Submitted by Евгения Олеговна Демушкина on Tue, 07/05/2013 - 19:32
Урок-путешествие по теме "Путешествие в страну Лингвистику"
Цели:
повторить основные сведения из разделов русского языка, полученные в начальной школе;
закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
способствовать развитию интереса к предмету;
воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: раздаточный материал, карта “Страна Лингвистика”, задания, выделенные жирным курсивом, выводятся на экран по мере их использования на уроке. Они расположены в <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>. <Рисунок 6>. <Рисунок 7>. <Рисунок 8>.
Ход урока
I. Эмоциональная зарядка.
Чтение вслух высказывания К.Г.Паустовского о русском языке.
“Нужно любить и непрерывно изучать русский язык” (К.Г Паустовский)
II. Сообщение цели урока.
Следуя совету К.Паустовского, мы продолжим изучать наш богатый русский язык, будем открывать для себя всё новые и новые тайны.
Сегодня мы отправимся в путешествие в далёкую и загадочную страну Лингвистику. Это государство расположено между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений. <Приложение1>
Путешествуя, мы побываем в области “Словообразование”, “Морфология”, “Орфография” и повторим изученное в начальной школе. Завершится наше путешествие контрольной работой, которую подготовит для нас Королева страны Лингвистики.
III. Словарная работа.
Чтобы начать путешествие, вспомним написание следующих слов:
Более ста лет назад И.С.Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. Давайте определим значение слова “богатый” по словарю С.И.Ожегова.
1. Обладающий большим имуществом.
2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
3. Обильный.
4. перен. Содержащий много ценных качеств.
Вопросы к классу.
Какое из лексических значений подходит к русскому языку?
Чем богат русский язык?
Молодцы! Хорошо справились. Отправляемся в путь.
IV. Орфографическая минутка.
В пути нас могут подстерегать опасности. Можно заразиться опасной болезнью ошибайкой, нас может поразить орфографический вирус. Нужно быть очень внимательными, чтобы этого не случилось. А чтобы полёт был успешным, прочитаем и запишем высказывание о русском языке .
Ру…ский наро… с…здал ру…ский язык, яркий, как радуга после в…сенн…го ливня, ме…кий, как стрелы, п…вучий и б…гатый, задушевный, как песня (над)к…лыбелью.
(А.Н.Толстой)
Учащиеся вставляют пропущенные буквы, потом работа проверяется.
V. Путешествие по области Словообразование.
Итак, перелёт успешно завершён. Наш самолёт произвёл посадку в городе Морфемске – столице области “Словообразование”. Жители области – морфемы. Они живут в разных районах: Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний.
Сегодня в столице большой праздник Русского Языка.
Чтобы попасть на этот праздник, нам нужно выполнить следующие задания:
http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/55/65/e2/95/46/29/16/be/17/77/4c/fa/de/0c/c4/a8/html/content/index.html - измени форму слова
Задание 1. Найти в предложениях слова с безударными гласными в корне слова, подобрать и записать к ним проверочные слова, поставить ударение. Назвать однокоренные слова.
“Ты родился в России. Здесь твоя жизнь. Только здесь небо родное, деревья родные, родная трава. Родина начинается с детства”.
Жители города приготовили для нас большую развлекательную программу, и сейчас мы с вами поиграем. Условия игры: учитель называет слово, если в нём пишется Ъ – дети хлопают в ладоши два раза, если в слове пишется Ь – в классе тишина.
http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/4c/03/d8/a3/d8/21/d3/24/68/c3/fb/9a/63/93/53/c9/html/content/index.html - части слова, словообразование
Вопросы к классу
1. Вспомните орфограмму “Разделительные Ъ и Ь знаки”.
Наш путь проходит через район “Орфография”. Туда мы отправимся на поезде. Там свирепствуют орфографические вирусы, они очень опасны. Чтобы не заразиться, нужно знать правила. Сейчас я проверю, как вы их знаете. (Работа с орфограммой “Буквы Е и И в окончаниях имён существительных”) Игра “Мы идём искать”.
Вопросы к классу
1. Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?
2. Вспомним орфограмму.
Учащиеся делятся на три команды. Первая команда находит существительные 1 склонения, вторая – 2 склонения, третья – 3 склонения. Орфограмма проговаривается с указанием склонения и падежа.
В дальнем походе, достижения в спорте, приехал на машине, отдыхает у речки, идёт по дороге, решает в тетради, вышли к поляне, до поздней ночи, цветы на балконе.
Молодцы, ребята! Вы очень грамотные. Вирусы вас не смогли одолеть.
VII. Область Морфология.
Наше путешествие продолжается. Следующая область – “Морфология”. Чтобы туда попасть, надо выполнить задание на внимание и смекалку. (Игра “Собери слово”).
1. В предложении Это был бесстрашный солдат найдите прилагательное и возьмите у него приставку.
2. В предложении Матросы не страшатся шторма найдите глагол и возьмите у него корень.
3. Добавьте суффикс прилагательного отважный .
4. Добавьте окончание прилагательного из предложения Смелый моряк отправился в путь.
(Получилось слово “бесстрашный”)
И с этим заданием вы справились.
VIII. Путешествие по области Морфология.
Вот мы и добрались до места.
Вопросы к классу
1. Ребята, кто живёт в области “Морфология”?
2. По каким признакам мы определяем часть речи?
3. Определите часть речи по следующим признакам:
обозначает предмет, относится к одному из трёх родов, изменяется по родам и числам.
Изменяется по родам, числам, падежам.
Спрягается
4. Вопросы на сообразительность.
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я-мы)
Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)
Жители области “Морфология”, части речи, приготовили для вас загадки. Повторение орфограмм в глаголах. Загадки отгадываются, орфограммы вставляются и объясняются.)
1. Белоствольная красавица на всю округу славится. (Берёза)
2. Два быка бодаются, вместе не сойдутся. (День и ночь)
1. Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глаголов?
2. Как определить спряжение?
3. Какие глаголы относятся к I спряжению? Ко II ?
4. Назовите окончания глаголов I и II спряжения.
IX. Возвращение домой.
Хорошо здесь, интересно! Но нам надо возвращаться домой, в родную школу. Для этого нам предстоит написать сочинение- миниатюру по опорным словосочетаниям.
Летний день, прохладная речка, яркое солнце, лёгкий ветерок, с моим другом, жаркая погода, весело отдыхать.
(Миниатюры составляются и читаются учениками, объясняются орфограммы в окончаниях глаголов).
Молодцы, ребята! Хорошо справились. Согласны вы с высказыванием К.Паустовского
“С русским языком можно творить чудеса”? Почему?
Вы оказались грамотными учениками. Успешно справились со всеми заданиями. А теперь закройте глаза и откройте их на счёт три (раз, два, три).
Вот мы и дома, наше путешествие подошло к концу. Мы проехали по областям и районам этой необычной страны Лингвистики, но не прощаемся с ней. Мы ещё вернёмся в неё. А пока будем накапливать знания, которые помогут нам в дальнейшем.