«Адаптированные формы преподавания ритмики, пластики и танца для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы».
Submitted by Лариса Юрьевна Семенкова on чт, 02/05/2013 - 14:00
Конспект урока ритмики в начальной школе.
1. Здравствуйте!
2. Представлюсь: Семенкова Лариса Юрьевна, учитель ритмики, педагог дополнительного образования МБСКОУ школы-интерната VIвида № 4 Центрального района города Челябинска.
3. Работаю с детьми по авторской программе по курсу «Ритмопластика».
4. Главной целью работы по этой программе является: творческая абилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, коррекция физических и психических отклонений в развитии.
5. Сегодня я представлю Вам один из вариантов урока ритмики.
Почему один из вариантов?
Вариантов может быть множество, исходя из того какие цели преследуются и какие задачи ставятся на данный момент.
6. Цель сегодняшнего урока:
Показать Вам каким образом происходит абилитация,
какими средствами и формами ритмики, пластики и танца я пользуюсь в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
А также, каким образом, где и как можно использовать это в работе с детьми службам сопровождения: воспитательной службе, психологам, логопедам, в работе служб лечебной педагогики (ЛФК).
Тема урока: «Адаптированные формы преподавания ритмики, пластики и танца для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы».
Задачи: Данные комплексы упражнений направлены на формирование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений.
Но, учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся с НОДА, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:
- коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;
- развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;
- развитие мелкой моторики;
- развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;
- развитие внимания;
- формирование положительной мотивации.
Учебные, лечебные, коррекционные задачи с помощью этих упражнений реализуются с учетом возраста, уровня восприятия материала, уровня физических возможностей ребенка.
План урока
Состав детей: ученики начальной школы, возраст 8-9 лет, 1А, 2Б, 2А классы.
Дети отягощены различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
1-я часть – ритмическая шагистика включает в себя: ритмические рисунки в характере современных эстрадных танцев.
1. Карнавал – эстрадная шагистика.
2. Спортивная шагистика.
3. Ритмический рисунок для всех сгибающихся частей тела.
4. Пластический рисунок.
2-я часть занятия
Пальчиковая гимнастика, гимнастика для рук включает в себя: упражнения и элементы для развития гибкости и плавности рук.
Решаются задачи:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие силы, ловкости мышц, подвижности суставов рук.
3. Координирование движений.
4. Коррекция, разработка проблемных участков (пальцы, плечо, кисть не работает).
3-я часть урока.
Танцевальные рисунки, зарисовки, которые включают в себя все элементы, которые были наработаны в 1 и 2 частях урока.
Включаются в план урока как физкультминутки, танцы-игры, танцы-импровизации.
Впоследствии наиболее интересные зарисовки совершенствуются, дорабатываются и превращаются в полноценные концертные номера для выступления на мероприятиях, праздниках, фестивалях.
Задачи: научить детей к 3-4-му классам использовать полученный материал для постановки, конструирования собственных творческих работ.
Итоги:
Таким образом, кроме учебных и коррекционных задач используются различные виды воспитательного воздействия на учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы с целью адаптации в окружающем социуме.
Результатом этого воздействия является:
1. Эмоциональная и физическая разгрузка, перебивка негативных эмоций.
Неотъемлемой частью является работа с учителями и воспитателями, подготовка мероприятий: тематических и праздничных.
Это не только обогащает совместную деятельность сотрудников и детей, но и формирует позитивное отношение к жизни, чтобы физический недостаток не стал преградой для нормального, гармоничного развития детей.
Практическая часть:
1. «Карнавал».
Комплекс эстрадной шагистики.
Методические указания: требуется постоянный контроль за осанкой и посадкой корпуса, координирование движений и их корректировка учителем, фиксация внимания у детей.
2. «Физкультминутка».
Комплекс спортивных ритмических упражнений.
Методические указания: фиксация внимания, контроль выполнения подражательных движений, упражнения выполняются с максимальной амплитудой движения (шире, ниже, выше).
3. «Ритмическая гимнастика».
Комплекс упражнений ритмической гимнастики.
Методические указания: все упражнения выполняются в соответствии с музыкальным сопровождением, различным по темпоритму и характеру музыкальной фразы. Движения совершаются с большой амплитудой, ярко и точно.
4. «Пластика».
Комплекс пластических упражнений и элементов.
Методические указания: контролировать точность, плавность, мягкость пластического изображения. Следить за эстетикой выполнения элементов.
После того, как поработали ножки, приступаем к гимнастике для рук.
5. Ритмические упражнения для всех частей руки.
Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики и гимнастики рук.
Методические рекомендации: дети не должны себя отождествлять с бабочками и паучками, а просто выполнять упражнения, которые похожи на паучков, бабочек и т. д.. Должен быть постоянный контроль над выполнением подражательных движений.
Перечень изображаемых действий:
1. «Веер».
2. «Ручеек в замке».
3. «Змейка».
4. «Две змейки».
5. «Змейка-голова».
6. «Волны рук».
7. «Круговые движения кистей рук вверх-вниз».
8. «Волна рук вперед».
9. «Рыбки».
10. «Водоросли».
11. «Медуза».
12. «Осьминог».
13. «Барабан».
14. «Тарелочки».
15. «Погремушки».
16. «Фонарики».
17. «ПЛЕЧИ вверх-вниз».
18. Круговые движения плечами, локтями, кистями рук и обратное движение.
19. «Шаги» плечами вперед-назад, вверх-вниз.
20. «Скачки» (потряхивание плечами и корпусом).
21. «Локти-уголки» вверх-вниз.
22. «Альбатрос» (полет птицы, парение).
23. «Чайка» (взлет, полет, парение).
24. «Голубь» (трепыхание в руках, взлет).
25. «Воробей на заборе».
26. «Бабочка» (полет, порхание с цветка на цветок).
27. «Мотылек» (полет, сидит на ладони, полет вокруг фонарика).
28. «Два мотылька» (двумя руками одновременно).
29. «Паучок» (плетет паутинку, бегает по полу, карабкается вверх-вниз по паутинке, два паучка играют вперегонки).
30. «Покраска подоконника и окна» (руки – кисточки для покраски).
6. Танцы – зарисовки.
Дети ушли за воображаемые кулисы.
На контрасте показано как наши упражнения и элементы превращаются в маленькие танцевальные зарисовки.
1. «Восток».
Характеристика движений: танец должен быть мягким, пластичным, одно движение перетекает в другое.
Используется фонограмма «Восточные мелодии».
2. «Котята на охоте».
Характеристика движений: танец имеет более резкие, чем восточные, четкие ритмичные движения, характер музыкальной фразы и сюжет учитываются.
Используется музыкальное сопровождение: сборник рок-н-роллов.