ответе применили округление?
Построение столбчатых диаграмм.
Учитель: рассмотрим два способа построения диаграмм.
Первый способ/ручной/: заключается в том, что для изображения чисел (величин) используется, как вы заметили столбики, высота которых пропорциональна этим числам. В селе 90 домов. Из них 15 – под железной крышей , 45 – под черепичной и 30 – под шиферной. Постройте столбчатую диаграмму.( учитель объясняет)
Второй способ/с помощью компьютера/: заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel. /Учитель демонстрирует через проектор построение столбчатой диаграммы «с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel/. (Слайд 6).
IV. Решение задач.
№1425
В селе 22 дома двухэтажных, а остальные 68 – одноэтажные. Постройте круговую и столбчатую диаграммы (один дом – 2 мм). (слайд 7)
№1425
Постройте столбчатую диаграмму, показывающую массы первых десяти космических кораблей серии «Венера». (слайд 8)
№1427
Постройте столбчатую диаграмму по следующим данным:
наибольшая глубина озера Байкал 1620 м, Онежского озера 127 м, озера Иссык-Куль 668 м, Ладожского озера 225 м. (слайд 9)
V.Практическая работа .
Выполните построение столбчатой диаграммы по карточке- заготовке, ручным способом, используя линейку, цветные карандаши.
Карточка №1
Построить столбчатую диаграмму выпадения осадков /мм/ за год в Чистополе.
Месяц
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Кол-во осадков /мм/
85
65
52
57
76
106
106
146
143
105
76
88
Инструкция.
1. По данным таблицы постройте столбчатую диаграмму, для этого:
1.1. Изобразите данные числа столбиками, высоты которых пропорциональны этим числам: отрезок длиной 1 см будет изображать число 10, 10 см – число 100 и т.д.
2. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.
Карточка №2
Построить столбчатую диаграмму выпадения осадков /мм/ за год в Чистополе.
Месяц
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Кол-во осадков /мм/
85
65
52
57
76
106
106
146
143
105
76
88
Инструкция.
1. Воспользуйтесь данными и постройте таблицу в Excel.
2. По введённым данным постройте диаграмму, для этого:
2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите «Мастер диаграмм».
2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – гистограмма.
2.3. На 2-м шаге введите заголовок диаграммы.
2.4. На 3-м шаге выберите размещение диаграммы на отдельном листе.
3. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.
VI. Итоги урока.
Для чего используются столбчатые диаграммы?
Какой способ построения диаграмм более рациональный? Почему?
VII. Домашняя работа.
1. Проанализировать и сравнить данные по диаграмме найденной в СМИ и сети Интернет, записав в тетради соответствующие выводы.
2. Постройте круговую и столбчатую диаграммы количества девочек и мальчиков в вашем классе.