Submitted by Ирина Владимировна Шнайдмиллер on Tue, 05/05/2009 - 11:42
Воспитатель:Дети, послушайте стихотворение и скажите, о чём в нём говорится:
Вся в квадратах – белых, чёрных –
Деревянная доска.
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера.
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!
Ответы детей.
Воспитатель:Знаете, ребята, я вчера видела знакомых мальчиков Васю и Петю. Они мне рассказали, что любят играть в шахматы. Но некоторые фигурки уже потеря-
лись, и теперь они не могут играть. Но им очень хочется. Я подумала, что мы с вами можем помочь. Хотите? Сегодня мы слепим из глины шахматные фи-
гуры, потом обожжём их, а на следующем занятии красиво распишем и пода-
рим Васе и Пете.
Воспитатель:Вы знаете, что фигур на шахматной доске много, 32. Это больше, чем вас. Поэтому некоторым придётся слепить по 2 фигуры. В этом мешочке лежат все фигуры, которые участвуют в игре. Сейчас вам нужно наощупь угадать название фигуры. Какую фигуру достанете, ту и будете лепить.
Дети по очереди подходят, говорят название фигуры, достают её и описыва-
ют особенности строения. Таким образом, у каждого ребёнка на столе стоит та фигура, которую он должен слепить. Некоторые дети успевают слепить ещё по одной фигуре.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Дети лепят шахматные фигуры из целого куска глины. Воспитатель напоминает, что надо сглаживать поверхность детали, чтобы фигура была ровная, гладкая, красивая. Следит за посадкой детей.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
В конце занятия ребёнок читает стихотворение:
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Дети ставят свои фигуры на доску.
Воспитатель:Ребята, посмотрите, какие красивые шахматные фигуры у вас получились!
Я думаю, что Васе и Пете они тоже понравятся. Они будут их беречь и с удо-