ПРОГРАММА профильной экологической смены на базе оздоровительного лагеря.
Submitted by Елена Тимофеевна Перова on пн, 06/05/2013 - 22:37
Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской СОШ Пичаевского района Тамбовской области
ПРОГРАММА
профильной экологической смены
на базе оздоровительного лагеря
Составитель:
Перова Елена Тимофеевна
Большой Ломовис - 2013
«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».
В.В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологический лагерь, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям, наряду с отдыхом дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионно-практических занятий биолого-экологического цикла с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по биологии, экологии и экологическому краеведению, проведение элементарных экологических полевых исследований, семинары и конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической направленности.
Программа профильного эколого-биологического лагеря разработана с учётом осуществления принципа непрерывности экологического образования школьников, возрастных особенностей, интересов, склонностей, дарований учащихся и особенностей экологической обстановки Тамбовской области.
Цели и задачи профильной экологической смены
- создание благоприятных условий для укрепления здоровья и развития творческих способностей, учащихся во время летних каникул;
- расширение и углубление знаний учащихся об экологических и природоохранных проблемах Тамбовской области;
- воспитание любви к родному краю, сохранение и передача традиций своих отцов из поколения в поколение;
- формирование практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы в природе и оценки состояния окружающей среды своего региона;
- повышение экологической культуры учащихся, воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды и соблюдение здорового образа жизни;
- развитие убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических природоохранных делах по защите окружающей среды родного края.
Разные формы проводимых занятий и виды деятельности обеспечивают системную организацию экологического образования.
Психолого-педагогические основы программы
Основная идея – привлечь детей в создание творческих и исследовательских проектов. Программа предусматривает не только дальнейшее развитие творческих способностей детей, но и получение ими дополнительных определенных знаний, умений и навыков.
Принципы:
· принцип научности, предполагающий приобщение детей к новой информации;
· принцип доступности, содержание и формы работы соответствуют особенностям детей разного возраста;
· принцип оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности;
· принцип целесообразного сочетания и взаимосвязи игр, познавательной, практической, художественной деятельности
Направления работы:
· включение детей и подростков в исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с их интересами.
· обучение умению работать с научной литературой, формирование у них основ культуры научного исследования.
· оказание помощи в проведении исследовательской работы.
· организация индивидуальных консультаций в ходе мини-исследований.
Формы работы:
· мастер-классы;
· экскурсии;
· научно-практическая конференция;
· конкурсы;
· выставки проектов;
· выставки рисунков, поделок;
· викторины.
Педагогическая диагностика и способы корректировки программы
Диагностика интересов, возможностей, требований участников смены.
Цель: проведение исследования личностных особенностей одаренных детей для определения педагогической позиции педагога в работе с ними.
Диагностикаиндивидуальных и коллективных ценностей.
Цель: сформировать представление об индивидуальных и коллективных ценностях в группах.
Диагностикатворческого потенциала детей.
Цель: получение представлений о возможностях, способностях, склонностях, уровне творчества потенциала детей.
Результаты диагностик нужны для корректировки программы. Если есть дети, которые не могут реализовать себя в первый день, необходимо корректировать существующий набор заданий, расширяя или сужая его, находя тематику, удовлетворяющую всех.
Перечень организаторов программы
Организация-исполнитель данной программы профильного экологического лагеря – Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской СОШ Пичаевского района Тамбовской области.
Руководитель проекта
Перова Елена Тимофеевна,
Учитель биологии и географии Больше-Ломовисского филиала МБОУ Пичаевской СОШ Пичаевского района Тамбовской области.
Схема организации руководства, кадровое обеспечение программы
Участники программы
Учащиеся 6-10 классов активные члены детских экологических конкурсов, участники и призёры эколого-биологических олимпиад, районных юношеских чтений «Экология глазами детей», областной научно-практической конференции «Человек и природа», победители областного конкурса «Я и Земля» имени В.И. Вернадского, участники Всероссийской олимпиады школьников по биологии «Олимпус».
Сроки реализации проекта
Срок - 18 дней. C24 июня по 11 июля 2013 года.
Общая смета расходов
Государственное финансирование в рамках работы летнего оздоровительного лагеря.
Структура и особенности программы
Учебно-образовательная программа для среднего звена предусматривает ознакомление учащихся с наиболее распространёнными видами растений и животных Тамбовской области, средой обитания и условиями жизни. Большое внимание уделяется усвоению названий изучаемых объектов природы, наблюдению за ними, установлению взаимодействий между сообществами растений и животных разных биоценозов. Наряду с натуралистической, природоохранной работой важное значение придаётся эмоциональному развитию учащихся, умению принимать красоту творений природы.
С данной категорией учащихся проводятся практические занятия, кружки, эрудиционы, экологические игры, викторины, конкурсы экологических плакатов, костюмов из использованного материала, выставки творческих работ из природного материала.
Учащимся старших классов предлагается спецпрактикум по проведению экологического мониторинга окружающей среды. Старшеклассники дадут оценку экологического состояния луга, почвы, водоёма, лесных экосистем различными методами биоиндикации, оценку состояния воздушной среды методом лихеноиндикации.
Учащиеся, увлечённые изучением биологических наук, продолжат знакомство с удивительным миром природы на ежедневных занятиях кружков.
Большая роль в учебно-воспитательной программе отводится:
§ культурно-массовым мероприятиям (эрудицион, интеллектуальные и ролевые игры, экологическая карусель),
§ экскурсиям экологической направленности,
§ исследовательской деятельности.
Практические занятия, экскурсии, занятия кружков проводятся в непосредственном контакте с природой. Чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание.
Природное окружение служит воспитанию любви к Родине, укреплению физического и психического здоровья школьников, способствует развитию эстетических и нравственных сторон личности. В процессе педагогически организованного общения детей с окружающей живой природой их знания по ботанике, зоологии, экологии подкрепляются чувственно-наглядным опытом, закрепляются в сознании, в морально-этических представлениях, связываются с жизненной практикой.
Жизнь среди природы создаёт благоприятные возможности для овладения необходимыми навыками, применяемыми, прежде всего для охраны и улучшения природной среды.
В процессе реализации учебно-воспитательной программы профильной экологической смены учащиеся приобретут умения и навыки по определению натуральных объектов, оформлению учебных коллекций и гербарного материала, проведению фенонаблюдений в природе, составлению флористико-фаунистических описаний участков местности, разработке проектов и программ экологического обследования.
Итоги реализации программы профильного лагеря
- создание единого пространства взаимопонимания и взаимоуважения между участниками смены;
- осознание себя как личности, индивидуальности;
- получение навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;
- формирование целостных, систематизированных знаний по основам эколого-биологических наук, знаний о взаимодействиях природной и социальной сферы;
- понимание и умение объяснять проявления различных экологических процессов в окружающей среде;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- умение осуществлять диагностику и программирование процессов, происходящих в природе, предвидеть последствия своих воздействий на природные объекты;
- формирование твёрдых экологических убеждений у школьников в необходимости охраны окружающей среды своего родного края;
- приобретение навыков публичного выступления, защиты идей;
- формирование следующих качеств:
коммуникативные - слушать и понимать других, выражать себя;
презентационные- построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядного представления результатов деятельности;
поисковые- находить информацию по каталогам, справочникам, энциклопедиям.