Программа по русскому для одаренных детей «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Submitted by Евгения Олеговна Демушкина on Tue, 07/05/2013 - 20:20
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Филиал МБОУ Сосновской СОШ №1
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета директор школы:
протокол №_____ ___________Н. В. Савинкина
от «____»__________2012г. приказ №____
от «____»__________2012г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана на школьников 9-11 классов, имеющих хороший уровень подготовки по русскому языку, а также творчески одаренных школьников, и представляет собой вариант углубленной и расширенной программы курса «Русский язык» средней школы, направленной на подготовку обучающихся к участию в олимпиадном движении. Программа может быть использована учителями средних общеобразовательных школ, реализующих подготовку школьников к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Дополнительная образовательная программа реализуется в течение одного года. Обучение школьников может начинаться с любого года обучения. Занятия по программе проводятся во внеурочное время, по 1 часу в неделю, 34 часа в год .
Актуальность ДОП определяется необходимостью поиска подходов к ориентированию и подготовке школьников к участию в олимпиадах и конкурсах, позволяющих реализовать их творческий потенциал. Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена направленностью на развитие личностных особенностей школьников, их профессионального и культурного самоопределения, на обеспечение творческой самореализации обучающихся в рамках дополнительного образования.
Главной целью дополнительного образования по русскому языку является повышение уровня предметной подготовки учащихся, развитие одаренности школьников посредством осуществления образовательной деятельности, подготовка обучающихся к интеллектуально-творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся.
Цели и задачи
Данная ДОП направлена на достижение следующих целей:
воспитания у подрастающего поколения любви к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России, языку одной из величайших культур мира, воспитание интереса к русскому языку и лингвистике;
пробуждение интереса к научному и творческому изучению русского языка;
расширение кругозора учащихся;
работа со школьниками, обладающими хорошим знанием русского языка, одарёнными лингвистической интуицией, способными к дальнейшему изучению и исследованию русского языка.
Настоящая ДОП предполагает реализовать следующие задачи обучения:
углубить знания учащихся об основных уровнях языковой системы и основных единицах языка;
дать представление о функционировании норм русского литературного языка;
научить проявлять языковое чутьё и смекалку в решении неординарных творческих задач;
пробудить интерес к русскому языку как учебному предмету; повысить общую языковую культуру;
углубить и расширить знания, получаемые на уроках;
уметь не только выявлять конкретные теоретические знания и практические умения, но и проверять способность абстрактно мыслить, вычленять языковые модели с опорой на конкретный языковой материал;
Нормативные правовые документы
Дополнительная образовательная программа по русскому языку разработана в соответствии с
приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательноо стандарта основного общего образования»; Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
Законом Тамбовской области от 29.12.1999 №96-3 «Об образовании в Тамбовской области (с изменениями и дополнениями);
приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
приказом Минобразования России от 19.10.2009 №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»;
приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Минобразования России от 03.06.2008 №164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Россиской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №13.12 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №13.12;
Уставом образовательного учреждения
Сведения о программе
Дополнительная образовательная программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 5-11 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, рекомендованной Министерством образования РФ, что даёт возможность повторить, систематизировать и обобщить курс русского языка за курс основной школы.
Информация о количестве учебных часов
Курс составляет 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю и состоит из двух модулей. Первый модуль «Трудные вопросы орфографии» содержит 3 теоретических и 14 практических занятий. Второй модуль «Трудные вопросы пунктуации» содержит 5 теоретических и 12 практических занятий.
Формы организации учебного процесса
.
Основные формы занятий: лекции, сопровождающиеся демонстрацией презентаций; практические занятия; комбинированные уроки; проекты; дискуссии; игры; конкурсы, работа в библиотеках и архивах.
Технологии обучения
технология проблемного обучения;
ИКТ технологии;
технологии игрового обучения;
технология развивающего обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций
исследовательская деятельность;
работа в парах;
планирование и анализ собственной деятельности;
самооценка.
Виды и формы контроля
Виды: текущий, тематический, итоговый.
Формы:
самостоятельная работа;
итоговые контрольные работы
тестовые задания;
проверочная работа;
участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
творческая самореализация учащихся, готовность обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня; показатели обучающихся в олимпиадах;
профессиональное самоопределение школьников.
Планируемый уровень подготовки
В результате освоения ДОП обучающиеся должны знать:
-фонетическую систему русского языка в ее развитии; основные фонетические законы, отраженные в системе склонения и спряжения;
грамматические нормы русского языка;
особенности синтаксиса в соотношении с различными функциональными стилями языка;
состав русской лексики, ее происхождение и историческое развитие;
функциональные особенности текстов различных стилей в соответствии с жанровым разнообразием русской литературы.
уметь:
характеризовать различные единицы русского языка с точки зрения их семантики, структуры, функционирования в тексте;
анализировать языковые категории русского языка, сопоставлять некоторые языковые явления русского языка и иностранных (изучаемых) языков;
понимать и корректно использовать поговорки и крылатые выражения, используемые в современной речи;
пользоваться словарями различных типов при разнонаправленном анализе текста;
формулировать и реализовывать коммуникативные намерения в соответствии с нормами литературного языка;
владеть:
основными понятиями современной лингвистической науки в рамках школьной программы и в определенном соотношении с научной грамматикой;
культурой сопоставительного восприятия норм русского литературного языка и особенностей функционирования русского языка в современной речевой ситуации;
представлением о роли русского языка в мировой культуре и образовании, в формировании духовно-нравственной составляющей русского ментального пространства
Основное содержание
Первый модуль. Трудные вопросы орфографии.
Введение. Морфема как минимальная значимая часть слова. (1 час).
Система орфограмм данного раздела орфографии (12 часов).