Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дыхательная гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Submitted by Алина Владимировна Тараданова on чт, 16/05/2013 - 19:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тараданова Алина Владимировна
Место работы, должность: 

Р.п. Коченево МКДОУ д/сад № 3 "Солнышко", учитель-логопед

Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Важнейшее условие правильной речи &ndash; это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Развитие дыхание &ndash; один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от речевого дефекта.</p> <p> <strong>Цель дыхательной гимнастики</strong>&ndash; увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.</p> <p> Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и востановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.</p> <p> &nbsp;</p> <p> <strong>При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:</strong></p> <p> 1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.</p> <p> 2. Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.</p> <p> 3. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надывались.</p> <p> 4. Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.</p> <p> 5. Нужно сочетать дыхательные упражнения с голововыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.</p> <p> Процесс дыхания осущесивляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из четырех фаз: выдоха, паузы, вдоха и выдоха, которые непрерывно следуют одна за другой.</p> <p> <strong>Различают физиологическое и речевое дыхание.</strong>В чем отличие речевого дыхания и обычного?</p> <p> &nbsp;Дыхание в жизне непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания &ndash; вдох, выдох, пауза.</p> <p> Речевое дыхание во многом управляемый процесс. При речи вдох делается и носом и ртом. Выдох значительно длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем длинный звуковой выдох. Чем длиннее произносимая фраза, тем длиннее выдох.</p> <p> &nbsp;</p> <p> В жизни наблюдаются <strong>три типа дыхания:</strong> грудное, брюшное и диафрагмально-реберное.</p> <p> <strong><em>При грудном дыхании</em></strong>движения совершаются в вверхнем и среднем отделе грудной клетки. Вдох напряженный, участие диафрагмы слабое; при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди, при вдохе поднимаются плечи. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует&nbsp; длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса. Голос звучит высоко, резко.</p> <p> <strong><em>При брюшном дыхании</em></strong>дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания &ndash; легкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука &ndash; ухудшает его. Голос часто бывает гухим, низким, &laquo;далеким&raquo;.</p> <p> <em>&nbsp;<strong>Смешанное дыхание</strong></em>выгодно отличается от других типов дыхания, реактивной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса. При полном дыхании грудная клетка расширяется в продольном, поперечном и переднезаднем направлении. Такой тип дыхания лежит в основе постановки речевого голоса.</p> <p> Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки деафрагмально-реберного дыхания является тренировка длительного выдоха, тренировка рационального расходывания запаса воздуха во время речи.</p> <p> <strong><u>Как определить тип дыхания ребенка?</u></strong></p> <p> Положив руки на грудь и живот, при брюшном дыхании можно ощутить при вдохе движение живота вперед и судорожное движение грудной клетки; брушные и поясничные мышцы при этом напряжены. При грудном дыхании на вдохе ощущается резкий подъем грудной клетки и втягивание живота.</p> <p> Далее после вдоха сделать небольшой выдох и затем на оставшемся запасе дыхания произнести какой-либо текст. При этом выяснить, за счет каких мышц произошел выдох до звучания и какие изменения происходят в дыхании во время произнесения текста. Если во время фонации грудная клетка заметно опадает, это указывает на преобладание грудного дыхания. Когда при произнесении текста происходет резкие движения брюшного пресса, это указывает на преобладание брюшного дыхания.</p> <p> Далее проверяется работа дыхательного аппарата, во время движения: произносим какой либо текст во время ходьбы, игры в мячь, прыганье со скакалкой и др. Появление одышки свидетельствует о неумении правильно использовать дыхание. Такая проверка дает возможность выявить как наличие положительных качеств дыхания, так и недостатки его. Это позволяет индивидуализировать работу над навыками правильного дыхания в процессе речи.</p>

Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Развитие дыхание – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от речевого дефекта.

Цель дыхательной гимнастики– увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и востановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.

 

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.

2. Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.

3. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надывались.

4. Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.

5. Нужно сочетать дыхательные упражнения с голововыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

Процесс дыхания осущесивляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из четырех фаз: выдоха, паузы, вдоха и выдоха, которые непрерывно следуют одна за другой.

Различают физиологическое и речевое дыхание.В чем отличие речевого дыхания и обычного?

 Дыхание в жизне непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Речевое дыхание во многом управляемый процесс. При речи вдох делается и носом и ртом. Выдох значительно длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем длинный звуковой выдох. Чем длиннее произносимая фраза, тем длиннее выдох.

