Лабораторная работа « Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Submitted by Татьяна Георгиевна Чашкина on вс, 28/04/2013 - 21:32
Урок 49
Тема: Лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Цель: Научить определять Архимедову силу экспериментальным путем, а также с помощью интерактивной модели.
Ход урока:
1. Оргмомент. Целеполагание
2. Актуализация опорных знаний
3. Выполнение лабораторной работы с компьютерной моделью.
4. Выполнение лабораторной работы с оборудованием
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
1. Здравствуйте, ребята.
Сегодня на уроке вы научитесь на опытах определять выталкивающую силу. Вам предстоит найти ее с помощью приборов, а также с интерактивной моделью. Но, для начала несколько вопросов классу.
2. Расскажите, что вы знаете о выталкивающей силе.
Я предлагаю составить коллективный рассказ. Каждый сидящий за партой должен произнести одну фразу по данному вопросу. Так у нас получится рассказ из 20 фраз, не менее.
Учащиеся сообщают о том, где возникает сила, на что действует, а также о ее направлении. Приводятся примеры из жизни, а также опыты по ее определению на уроке. Ученики называют формулу для нахождения Архимедовой силы с пояснением смысла каждой величины, входящей в неё, а также единицы измерения.
3. Ну, а теперь, ребята, выполните лабораторную работу с предложенным оборудованием.
Оборудование: стакан с водой, мензурка, динамометр, малый и большой металлические цилиндры.
Опыт1. Измерить вес малого цилиндра в воздухе Pо, а затем в воде P. Найти FАрх= Po - P
Опыт2. Измерить объем воды, налитой в мензурку(Vо). Измерить его же после погружения туда малого цилиндра(V).
Вычислить Vтела=V- Vо. Перевести V в м3 , зная, что 1см3=0,000001м3
Рассчитать FА=
Опыт3. В стакан, полностью заполненный водой, опустить тело. Измерить V вытесненной жидкости с помощью мензурки. Перевести его м3 . А затем рассчитать Fарх=Pжидкости=Мж*g= ρжgV
Заполнить таблицу. Расчеты необходимо выполнить под таблицей.
Таблица 1.
№ опыта
Pо, вес тела в воздухе (H)
Р, вес тела в воде (H)
Fарх
1. с приборами
2. с интерактивной
моделью
Таблица 2.
№ опыта
Vо, объем налитой воды,
(см3)
V, объем воды
после погружения в нее тела, (см3)
Vт, объем тела, см3
Vт, объем
тела, м3
Fарх
1. с приборами
2. с интерак тивной моделью
Таблица3.
№ опыта
V, объем вытесненной
воды (см3)
V, (м3)
плотность
жидкости
P, вес вытесненной жидкости(H)
Fарх
Сделать вывод: Каким способом можно вычислить FАрх
Дополнительное задание.
Используя интерактивную модель, рассчитать FАрх с одним из цилиндров, предложенных в работе.
5. Итак, ребята, скажите, какими способами вы смогли рассчитать Архимедову силу?
От чего она зависит?
С чем вам интереснее было работать: с настоящими приборами или интерактивной моделью?
Те ребята, которые выполнили опыты и с тем, и с другим, получат две хорошие оценки.
6. Домашнее задание: « Тесты по физике». А.В.Чеботарева стр. 103 №58 выполнить в тетради. Желающие могут дома, если есть приборы, измерить FАрх , действующую на бокал, ложку или другой какой-то предмет. Результаты опыта сдать учителю.