Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Корни с чередованием Е-И

Submitted by Татьяна Валентиновна Царёва on Tue, 07/05/2013 - 10:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Царева Татьяна Валентиновна
Место работы, должность: 
Землянский филиал МБОУ "Инжавинская СОШ"
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Образовательные: продолжить формирование умения различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Развивающие:развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать, высказывать и доказывать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к русскому языку, прививать интерес к предмету.

Попутное повторение: правописание гласных О-А в корнях с чередованием ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РОС.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов "Русский язык". Учебник для 5 класса

Используемая методическая литература: 

.Г.А.Богданова "Уроки в 5 классе"

Используемое оборудование: 

учебник, интерактивная доска, компьютер, тестовые задания, сигнальные карточки, опорный конспект по теме урока, индивидуальные карточки для самостоятельной работы .

Используемые ЦОР: 

http://LearningApps.org/display?v=9s7p70gk

http://LearningApps.org/display?v=m3uitmt5

http://fcior.edu.ru/card/15552/pravopisanie-korney-s-chereduyushimisya-glasnymi.html

Краткое описание: 
урок закрепления с использованием тестовых заданий

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.

ТЕМА УРОКА: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: продолжить формирование умения различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Развивающие:развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать, высказывать и доказывать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к русскому языку, прививать интерес к предмету.

Попутное повторение: правописание гласных О-А в корнях с чередованием ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РОС.

ТИП УРОКА:урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:, учебник, интерактивная доска, компьютер, тестовые задания, сигнальные карточки, опорный конспект по теме урока, индивидуальные карточки для самостоятельной работы .

ХОД УРОКА:

1.      Организационный момент. Тема и цель урока.

2.      Проверка домашнего задания ( упр.653) с использованием сигнальных карточек.

Е или И?

1.      Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стели. Взб…раемся на вершину. Зам…реть от восторга.. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается.

 

2.      Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Приб…рать комнату. Выж…гать  рисунок.

 

3.      Лингвистическая разминка. Ответьте «ДА» или «НЕТ».

Я утверждаю, что ...

1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.
2. Слово «пение» - это глагол.
3. В слове «(не) годовать» не пишется отдельно.
4. Глаголы  неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
5. В слове «танцевать» - нулевое окончание.
6. В неопр. форме глагола после Ч пишется Ь.
7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?  
9. В предложении «Я поклал ручку в рюкзак» есть грамматическая ошибка.
10. Глагол «положить» совершенного вида.

11. В корнях РАСТ-РОС перед СТ пишется О.

12. В корнях бер-бир, тер-тир, стел-стил и др. в корне пишется И, если после корня есть суффикс А

4. Объяснительный диктант ( Текст выведен на интерактивную доску).

Е или И? Обозначьте изучаемую орфограмму.

Сердце зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расст..лается гладкое зеркало большого озера, и низко от него ст..лется туман. Трудно проб..раться сквозь густые зар…сли кустов. Но вот только забл..стит солнце на небе, исчезнет туман. Мы долго (не) уходим с берега озера.

- Выполните синтаксический разбор 2 предложения, дайте характеристику, составьте схему.

http://LearningApps.org/display?v=9s7p70gk

2.  Объясните орфограммы

Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит, (не) уходим, сердце, солнце.

3. [ ], и [ ]. (ССП)      [ ],  [ ]. (СБП)

4.  Докажите , что это текст.

Предложения связаны по смыслу и грамматически.

5.  Определите стиль и тип текста.            Стиль текста – художественный, описание.

6. Расстилается

7. Расстилается - – глагол, н.ф. расстилаться, несов. в., 1 спр., ед.ч. наст. вр., 3 л., сказ.

 

- Какие виды орфограмм встретились при выполнении этого задания? Приведите примеры:

(Учащиеся называют виды орфограмм, озвучивают примеры из текста с комментарием: 1) корни с чередованием е – и; 2) безударные гласные в корне 4) не с глаголами.

 

- Какие знания вам пригодились для выполнения этого задания? (Знание правописаний корней с чередованием, безударных гласных в корне, не с глаголами.)

 

- А где они могут пригодиться в жизни? (При написании творческих работ, диктантов, контрольных.)

5. Физкультминутка. ( Хлопните в ладошки, если в слове пишется И, если Е, то встаньте).

·         Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И)

·         Смерть чинов не разбирает.(И)

 

·         Солдат службы не выбирает.(И)

 

·         Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.Е)

 

·         Кто детям потакает, сам  слезы вытирает.(И)

 

·         Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.(Е)

 

·         Не силой дерутся – умением.(Е)

·         Не задирай нос высоко – споткнешься(И)

 

6.  Тестовая работа. (Тест выведен на интерактивную доску)

 Взаимопроверка.

http://LearningApps.org/display?v=m3uitmt5

1.       В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И?

А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать

Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать

В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть

Г) бл…стать, зам…реть, пр…драться, расст…латься

2. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква Е?

А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть

Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать

В) взб…реется, взб…рается, раст…реть

3. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) писать, списать, выписать

Б) выучу, напишу, решу

В) буду решать, учил, решу

4. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) писать, списать, выписать

Б) выучу, напишу, решу

В) буду решать, учил, решал

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) л…сица, в…твей, гр…да

Б) зол...то, в…черня, р…скошная

В) прот…рает, пол…жить, разв…дить.

К люч на доске (1. А       2. А      3. Б      4. В      5. Б )

 

 

- Много ошибок в ваших работах? На какие правила вы допустили ошибки?

- Какие правила вам пришлось вспомнить при выполнении тестовых заданий? Повторите эти правила дома.

7. Распределительный диктант (работа на интерактивной доске)

Натирать пол,

Убирать квартиру,

Запереть дверь,

Вытереть посуду,

Замер от ужаса,

Протирать глаза,

Уберешь посуду,

Вытирать окна,

Собирать грибы,

Запирать на замок.

- Проверка с объяснением!!!

8. Проверь свои знания.

http://fcior.edu.ru/card/15552/pravopisanie-korney-s-chereduyushimisya-glasnymi.html

8. Диктант «Проверь себя!».  ( Работа по вариантам с выделением орфограмм, 2-е работают у доски )

 

Вставьте пропущенные буквы или слова.

 

Вариант 1

 

 

ум___рать от страха

соб___рающий марки

 

зам___рать от восхищения

отп___раться от сказанного

 

заж___гательные танцы

поч___тать стариков

 

ум___реть от болезни

переб___рёт крупу

 

зап___реть дверь

Собаки не под___рутся.

 

бл___стеть на солнце

соч___тать цвета

Вставьте пропущенные буквы или слова.

 

Вариант 2

 

ум___рающий лебедь

переб___рать чётки

 

прот___рающий окна

сд___рать кожу

 

подж___гать дома

выж___гать лес

 

зам___реть в позе лотоса

ст___реть линию

 

отп___реть ключом

пост___лил постель

 

выж___чь слово

соч___тать браком

 

         

 

7. Самостоятельная работа. Дифференцированные задания. ( Работа на оценочных листах)

-  У вас есть карточки с заданиями: «на 3», «на 4», «на 5». Выберите себе то задание, с которым вы, по вашему мнению, справитесь.

Задание выполняется в тетради.

Задание «на 3»

1. Выделите в словах корни, подчеркните чередующиеся гласные. Найдите третье лишнее:

а) растение, прилагать, блестеть;  б) отпирать, пробираться, замереть;

2. От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне:

зажигать –  выжечь               опираться –
вытирать –                 собирать –                     перестилать –

3. С любыми 3 глаголами из второго задания составьте словосочетания и запишите их.

Задание «на 4»

1. В каких глаголах пропущена буква И: отп…реть, зам…рать, бл…стать, заст…лить, выб…рать.

2. Списать, объяснить графически правописание корней.

Серый зайка уд…рает, сердце в пятках зам…рает. Расст…лаясь по тр…пинке, мимо елки и осинки он бл…стательно бежит, выб…рает виражи.

3. С любыми 3 глаголами из первого задания составьте словосочетания и запишите их.

Задание «на 5»

1. Вставить пропущенную букву, графически объяснить изученную орфограмму:  соб…рать хворост, нат…реть пол, соб…ремся снова, зам…реть от радости, проб…раться через зар…сли, бл…стит на солнце.

2. Запишите текст стихотворения Маршака. Объясните вставленные буквы (графически).

Люди пишут, а время ст…рает,
Все ст…рает, что можно ст…реть.
Но скажи, если слух ум…рает,
Разве должен и звук ум…реть?

3.Составьте одно распространенное предложение, включив в него любое словосочетание из первого задания.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся

3) оценить собственную деятельность на уроке

4) обсудить и записать домашнее задание

5) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.

Учитель:(Беседа с учащимися)

– Какую цель ставили?
– Удалось ли достичь поставленной цели? 
– Каким способом ее достигли?
– Какие вы получили результаты? 
– Где будете применять новые знания?

Продолжите фразы, запишите их в тетрадь.

- Больше всего мне понравилось____________

- Сегодня я понял(а)____________________

- Научился (научилась)___________________

Учитель:Козьма Прутков сказал: «Зри в корень!». Он был прав. Надо научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, тогда все слова вы будете писать верно.

9.Игра “Цепочка” если останется время)

СОБ…РУ                                 НАТ…РЕТЬ

ПОСТ…ЛИТЬ                         ВЫТ…Р

ЗАБЛ…СТАТЬ                        ЗАП…РАЮ

РАСТ…РЕТЬ                           ЗАД…РАЮ

НАТ…РАЮ                             ВЫД…РУ

СД…РУ                                   РАЗБ…РАЮ

УБ…РУ                                    РАССТ…ЛАЮ

ВЫБ…РАЮ                            ИЗБ…РАЕТ

БЛ…СТЕТЬ                             ПРИБ…РЁТ

 Класс (по рядам) делится на две команды, каждая из команд подходит к листу, прикрепленному на доске, и вставляет пропущенную букву. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.

 

8.       Домашнее задание

- решить тест

- напишите сочинение-миниатюру на тему «Я убираюсь в своей комнате».

 

- Спасибо за урок!

 

 

 

 

*


»  Размещено в сообществах:   
Лаборатория "Интерактивное оборудование в школе"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн