Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Лингвистические парадоксы"

Submitted by Нина Михайловна Мусаева on Tue, 07/05/2013 - 10:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мусаева Нина Михайловна
Место работы, должность: 
МБОУ Пичаевская СОШ Пичаевского района Тамбовской области, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

- способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей;

- помочь учащимся в преодолении трудностей «речевого поведения»;

- воспитать бережное, внимательное отношение к слову;

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемая методическая литература: 

                                    Литература для учителя:

1.Волгина Н.С. Орфография и пунктуация.

2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., 1996.

3.Львова С.И. ГИА  2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. М., «Эксмо», 2008.

4.Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., «Просвещение», 1988.

5.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989. 

6.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987. 

                             Литература для обучающихся:

1.     Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992. 

2.     2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., 1996.

3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987. 

4.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987. 

5.Различные виды лингвистических словарей.

Используемое оборудование: 

Компьютер, ЭОР

Используемые ЦОР: 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/index_listing.html   

http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=0d2cc9b92f2e

Краткое описание: 
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа

 

Утверждена приказом образовательного учреждения _______________________

 

                                                                                            Дата, номер приказа

                                        Директор школы: ____________________     /С.М.Акатушев/       

 

                

 

 

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

в 9 «Б» классе

 

«Лингвистические парадоксы»

                   (работа с одарёнными детьми)

 

 

 

 

                                                                             Разработчик программы: Мусаева Н.М.

 

 

 

 Рассмотрена   на заседании межшкольного

методического объединения     __________________________ 

                                                             Дата, номер протокола  

 

Руководитель межшкольного

методического   объединения ____________________________Н.М.Мусаева

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

межшкольного методического совета________________________         

    

                                                                        Дата, номер протокола

 

Председатель межшкольного

методического совета          __________________________________Г.Н.Акатушева

 

 

 

 

 

 

 

                                                       2012-2013 учебный год

 

 

 

                                          Пояснительная записка

   Жизнь требует того, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Лингвистика, наука о языкознании, может и должна помочь учащимся в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

  Речевая культура – явление несравненно более широкое, чем правильность речи. Правильность – важнейшее, но далеко не единственное качество культурной речи. Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной.

  Работа с одарёнными детьми- одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.

   Элективный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ГИА.  Уделено большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

 

   Предпрофильный элективный курс предназначен для работы с одарёнными детьми 9-х классов и рассчитан на 17 часов (0,5 ч. в неделю)

 

Цели курса:

- способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей;

- помочь учащимся в преодолении трудностей «речевого поведения»;

- воспитать бережное, внимательное отношение к слову;

Задачи курса:

- развить творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности обучающихся;

- учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

- дать необходимые сведения о нормах литературного  языка;

- обобщить полученные знания по русскому языку за курс 5-8 классов;

- активизировать внимание учащихся к устной и письменной речи;

- подготовка к итоговой аттестации.

 

     Изучение данного курса предполагает усвоение одарёнными детьми лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка, что позволит им повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова, так как современный человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться к овладению богатствами национального языка.

    Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет одарённым учащимся оценить свои возможности, более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

 Основные методы и приёмы работы: 

  • лекция; 
  • беседа; 
  • объяснение учителя; 
  • создание проблемной ситуации; 
  • анализ текстов различных стилей и типов; 
  • анализ готовых образцов сочинений; 
  • работа с тестами ГИА; 
  • различные виды грамматического разбора; 
  • работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 
  • создание таблиц, схем, алгоритмов; 
  • обсуждение, диалог; 
  • написание и редактирование сочинений-рассуждений; 
  • самостоятельная работа с учебной, справочной литературой; 
  • самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. 

В работе с одарёнными детьми используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера.

 Средства обучения:  справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ГИА (и другие тесты), схемы, таблицы,  компьютер. 

 По окончании курса учащиеся должны знать: 

 - теоретическое содержание основных разделов курса русского языка. 

    Новизна курса состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

                    В результате изучения курса учащиеся должны

                                         Знать:

- основные сведения о языке, речеведческие понятия;

- орфограммы и пунктограммы;

- стили и типы речи.

                                       Уметь:

- определять стиль и тип текста;

- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- производить все виды разборов;

- соблюдать нормы литературного языка.

 

 

 

                            Содержание программы

 

                                   Языковая логика

Тема 1. Лабиринт.

Понятия «лингвистика» и «парадокс». Стройность, логичность, чёткость языка. Языковые парадоксы.

 

Тема 2.Узаконенные ошибки.

Случайности в жизни слов. Языковые ошибки. Неологичность, противоречивость языка. Синонимия в грамматике.

