Официальный сайт synclub 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пропорции и строение фигуры человека

Submitted by Евгения Олеговна Демушкина on Tue, 07/05/2013 - 11:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузина Марина Александровна
Место работы, должность: 
Ржаксинский р-он, МБОУ Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова, учитель ИЗО
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

рассказать учащимся о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях; раскрыть творческий потенциал учащимся.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемая методическая литература: 

О.М. Гусева Поурочные разработки по изобразительному искусству; 2012 г.в.

Б.М. Неменский "Изобразительное искусство и художественный труд" (М.:Просвещение)

Используемое оборудование: 

иллюстрации  с изображением фигуры человека, тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека; бумага, простой карандаш, компьютер, интерактивная доска, проектор

Используемые ЦОР: 

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/e1/c9/e3/bb/bb/05/ba/7b/f3/4e/51/77/a5/9d/53/35/html/content/index.html- пропорция человека гуашью

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/0f/2e/f3/2e/b0/40/7c/2d/f3/e4/8c/96/13/9a/d5/c1/html/content/index.html - творческая пятиминутка

Краткое описание: 
рассказать учащимся о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях; раскрыть творческий потенциал учащимся.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Тема:  «Пропорции и строение фигуры человека».

Цели : рассказать учащимся о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях; раскрыть творческий потенциал учащимся.

Материалы: иллюстрации  с изображением фигуры человека, тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека; бумага, простой карандаш.

Ход урока.

1.                Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

2.                Слово учителя.

  На прошлом занятии мы говорили об изображении красоты человеческого тела в искусстве. Изображение человека занимает важное место в живописи. Рисование человеческой фигуры способствует развитию наблюдательности, и в первую очередь воспитывается видение пропорций. Соразмерность является важнейшим  инструментом в работе мастера. Глядя на длину, ширину, высоту чего –либо, мы выявляем пропорциональные характеристики предмета или какого – либо существа. Таким образом, пропорция представляет собой размерное отношение элементов или каких – либо частей формы, а также каких – либо объектов.

     Сегодня вы узнаёте, каким образом великие мастера достигают гармонии в изображениях человека в живописи и скульптуре.

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/e1/c9/e3/bb/bb/05/ba/7b/f3/4e/51/77/a5/9d/53/35/html/content/index.html- пропорция человека гуашью

      Первые представления об идеальных пропорциях человеческого тела были заложены в Древней Греции. Древнегреческие философы искали идеал любого явления. Скульптором  Поликлетом был создан  знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. Однако самым настоящим каноном Поликлета является его творение «Дорифор». Вспомните, мы говорили о нем на прошлом занятии. В основе скульптуры лежит принцип асимметрии. Это произведение Поликлета считается первым и наиболее удачным примером идеальных пропорций человеческого тела.

    Для того чтобы верно передать образ человека, представить его на полотне в естественном виде, следует изучить строение человеческого тела . Великий художник  Леонардо да Винчи придавал такому изучению огромное значение. Он говорил : «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это даёт удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертёж твой окажется спутанным».

      В 1490 – 1492 гг. Леонардо создал своего знаменитого «Витрувианского человека» (показ наглядного пособия на тему: «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи.) как иллюстрацию для книги, посвящённой трудам римского архитектора Витрувия.

     На рисунке мы видим изображение фигуры мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Он представлен с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Это изображение нередко называют каноническими пропорциями. И это не случайно. Глядя на рисунок , можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы.  Поза  с разведенными  в стороны руками и неразведенными ногами вписывается в квадрат ( «Квадрат Древних»). С другой стороны , поза с раскинутыми в сторону руками и ногами  вписывается в круг. И хотя при смене поз кажется, что центр фигуры движется, на самом деле пуп фигуры, который является  настоящим ее центром, остаётся неподвижным. Этот рисунок сопровождался множеством пояснительных записей. Сам Леонардо говорил , что рисунок был создан с целью изучения пропорций  мужского тела.

       Обратите  внимание : все, что нас окружает , обладает гармонией и стройностью. Архитектура, скульптура имеют свои пропорции. Эти свойства не выдуманы людьми, они являются отражением природы.

        А вот , что говорит о человеческом теле в своих трактатах Витрувий: «Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: длина четырех пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны   стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя – рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой  тела , равноудалённой от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых  рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.  Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч – восьмая часть роста.  Расстояние от локтя до кончиков пальцев – 1/5 роста , от локтя до подмышечной ямки -1/8. Длина всей руки – это 1/10 роста. Начало гениталий  находится как раз посредине тела. Стопа – 1/7 часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и , подобно длине уха, равно 1/3 лица». В дальнейшем представления об идеальных пропорциях изменялись, однако интерес мастеров к этому вопросу по – прежнему остается. Показываю наглядное пособие на тему: «Пропорции человека во всех возрастах».

3.                Творческое задание.

     Для того чтобы правильно изобразить фигуру человека, необходимы обширные знания анатомии, понимание связи внешней формы и внутреннего содержания. Скульптор А. С. Голубкина подтверждает это словами: «Чтобы понять какую- нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую ее часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы так  же подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше». Однако мы на сегодняшнем занятии не станем углубляться в анатомическое строение человека, а попробуем изобразить его наиболее простым способом.

   - В прошлом году мы говорили  с вами о графических рисунках. При помощи чего они  создаются?. (Графические рисунки создаются при помощи линий – прямых, волнистых, кривых и. т. д.)

   Сегодня мы попробуем нарисовать человечка при помощи обыкновенных линий. Посмотрите на образец рисунков ( наглядное пособие на тему: «Человечки, нарисованные при помощи линий»). Попробуйте изобразить таких человечков на листе бумаги.

   Не забывайте, что учебный рисунок фигуры человека – это прежде всего размышление над формой, и для создания правильной фигуры человека необходимы знания изобразительных средств, перспективы и анатомии. И для того чтобы придать объем своему человечку, создадим объемные прорисовки.(наглядное пособие на тему: «Объемные прорисовки фигуры человека»).  

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/0f/2e/f3/2e/b0/40/7c/2d/f3/e4/8c/96/13/9a/d5/c1/html/content/index.html - творческая пятиминутка

4.                Подведение итогов урока.

(Учащиеся демонстрируют свои работы)

   На занятии вы попробовали себя в роли мастеров изображения человеческой фигуры. Но начинать рисовать человека лучше всего с набросков и небольших зарисовок людей, определяя пропорции всех частей тела. Об этом мы поговорим на следующих занятиях.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн