Submitted by Елена Николаевна Синцова on пн, 20/05/2013 - 15:46
ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ
(урок в 5 классе)
ЦЕЛЬ - познакомить учащихся сважнейшими открытиями и достижениями финикийцевв области культуры;
- продолжить формирование умений анализировать текст исторического источника, навыки чтения исторической карты;
- выяснить основные занятия финикийцев;
- оценить значение открытий финикийцев в жизни других народов.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта«Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности»
Литература: История Древнего мира. Под редакцией А.А. Вигасина, Г.И.Гдер,
«Просвещение» 2009 г.
ХОД УРОКА
Опрос по теме; «Вавилонский царь Хаммурапи»
1. Какое древнее государство мы изучаем? (карта).
2. Какиесовременные государства находятся на этой территории'?
3. Какойгород Двуречья становится главным и почему?
4. При каком правителе этот город наивысшего могущества? (карта)
5. Что узнали учёные о вавилонском обществе из находки, обнаруженной французскими археологами в начале XXвека?
6. На какие слои населения делилось вавилонское общество? {свободные и рабы-чужеземцы)
7. Какое отношение к свободным людям (рабам) было прописано в законах?
Решение исторической задачи.
Первыми жителями Южного Междуречьябыли шумеры. Па глиняныхтабличках (4 тысячи лет),учёные прочитали пословицы и поговорки. Вот,например, «нытик», вечно жалующийся на своюсудьбу, любил поговорку:«Я родилсяв злосчастный день».
О беспомощных неудачникахшумеры говорили так; «Брось тебя в воду - водапротухнет, пусти тебя в сад - все плоды сгниют»,
Шумеры высокоценилидружбу. Как говорят по-русски «свой своему поневоле брат». Примерно также говорили вЮжном Междуречье: «Дружба длиться день, родство длитьсявечно».
Эти шумерские пословицы напоминают русские пословицы:
1.Он ещё не поймал лисицу, а уже делает для неё колодку,
(Ещёне поймал, ауже ощипал).
2. Увернулсяот дикого быка - натолкнулся на дикую корову.
(От волка побежишь на медведя нарвёшься),
В каких случаях мы употребляем эти пословицы?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
План.
1.Города финикийцев.
2.Торговцы и морские разбойники.
3.Финикийские колонии.
4.Древнейший алфавит.
Рассказ учителя о месторасположении Фииикии.
Карта стр. 72. Найдите города Тир. Библ. Сидон.
Самостоятельная работа учащихся с п. I стр. 70,
Чем занимались финикийцы?
Что они вынуждены были ввозить в свою страну'' (пшеницу).
Кто управлял их корабли?
Гдеможно было взять рабов?
стр.72. « Какфиникийцы похитили женщин».
Около600 года до н, э. Финикийцы сделали открытие.
Работа с документом 1,
ГЕРОДОТ О ФИНИКИЙЦАХ.
(Путешествие финикийцев).
,..Ливия же,по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первымдоказал Нехо. царь Египта. Послепрекращения строительства каналаиз Нила в Аравийский заливцарь послалфиникиян на кораблях. Обратный путь он приказал держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моряи таким образом не возвратятся в Египет, Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегуи, в какоебы местов Ливии ни попадали, всюдуобрабатывали землю: затемдожидались жатвы, а послесбора урожая плылидальше. Через два года на третийфиникияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли вЕгипет. По их рассказам (я-тоэтому не верю,пусть верит, кто хочет),во время плавания вокруг Ливиисолнце оказывалось у них на правой стороне.
Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем.
Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалосьобогнуть Ливию…
Вопрос к документу.
Какое открытие сделалифиникийские мореплаватели'?
(Африка окружена морем)
КОЛОНИЯ- поселение( на доске ).
Работа скартой в учебнике на странице72,
Как назывался город, основанный в Северной Африке? (Карфаген)
Какназывалось письмо в Древнем Египте и Древнем Двуречье?
Его особенность?
Работасучебникомстраница73, пункт 3.
1.Что изобрели финикийцы? (алфавит)
2.Что побудило финикийцев сделать это?
3, Чем отличается финикийский алфавит от египетского письма?