 

Тема 3. О богатстве и гибкости языка.

 Многозначность слов и синонимия форм. Гибкость языка.  Языковая логика.

 

 

                                  Драгоценное наследие

 

Тема 4. Коварство времени.

Непрерывное развитие, изменение языка. Отличия современного языка и языка Пушкина.

 

Тема 5. Судьбы слов.

Тесная связь языка и мифов. Общность языков разных народов.

 

Тема 6. Творцы новых слов.

Основные закономерности развития языка. Происхождение новых слов.

 

Тема 7. Мы открываем континенты.

Парадоксы лингвистической географии: названия континентов, морей, океанов, городов.

                                      Из глубины веков

 

Тема 8.Седьмой падеж?

Изменение языка вместе с развитием общества. «Раскопки» в языке.

 

Тема 9. Вокруг местоимения.

Происхождение местоимений. Связь древнерусского и современного языков.

 

Тема 10. Кем работает мама?

Употребление существительных женского и мужского рода в названиях профессий.

 

Тема 11.Тайна грамматического рода.

Родовая принадлежность слова. Несоответствие грамматического рода и пола

 

                                 Постоянный поиск

 

Тема 12.Два главных парадокса лингвистики.

 Определение понятий «предложение» и «слово»с точки зрения литературных героев и учёных-лингвистов.

 

Тема 13. Сколько частей речи в русском языке?

Переход слов из одной части речи в другую. Гибкость языка.

 

Тема 14. Грамматика  и языковые ошибки.

Несколько значений падежа. Количество падежей в русском языке.

 

                               На пути к совершенству

 

Тема 15. Истины и предрассудки.

Переход от бытовой и деловой речи к художественной. Борьба за богатство и чистоту языка.

 

Тема 16. Уроки истории.

Появление новых слов в языке. Употребление иностранных слов.

 

Тема 17.Средство скрывать мысли.

Многозначность слов. Соответствие «формы» и  «содержания»  в языке.

 

                                    Учебно – тематический  план

 

 №

                  Темы курса

Количество часов

Лекции

Практические занятия

1.

Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт.

1

1

 

2.

Узаконенные ошибки.

1

0,5

0,5

3.

О богатстве и гибкости языка.

1

0,5

0,5

4.

Коварство времени.

1

1

 

5.

Судьбы слов.

1

0,5

0,5

6.

Творцы новых слов.

1

1

 

7.

Мы открываем континенты.

1

0,5

0,5

8.

Седьмой падеж?

1

1

 

9.

Вокруг местоимения.

1

0,5

0,5

10.

Кем работает мама?

1

1

 

11.

Тайна грамматического рода.

1

0,5

0,5

12.

Два главных парадокса лингвистики.

1

1

 

13.

Сколько частей речи в русском языке?

1

0,5

0,5

14.

Грамматические и языковые ошибки.

1

1

 

15.

Истины и предрассудки.

1

1

 

16.

Уроки истории.

1

1

 

17.

Средство скрывать мысли.

1

1

 

 

Всего

17

13,5

3,5

 

 

 

                                    Литература для учителя:

1.Волгина Н.С. Орфография и пунктуация.

2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., 1996.

3.Львова С.И. ГИА  2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. М., «Эксмо», 2008.

4.Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., «Просвещение», 1988.

5.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989. 

6.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987. 

                             Литература для обучающихся:

1.     Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992. 

2.     2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., 1996.

3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987. 

4.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987. 

5.Различные виды лингвистических словарей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Лингвистические парадоксы»

в 9 «Б» классе   (17 часов, 0,5 часа в неделю)  учителя русского языка и литературы

Мусаевой Нины Михайловны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            2012-2013 учебный год

 

 

 

 

Темы курса

Дата по плану

 Дата фактич.

проведения

  Примечание

1

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт.

 

 

 

2

Узаконенные ошибки.

 

 

 

3

О богатстве и гибкости языка.

 

 

 

4

Коварство времени.

 

 

 

5

Судьбы слов.

 

 

 

6

Творцы новых слов.

 

 

 

7

Мы открываем континенты.

 

 

 

8

Седьмой падеж?

 

 

 

9

Вокруг местоимения.

 

 

 

10

Кем работает мама?

 

 

 

11

Тайна грамматического рода.

 

 

 

12

Два главных парадокса лингвистики.

 

 

 

13

Сколько частей речи в русском языке?

 

 

 

14

Грамматические и языковые ошибки.

 

 

 

15

Истины и предрассудки.

 

 

 

16

Уроки истории.

 

 

 

17

Средство скрывать мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Лаборатория "Интерактивное оборудование в школе"

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн