2.Работа по карточкам. Составьте предложения с данными словосочетаниями: играть на нервах, не зги не видно, иерихонская труба, ночью все кошки серы, зарубить на носу, ночью все кошки серы (по вариантам).
Определяем тему урока, цель:
а) обобщить наше представление о фразеологизмах как средстве выразительности русского языка;
б) научиться находить их в тексте и использовать в речи.
а) определение синтаксической роли фразеологизмов в предложении:
1 группа – упр.82
2 группа – упр.84
б) составить 3 предложения;
в) определение целостности и образности фразеологизмов:
3 группа - упр.87
г) дописать вторую часть фразеологизмов, пронумерованных в задании;
д) определить их значение;
е) определение стилистической принадлежности фразеологизмов:
1 группа – упр.488, стр.305
2 группа – упр.389, стр.233
3 группа – упр.85, стр.51 учебника А.И. Власенкова «Русский язык»
ж) составить 3 предложения с данными фразеологизмами (по выбору)
5. Групповая работа с тестами (10-12мин.)
- Выполняем задания ЕГЭ (демо-версия) А30 (на компьютере).
6. Контроль знаний
Коллективная работа с текстом (7мин.).
Задание 1.
Читаем, выписываем предложения с фразеологизмами.
Задание 2.
Определяем синтаксическую роль фразеологизмов.
Задание 3
Подбираем синоним, определяем значение фразеологизма.
Задание 4.
Определяем стилистическую принадлежность.
Вопрос:
Стоит ли оказываться «в плену оккультных страстей»?
(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных…(13)Все загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии: придерживаться правил игры, то есть оставаться честным. (15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными? (22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25)У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы. (А. Сухотин)
7. Итоги урока.
1. Что нового мы узнали о фразеологизмах как о средстве выразительности речи?
2. С какой целью нужно употреблять фразеологизмы в речи?
3. Роль фразеологизмов в нашей речи?
8. Домашнее задание.
Написать сочинение, используя фразеологизмы, о стремлении выпускника поступить учиться в университет, «чтобы учиться было не скучно». (Вариант 4, С1, Л.И.Пучкова « Русский язык. ЕГЭ 2011 год », стр.54 ).