Submitted by Любовь Александровна Донченко on чт, 23/05/2013 - 11:00
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ СКАЗОК».
Л.А. ДОНЧЕНКО – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКИ.
Тип урока: Изучение нового и закрепление старого материала.
Вид урока: Урок – экскурсия по странице сказки.
Цель: Выяснить, как композиторы, используя средства музыкальной выразитель-ности, изображают образы сказочных персонажей в своих музыкальных произведениях.
Задачи:
• Создать соответствующую, сказочную атмосферу;
• Пробудить интерес к творчеству русских композиторов;
• Развить воображение, творческую фантазию
•
•
Методы: Использование телевизора – видео, фрагменты музыкальных произведе-ний.
Дополнительный материал: Репродукции – М. Врубеля «Царевна – Лебедь»; А. Васнецова; творческие работы детей (рисунки); худ. фильм - сказка – фрагмент.
ХОД УРОКА.
Учитель музыки: Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
Благодаря музыке, мы узнаём, что в сказке все звуки особенные, волшебные, не-обычные с более живописным, и зримым музыкальным миром её образов.
Учитель музыки:
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса…
Из какого литературного произведения это?
Ответы учащихся….
Учитель музыки: Есть в «Сказке о царе Салтане…» три чуда. Какие?
Ответы детей:...
• Белка;
• Тридцать три богатыря;
• Царевна – Лебедь.
Учитель музыки: А как Пушкин описал в своей сказке эти три чуда?
…Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупы золотые!...
Назаров Владимир:
…Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря!
Реснянская Екатерина:
…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем счет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу – звезда горит!
Учитель музыки: Почитали, мысленно представили три суда.
Композитор Римский – Корсаков является композитором – сказочником. Им напи-сано семь опер на сюжеты сказок. Фрагмент, который вы смотрели, озвучен музыкой из оперы «Сказка о царе Салтане».
В опере у каждого героя есть музыкальная тема – яркая картинка, написанная не красками, а звуками.
Рисуя сказку, художники пользуются своим «художественным языком». Каким?
Дети: Кисти, краски, полотна и т.д.
Учитель музыки: А композиторы каким языком пользуются? С помощью чего мо-гут изобразить сказку? - (выслушать варианты ответов).
Учитель музыки: Совершенно верно! У композиторов есть свои звуковые краски, которые называются – средства музыкальной выразительности. Давайте, мы их перечис-лим:
Учитель музыки: Всё это является средством музыкальной выразительности. Вернемся к сказке. В этой сказке вы увидели три чуда.
Постарайтесь охарактеризовать, какому чуду принадлежит данная музыка?
Белочка, Тридцать три богатыря, Царевна – Лебедь.
Ответы детей:
Учитель музыки: Музыка, рисующая сказочные образы, в своём звучании дости-гающая небывалой красочности, может быть даже большей, чем на полотнах живописцах.
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:…
Учитель музыки: В этой опере есть ещё одно чудо, и замечательный русский композитор Римский – Корсаков нарисовал «полёт шмеля» в своём произведении.
Это произведение звучит как самостоятельное на концертах и по радио.
Смотрим на экран телевизора (Включается запись «полёт шмеля» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
Учитель музыки: Ну, как? Удалось ли композитору передать образ «полёта шме-ля?
Композитор использовал тембры струнных инструментов, по характеру звучания которых музыка, можно сказать, «гудящая», «шмелиная», но не назойливая.
А сейчас мы послушаем современное исполнение этого произведения на электро-гитаре, а вы постарайтесь сравнить, какое исполнение вам больше понравилось = класси-ческое, или современное.
Смотрим на экран. (Звучит электрогитара «полет шмеля»).
Ответы детей…
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА…
Учитель музыки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества. Самого тонкого слуха, самого острого зрения, самой чуткой интуиции недос-таточно для того, чтобы на свет появилось произведение искусства.
МАЛО УВИДЕТЬ И ПОНЯТЬ - нужно ещё и ВОПЛОТИТЬ.
Композитор Йозеф Гайдн, когда его осенила мелодия, воскликнул, ослеплённый её блеском: «Это не от меня, это свыше!».
Кому судьба предназначила быть творцом, изначально носит в душе некий идеал, с которым он сверяет всё, что создает.
Мы называет это талантом, который надо развивать, совершенствовать, но не гордиться.
Слушание притчи «Кисточки в Божьих руках» в исполнении С. Копыловой.