 

В жизни наблюдаются три типа дыхания: грудное, брюшное и диафрагмально-реберное.

При грудном дыханиидвижения совершаются в вверхнем и среднем отделе грудной клетки. Вдох напряженный, участие диафрагмы слабое; при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди, при вдохе поднимаются плечи. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует  длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса. Голос звучит высоко, резко.

При брюшном дыханиидыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания – легкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука – ухудшает его. Голос часто бывает гухим, низким, «далеким».

 Смешанное дыханиевыгодно отличается от других типов дыхания, реактивной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса. При полном дыхании грудная клетка расширяется в продольном, поперечном и переднезаднем направлении. Такой тип дыхания лежит в основе постановки речевого голоса.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки деафрагмально-реберного дыхания является тренировка длительного выдоха, тренировка рационального расходывания запаса воздуха во время речи.

Как определить тип дыхания ребенка?

Положив руки на грудь и живот, при брюшном дыхании можно ощутить при вдохе движение живота вперед и судорожное движение грудной клетки; брушные и поясничные мышцы при этом напряжены. При грудном дыхании на вдохе ощущается резкий подъем грудной клетки и втягивание живота.

Далее после вдоха сделать небольшой выдох и затем на оставшемся запасе дыхания произнести какой-либо текст. При этом выяснить, за счет каких мышц произошел выдох до звучания и какие изменения происходят в дыхании во время произнесения текста. Если во время фонации грудная клетка заметно опадает, это указывает на преобладание грудного дыхания. Когда при произнесении текста происходет резкие движения брюшного пресса, это указывает на преобладание брюшного дыхания.

Далее проверяется работа дыхательного аппарата, во время движения: произносим какой либо текст во время ходьбы, игры в мячь, прыганье со скакалкой и др. Появление одышки свидетельствует о неумении правильно использовать дыхание. Такая проверка дает возможность выявить как наличие положительных качеств дыхания, так и недостатки его. Это позволяет индивидуализировать работу над навыками правильного дыхания в процессе речи.

 

 

Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого нёба, языка, губ, вследствии чего страдает овладение нормальным звукопроизношением, нарушение тембра голоса.

 

 При дизартии за счет нарушения инервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание.                                                                                       Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.                                                                                                     В момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные учащенные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Приемы успользуемые при постановке дыхания у детей с дизартрией.

- Ребенка – дизартрика, учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребенка создается «веер воздуха».

- Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, когда он его просит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

- Используются упражнения с сопротивлением. Ребенок вдыхает через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя более глубокому и быстрому вдоху и более длительному выдоху.

- Упражнения проводятся ежедневно по 5-10 минут. Все дыхательные упражнения должны проводиться плавно, под счет или музыку.

- Используют динамическую и статическую дыхательную гимнастику.

- При дыхательной гимнастике стараются не переутомлять ребенка, следяят, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочнных поз.

- В работе с данной граппой детей принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, либо массаж, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.

 

Существует определенная система, которой необходимо придерживатся при работе над дыханием у детей с дизартрией.                                                                     Работа над постановкой дыхания начинается с выработки хорошей осанки, так как при плохой осанке голосовой аппарат быстро устаёт.

Необходимо постоянно следить за осанкой, подбирать при необходимости упражнения на укрепление мышц спины, живота, шеи. (На этом этапе работы помошниками логопеда могут выступать медецинский работник и физкультурный работником). Выполняется необходимый ребенку массаж.

 

                    Этапы работы над дыханием

            Работа над дыханием

 

Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха

Дифференциация носового и ротового выдоха

Формирование речевого дыхания

                                                                                                    

Формирование фиксированного выдоха (плавного выдоха)

Распределение выдоха в процессе речи

Формирование форсированного выдоха (толчкообразного выдоха)

Добор воздуха в процессе речи

        

Формирование умения сочетать фиксированный и форсированные выдохи

 

 

IЭтап. Постановка диафрагмально – реберного дыхания и формирование

             длительного ротового выдоха.        

Классические упражнения.

Цель. Координация ротового и носового выдоха, выработка нижнереберного типа дыхания при  активном участии диафрагмы.

1. Вдох: распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвинуть живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появиться желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз.

Ребенку дается следующая инструкция:

Ляг на пол (сядь на стул), положи руки на живот (можно поставить на живот ребенка игрушку). Делай вдох носом и у тебя в животике надувается «шарик». А теперь сдуй «шарик», сделав плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принемает прежние положение).

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений.

Цель – увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребенку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребенка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребенка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и замедленного продолжительноговыдоха. На начальном этапе следует чередовать вдох и выдох:

- вдох и выдох носом;

- вдох и выдох ртом;                                                                                                                              - вдох ртом – выдох носом;                                                                                                                   - вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос    одновременно, нужно зажать нос пальцами).

При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учиться правильно её регулировать.

Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения:

1. «Кораблики». Ребенку предлагается широкая емкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которые могут быть просто кусочки бумаги. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблики», подгоняя его к другому «берегу».

 2. «Снег и ветер».Из иаленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики – «снег» и выкладываются на столе. Ребенку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противополпжному краю стола.

3. «Кто спрятался?»На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребенку предлагается дуть на бумажную бахрому, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.     4. «Свеча». Ребенку предлагается дуть на огонек горящей свечи так, чтобы не задуть ее, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихонечку. (Можно изготовить из бросового материала имитацию свечи).

5. «Листопад». Вырежте из тонкого цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие осенние листья деревьев). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки.

6. «Занавеска».Дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску.

7. «Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломенка для коктеля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломенка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

8. «Чей пароход лучше гудит?» Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из правил.

9. «Футбол». Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота два кибика или два карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

10. «Живые предметы». Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку.

11. «Греем руки».Ребенку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки.

А также дуть на бабочки, вертушки, цветы, метелочки, бумажные фигурки акробатов, мыльные пузыри, полоски бумаги и т.п.

Задание постепенно усложняется путем увелечения расстояния, либо во время выдоха язык лежит на нижней губе.

Кроме этого начинать надо с выработки статического дыхания – с дыхательных упражнений в положении стоя, сидя, лежа. А затем переходить к тренировке динамического дыхания – в движении (при ходьбе, беге, движенеи рук, ног, туловеща, танце и т.п.) Они являются более активными, естественными и сильными по сравнению со статическими. Динамическая дыхательная гимнастика построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний на выдохе и включает элементы лечебной физкультуры. Данный этап дыхательной гимнастики целесообразно проводить под наблюдением специалиста ЛФК.

Рассмотрим несколько упражнений такого типа (выполняются 3-5 раз).

1. И.п. – сесть на пол, скрестить ноги, с прямой спиной (!). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибая при этом туловище. (Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать подругому).

2. И.п. – то же. Прямые руки вытянуть вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднимите левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в плечевом суставе). С выдохом – левая кисть вниз, правая вверх.

3. И.п. – встать, ноги вместе, руки опущенны. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело и напрягая его как «струну» (не отрывая пятки от пола); на выдохе – постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице. Вернуться в И.п.

 

Вместо общепринятых дыхательных упражнений можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики

 А.Н. Стрельниковой. Эту гимнастику называют парадоксальной потому, что вдохи и выдохи происходят одновременно с движениями, затрудняющими данную фазу дыхания: при сжатии грудной клетки (сведении рук перед грудью, наклоне вперед и т.п.) выполняйте вдох, а при расширении грудной клетки (разведении рук в стороны, выпрямлении после наклона вперед и т.п.) – выдох.

При использовании в коррекционной работе гимнастики А.Н. Стрельниковой  следует выполнять 4 основных правила:

Правило 1.Шумный, короткий, резкий (как хлопок в ладоши) вдох нужно делать так, как будто вы принюхиваетесь к запаху дыма, гари или шмыгаете носом. Вдох должен быть «эмоциональным»- вложите в него удивление, восхищение или ужас. Губы в момент вдоха сомкнуты, но без напряжения – нельзя также помогать вдоху за счет мышц лица или других мышц, которые обычно участвуют в акте дыхания: нельзя выпячивать живот («дышать животом»), поднимать плечи и расправлять грудную клетку. Нельзя «брать во время вдоха слишком много воздуха – это грубая ошибка. Но как определить, что значит «много»? Только путем проб и ошибок, ориентируясь на результат: если вы вдохнули слишком много воздуха, то может закружиться голова или просто появится «неудобство». Смысл упражнений, разработанных стрельниковой, именно в том, чтобы не дать возможности сделать большой глоток воздуха. Именно для этого на вдохе выполняются движения, сжимающие грудную клетку, затрудняющие вдох.                                                         Правило 2. Выдох совершается через рот, естественно и произвольно, как будто воздух «тихо уходит» из легких. Губы при этом слегка – сами – разжимаются. Выдоху ничто не должно мешать – пусть выйдет столько воздуха, сколько выйдет. Препятствовать воздуху – это вторая грубая ошибка.                                                                                                             Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину. С темпом 60 – 72 вдоха в минуту. Пауза между дозами вдохов – 1-3 секунды.                                                              Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко, то есть до появления чувства дискомфорта. Однако количество их должно возрастать в геометрической прогрессии: минимум -2 вдоха-выдоха, следующая ступень – 4, затем – 8, 16, 32 и т.д. (норма урока 1000 – 1200 вдохов).

  Комплекс базовых упражнений парадоксальной гимнастики

                                   А.Н. Стрельниковой.

Все упражнения ритмизированны. Каждое упражнение повторяется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений.

1. «Ладошки».

И.п.: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, логти опустить.

Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать. Кисти рук расслабить.

2. «Поясок».

И.п.:встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то, сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в И.п.

3. «Насос».

И.п.: встать прямо, руки опущены (можно взять в руки палочку или свернутую газету, ка рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля).

Вдох – в крайней точке наклона. Слишком сильно наклоняться и выпрямляться необязательно. Шину нужно быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол мгновенный.

4. «Кошка».

И.п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, логти чуть согнуты.

Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть – чуть приседая, поворачиваясь то вправо, то влево.

Тяжесть тела переносите то на правоу ногу, то на левую ногу. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справо, слево, в темпе шагов.

5. «Обними плечи».

И.п.:руки согнуты в логтях и подняты на уровне плеч.

Сведение рук перед грудью (сверху- то правая, то левая рука попеременно).

При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в тот момент происходит быстрый, шумный вдох.

6. «Повороты головы».

И.п.: Встать прямо, руки опущенны.

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сново сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

7. «Ушки».

И.п.: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

8. «Малый маятник».

И.п.: встать прямо, руки опустить.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Опустить голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

9. «Перекаты».

И.п.: правая нога впереди, левая на рассоянии одного шагасзади. Тяжесть тела на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на сотоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох.

10. «Танцевальные шаги».

И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

 

    IIэтап. Дифференциация ротового и носового выдохов.

В результате выполнения упражнений ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе используются следующие комплексы упражнений.

Комплекс 1. Формирование фиксированного (плавного) выдоха. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков – [ф], [в], [с], [з], [ш],  [ж], [щ], [х].

1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрыть то левую, то правую ноздрю.

3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса. Затем с голосом (м…).

4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначало без голоса, затем с голосом (а…).

6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…).

7. Вдох через нос. Плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

8. Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдуть ватку с носа).

После отработки данного комплекса необходимо последовательно переходить к следующему.

 

Комплекс 2. Формирование форсированного (толчкообразного) выдоха. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков – [п], [б], [т,] [д], [к], [г] .

1. Вдох – носом, выдох через нос толчками.

2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!).

3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать).

5. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначало без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!).

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Данное умение необходимо для произнесения африкат [ц], [ч] и групп согласных звуков разного способа образования [тс], [пл], [вр]  и т.д.

1.Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф…ф! ф!).

2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф…).

3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у…у!у!).

4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий  в плавный выдох (у!у!у…).

5. Вдох через слегка сомкнутые губы. Удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м… м! м!).

6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м…).

7. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с!с!с…).

8. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с…с!с!).

9. Вдох носом. Длительно произносить звук [ш] с усилением в конце (ш…ш!ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения (ш!ш!ш…).

Главная особенность этих компонентов – сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляции.

После того, как у ребенка будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся дыхательно - голосовые упражненения. При этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.

                                   Развитие речевого дыхания.

1.Дыхательно упражнения на материале гласных звуков.

Цель.Отработать удлиненный выдох через рот с одновременным произнесением гласных звуков.                                                                                         Инструкция. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произнесением гласных.

- Произнесение гласного звука на выдохе.

- Произнесение двух гласных на одном выдохе: а-э, о-у, и-ы, э-и.                                                                - Произнесение трех гласных: а-э-о; о-у-и и т.д.                                                                                   - Произнесение четырех гласных.                                                                                                    - Произнесение гласного ряда на одном выдохе.                                                                                            - Произнесение гласных в звукоподражаниях: труба гудит: у-у-у…; кукла плачет: уа-уа-уа и т.п.

Используем игровые приемы:   «Кукла плачет»; «Дудочка» и т.п.                                                                                            Упражнения можно выполнять с опорой на наглядность: символ используемого звука; «звуковая волна»; таблица с гласными звуками и др.

Упражнение «Звуковая волна».

