методического совета __________________________________Г.Н.Акатушева
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Жизнь требует того, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Лингвистика, наука о языкознании, может и должна помочь учащимся в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.
Речевая культура – явление несравненно более широкое, чем правильность речи. Правильность – важнейшее, но далеко не единственное качество культурной речи. Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной.
Работа с одарёнными детьми- одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.
Элективный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ГИА. Уделено большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Предпрофильный элективный курс предназначен для работы с одарёнными детьми 9-х классов и рассчитан на 17 часов (0,5 ч. в неделю)
Цели курса:
- способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей;
- помочь учащимся в преодолении трудностей «речевого поведения»;
- воспитать бережное, внимательное отношение к слову;
Задачи курса:
- развить творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности обучающихся;
- учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
- дать необходимые сведения о нормах литературного языка;
- обобщить полученные знания по русскому языку за курс 5-8 классов;
- активизировать внимание учащихся к устной и письменной речи;
- подготовка к итоговой аттестации.
Изучение данного курса предполагает усвоение одарёнными детьми лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка, что позволит им повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова, так как современный человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться к овладению богатствами национального языка.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет одарённым учащимся оценить свои возможности, более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Основные методы и приёмы работы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
создание проблемной ситуации;
анализ текстов различных стилей и типов;
анализ готовых образцов сочинений;
работа с тестами ГИА;
различные виды грамматического разбора;
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
создание таблиц, схем, алгоритмов;
обсуждение, диалог;
написание и редактирование сочинений-рассуждений;
самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
В работе с одарёнными детьми используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера.
Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ГИА (и другие тесты), схемы, таблицы, компьютер.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.
Новизна курса состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
В результате изучения курса учащиеся должны
Знать:
- основные сведения о языке, речеведческие понятия;
- орфограммы и пунктограммы;
- стили и типы речи.
Уметь:
- определять стиль и тип текста;
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- производить все виды разборов;
- соблюдать нормы литературного языка.
Содержание программы
Языковая логика
Тема 1. Лабиринт.
Понятия «лингвистика» и «парадокс». Стройность, логичность, чёткость языка. Языковые парадоксы.
Тема 2.Узаконенные ошибки.
Случайности в жизни слов. Языковые ошибки. Неологичность, противоречивость языка. Синонимия в грамматике.
Тема 3. О богатстве и гибкости языка.
Многозначность слов и синонимия форм. Гибкость языка. Языковая логика.
Драгоценное наследие
Тема 4. Коварство времени.
Непрерывное развитие, изменение языка. Отличия современного языка и языка Пушкина.
Тема 5. Судьбы слов.
Тесная связь языка и мифов. Общность языков разных народов.
Тема 6. Творцы новых слов.
Основные закономерности развития языка. Происхождение новых слов.
Тема 7. Мы открываем континенты.
Парадоксы лингвистической географии: названия континентов, морей, океанов, городов.
Из глубины веков
Тема 8.Седьмой падеж?
Изменение языка вместе с развитием общества. «Раскопки» в языке.
Тема 9. Вокруг местоимения.
Происхождение местоимений. Связь древнерусского и современного языков.
Тема 10. Кем работает мама?
Употребление существительных женского и мужского рода в названиях профессий.
Тема 11.Тайна грамматического рода.
Родовая принадлежность слова. Несоответствие грамматического рода и пола
Постоянный поиск
Тема 12.Два главных парадокса лингвистики.
Определение понятий «предложение» и «слово»с точки зрения литературных героев и учёных-лингвистов.
Тема 13. Сколько частей речи в русском языке?
Переход слов из одной части речи в другую. Гибкость языка.
Тема 14. Грамматика и языковые ошибки.
Несколько значений падежа. Количество падежей в русском языке.
На пути к совершенству
Тема 15. Истины и предрассудки.
Переход от бытовой и деловой речи к художественной. Борьба за богатство и чистоту языка.
Тема 16. Уроки истории.
Появление новых слов в языке. Употребление иностранных слов.
Тема 17.Средство скрывать мысли.
Многозначность слов. Соответствие «формы» и «содержания» в языке.
Учебно – тематический план
№
Темы курса
Количество часов
Лекции
Практические занятия
1.
Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт.
1
1
2.
Узаконенные ошибки.
1
0,5
0,5
3.
О богатстве и гибкости языка.
1
0,5
0,5
4.
Коварство времени.
1
1
5.
Судьбы слов.
1
0,5
0,5
6.
Творцы новых слов.
1
1
7.
Мы открываем континенты.
1
0,5
0,5
8.
Седьмой падеж?
1
1
9.
Вокруг местоимения.
1
0,5
0,5
10.
Кем работает мама?
1
1
11.
Тайна грамматического рода.
1
0,5
0,5
12.
Два главных парадокса лингвистики.
1
1
13.
Сколько частей речи в русском языке?
1
0,5
0,5
14.
Грамматические и языковые ошибки.
1
1
15.
Истины и предрассудки.
1
1
16.
Уроки истории.
1
1
17.
Средство скрывать мысли.
1
1
Всего
17
13,5
3,5
Литература для учителя:
1.Волгина Н.С. Орфография и пунктуация.
2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., 1996.
3.Львова С.И. ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. М., «Эксмо», 2008.
4.Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., «Просвещение», 1988.
5.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
6.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
Литература для обучающихся:
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
2. 2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., 1996.
3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
4.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
5.Различные виды лингвистических словарей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Лингвистические парадоксы»
в 9 «Б» классе (17 часов, 0,5 часа в неделю) учителя русского языка и литературы
Мусаевой Нины Михайловны
2012-2013 учебный год
№
Темы курса
Дата по плану
Дата фактич.
проведения
Примечание
1
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт.