В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования самостоятельная деятельность детей - это вторая составляющая модели образования дошкольников. (Первая – это совместная деятельность взрослых и детей).
Самостоятельная деятельность - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему действовать со сверстниками или индивидуально; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и т.д.). Или: самостоятельная деятельность это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребёнок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий.
По СанПиН (пункт 128) на самостоятельную деятельность детей от 3 до 7 лет отводится не менее 3-4 часов в день. На разных этапах жизни ребёнка самостоятельность меняется: к 3 годам стремление к самостоятельности, к 4 годам затухание этого стремления.
Условия для возникновения самостоятельной деятельности:
-обогащение арсенала умений;
-побуждение детей через изменение условий;
-постановка новых задач;
-интерес.
Структура самостоятельной деятельности:
- мотив;
-действия;
-результат.
Как любая деятельность, самостоятельная деятельность имеет свою мотивацию.
Мотивы детей дошкольного возраста:
-связанные с интересом к деятельности взрослых;
-игровые;
-установления или сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми;
-самолюбия, самоутверждения;
-соревнования;
-познавательные;
-достижения;
-нравственные;
-общественные (помощь, сопричастность).
Логопеды действуют в рамках образовательной области «Коммуникация».
Коммуникация – сообщение. Это развитие познавательно-исследовательской деятельности и продуктивной деятельности детей в процессе их общения со сверстниками и взрослыми. Особенность этой образовательной области – она связана с большинством других областей.
Речь – средство коммуникации. В дошкольном возрасте проявляется в диалогах, полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг к другу, обсуждая предмет разговора. Усложнение и совершенствование содержания и форм диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а потом полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждения.
Развитие диалогической, монологической и полилогической речи требует формирования следующих составляющих:
-собственно речи (фонетико-фонематического, лексико-грамматического компонентов);
-речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
-невербальных средств (адекватное использование мимики и жестов).
Для того чтобы дети овладели конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, надо решить следующие задачи:
-развить свободное общение с взрослыми и детьми;
-развить все компоненты устной речи детей (лексика, грамматика, произношение, связная речь) в различных видах детской деятельности;
- практически овладеть нормами речи.
В «Рекомендациях по составлению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» есть таблица, в которой эти задачи соотносятся с самостоятельной деятельностью детей и их возрастом.
Разделы
|
Возраст
|
Самостоятельная деятельность
|
I. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
|
Освоение диалогической формы речи с взрослыми (освоение коллективного монолога)
|
средняя гр.
|
1. Совместные игры детей с использованием предметов и игрушек.
2. Совместная предметная и продуктивная деятельность детей. Коллективный монолог.
3. Игра-драматизация с использованием разных видов театра (банки, ложки).
4. Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог).
|
Освоение диалогической формы речи с взрослыми и детьми
|
старшая,
подготовительная гр.
|
1. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
2. Сюжетно-ролевая игра.
3. Игра-импровизация по мотивам сказок.
4. Театрализованные игры.
5. Игры с правилами.
6. Игры парами (настольно-печатные)
7. Совместная продуктивная деятельность детей.
|
II. Развитие всех компонентов устной речиII.
|
1. Формирование лексической стороны речи
|
средняя
|
1. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.
2. Словотворчество.
|
старшая и подготовительная
|
1. Игра-драматизация.
2. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.
3. Самостоятельная художественно-речевая деятельность.
|
2. Формирование грамматической стороны речи
|
средняя
|
1. Игра-драматизация.
2. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.
|
старшая и подготовительная
|
1. Игра - импровизация по мотивам сказок.
2. Театрализованная деятельность.
|
3. Формирование произносительной стороны речи
|
средняя
|
1. Игра-драматизация.
2. Театрализованная деятельность детей.
|
старшая и подготовительная
|
1. Игра-импровизация по мотивам сказок.
2. Игра – драматизация.
3. Театрализованная деятельность.
|
4. Формирование связной (монологической) формы речи
|
средняя
|
1. Игры парами.
2. Театрализованная деятельность.
|
старшая и подготовит.
|
1. Игры-драматизации по мотивам сказок.
2. Проектная деятельность.
|
III. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет))
|
|
средняя
|
Совместная продуктивная и игровая деятельность детей
|
|
старшая, подготовительная
|
1. Самостоятельная художественно – речевая деятельность;
2. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей;
3. Сюжетно – ролевые игры.
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы, наиболее часто предполагается применять такие формы самостоятельной деятельности детей, как «Совместная продуктивная, предметная и игровая деятельность детей», «Игры-драматизации», «Игры-импровизации» по мотивам сказок, а также «Театрализованная деятельность».
Предметная и продуктивная деятельность детей реализуется в особой предметно-пространственной среде, позволяющей свободно использовать ёё компоненты, легко и гибко ёё менять, дополнять или создавать в зависимости от задач, и имеет четыре формы:
а) игровая деятельность
-режиссёрская;
-ролевая;
-игра с правилами (подвижные игры, настольно-печатные).
б) продуктивная деятельность – детская активность, направленная на получение определённого результата. В дошкольном возрасте способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремлённости. Выделяют формы: конструирование, изобразительная деятельность, составление разрезных картинок, ремесло (создание поделок).
в) познавательно-исследовательская деятельность. Это:
-детское экспериментирование (игры с динамическими или составными игрушками, вкладышами;
-восприятие детской художественной литературы;
-познавательные действия с наглядно-образным материалом (классификация, сравнение, серии сюжетных картин);
-учебная деятельность (буквы, цифры, модели, схемы);
г) двигательное развитие детей.
Предусмотрены также ещё такие формы организации самостоятельной деятельности детей, как самостоятельная художественно-речевая деятельность детей и проектная деятельность. Художественно-речевая деятельность предполагает пересказ сказок, потешек, рисование после чтения литературного произведения, подбор определений, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов к данному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности. Проектная деятельность предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, предусматривает интегрирование знаний и умений из различных образовательных областей. Для логопедов такая форма реализуется при обучении детей составлению творческих рассказов.
Рассмотрим возможность применения некоторых форм организации самостоятельной деятельности детей при работе над темой «Миром правит доброта». Совместно с воспитателями группы в рамках этой темы мы подробнее познакомили детей с профессиями людей. В средней группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи обучаются дети преимущественно с общим недоразвитием речи второго уровня. Логопедическая работа с данной категорией детей направлена на то, чтобы научить их составлять предложения разных типов из 4-5 слов. При необходимости логопед исправляет порядок слов в предложении с помощью вопросов, следит за тем, чтобы ребёнок при составлении предложений не опускал глаголы и употреблял их в нужной форме, согласуя в лице и числе с существительным. Для самостоятельной работы детям предлагаются серии настольно-печатных игр по теме, книжек – раскрасок с крупными рисунками, изображающих профессии. Дети составляют предложения с выкладыванием простой линейной схемы. Например:
Повар варит суп. Врач лечит мальчика.
-------- ------ ------ ------ ------- ---------
В старшей группе речевые возможности детей совершенствуются. При работе с настольно-печатными играми типа «Лото», где картинки изображают профессии, можно закрепить навыки правильного грамматического оформления слов (различные падежные конструкции). Например:
Кого ты видишь? (врача, швею, строителя)
Кому нужны эти инструменты? (врачу, швее, строителю)
В подготовительной к школе группе во время работы над этой темой в речи детей идёт автоматизация и дифференциация звуков (ч, щ, ть, сь,ц) в словах, фразе, рассказе в зависимости от индивидуальных возможностей детей. В данный период можно предложить игру «Лото», построенную на принципах поиска слов с заданным звуком, с нужным количеством слогов, придумыванием предложений с записью его схемы. Возможно составление рассказа о наиболее понравившейся профессии с опорой на алгоритм, в котором рисунками показан план высказывания: название профессии; где работает человек этой профессии; что он делает; какие инструменты для работы ему нужны.
Используемые материалы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 №655.
|