Материал: таблицы с изображением «звуковая волна» красного (т.к. прорабатываются гласные звуки), зелёного (мягкие согласные звуки), синего (твердые согласные звуки) цвета.

Детям предлагается наити глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе поставить на неё указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, выбранный звук на одном выдохе, сопровождая его движением указательного пальца в умеренном темпе до нижней точки. Затем так же поставить указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании другой звук, сопровождая его движением указательного пальца в заданном темпе до верхней точки.                               Далее детям предлагается найти верхнюю точку, и начать произносить, не прерываясь, звук [а] на одном дыхании, сопровождая его только движением глаз до верхней точки. И анологично со звуком [у] – от верхней точки до нижней.

Упражнение « Поющие звуки».

Материал:  таблица с изображением гласных звуков.

Дети произносят эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе. Сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух.

2. Дыхательно упражнения на материале согласных звуков.

Цель.Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произнесением согласных звуков.

Инструкция: произнесение согласных идет на одном выдохе. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха (отмечать время отчетом, либо разноцветными линиями).

- Произнесение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.

- Произнесение двух согласных на одном выдохе. Затем отрабатывается произнесение трех, четырех согласных.

- Произношение согласных в звукоподражаниях предметов (зазвонил телефон – з-з-з…; ревет трактор – р-р-р…; качаем насос – ш-ш-ш…), животных, явлений природы (лес шумит – ш-ш-ш…; воет вьюга – в-в-в…), людям («не шумите» -тс-с-с).

- «Ёжик».Сидя на ковре, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный вдох на звуке [ф]. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).

-«Шар лопнул».Ноги слегка раставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке – ш-ш-ш.

3. Дыхательно упражнения на материале слогов.                                                                                                                                                     Цель. Тренировать удлиненный выдох через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция: слоги произносятся на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием нарастания слогов.

-Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па-па-па; пап-па-па; апа-апа-апа…

-Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па; ти-пи; та-па-ва; и др.

- Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу; па-па-пу-пу; па-па-па-пу-пу-пу.

-Повторение слогов с разными гласными и согласными звуками: па-то-пу-ти; ту-по – пи-па; и др.

-Произнесение слогов в звукоподражаниях: музыкальным инструментам (барабан – там-там-там; идут часы – тик –так; и др.), животным (кошка – мяу-мяу), явлениям природы (капает водичка: кап-кап-кап), людям (укусила оса: ой-ой-ой).

-«Часики».  Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносит: тик-так.

-«Дровосек».Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз-выдох с произнесением слова ух-х-х.

4. Дыхательно упражнения на материале слов.                                                                                                                                                   Цель.Тренировать удлиненный выдох через рот с одновременным проговариванием слов.                                                                                                                                                                                                                                Инструкция. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов можно сопровождать дирижированием.

- Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и д.т.

- Перечисление дней недели.

- Перечисление названий месяцев.

- Перечисление времен года.

- «Этажи».Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, приговаривая: «1-й этаж, 2-й этаж, 3-й этаж и т.д». Кто выше поднимется.

 

5. Дыхательно упражнения на материале предложений, фраз.

Цель.Тренировать удлиненный выдох с одновременным  произнесением предложений, фраз.

Инструкция. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движением рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

- Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя её одним словом, второй ёще одним и т.д.

- Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя её названием игрушки: «Саша любит слоненка». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняяее еще одним словом и т.д.

- «Цветы».Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят фразу. Фраза постепенно усложняется. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

2. Полные ответы на вопросы логопеда,которые произносятся на одном выдохе.

3. Произнесение на одном выдохе пословиц, скороговорок, потешек, коротких стихотворений.

 

6. «Сценки без слов».Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогют «сценки без слов». В это время логопед показавает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т.д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички живатных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмичные) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращают на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометияЮ какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряют собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию.

 

Постоянство и систематичность – необходимое условие при постановке и развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика укрепит здоровье ребенка и поможет справиться с нарушениями в речевом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список используемой литературы

 

1. Чистякова М.И. Психогимнастика – М., «ВЛАДОС», 1995.

2. Краузе Е. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Санкт – Петербург, 2004.

3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005.

  4. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

5. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. ООО «Издательство ГНОМ и Д».

6. Логопедия/ Под ред. профессора Л.С. Волковой и профессора С.Н. Шаховской. 2002. 

7.  Логопед. Научно – методический журнал. № 2/ 2010.

8. Ж. Дошкольное воспитание. №3/ 2008.                                                                              

 

 

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн