Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ями" мэневами ханзер хэтангув? Как объяснить любовь к родному краю?

Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Валентина Накочевна.
Место работы, должность: 

ТМК ОУ "Усть -Портоаская средняя общеобразовательная школа - интернат"

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 

 

Цель: развивать речь, пополнить словарный запас детей. Прививать любовь

             к  быту и культуре кочевого народа, родному краю, к родной

             природе. Познакомить с историей образования округа, с творчеством

             нганасанского художника М. С. Турдагина.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Просвещение на Крайнем Севере.

Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации для школ крайнего Севера.

Используемое оборудование: 

Карточки.

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;I.Вступление. &nbsp;II&nbsp; Зимовье Дудино.&nbsp; Показ слайдов. III. Обряд&nbsp;очищения. &nbsp;IV. Стихи и рисунки. Показ слайдов.V. Интеллектуальная игра &laquo;Пойми меня&raquo; . &laquo;Сими&nbsp; хамеда&raquo; VI. Просмотр отрывка из фильма &laquo;День оленевода&raquo; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;</p>

 

                                    Внеклассное мероприятие

  Тема: «Как объяснить любовь к родному краю?»

   Цель: развивать речь, пополнить словарный запас детей. Прививать любовь

             к  быту и культуре кочевого народа, родному краю, к родной

             природе. Познакомить с историей образования округа, с творчеством

             нганасанского художника М. С. Турдагина.

 I.Вступление.

 1. Стихотворение «Как объяснить любовь к родному краю?»

  Ядне Надежда 7 класс

                      Ханзер" хэтангу?

     Ями' мэневами ханзер хэтаңгув? Сейхадни' хурка вади״хоңгудм׳?

     Яхакони׳вархана нувнани ханяңэхэ״на индами׳епидм.

     Ханзер синем׳вадетав? Пэвдярка хад тад ладав

     Лабнана мерця кран״ңэв писянзь таси мосетыда.

     Ханзер״ядэлави״ту вадетын, яляхад ябирена сырам״.

     Сянакода сыра׳мадавы" мунзипой нудани хамыд".

     Ханзер лата вы∙  нямна лаханангудм, ханянгэхэна мэкад нгэсеты.

    Пэдамахад няда∙  ниня″  юседадм∙ , нгамдэд″ няни″ нгэвдо∙ туемласеты″.

    Ханзер мерета там′   вавдетав, халэвдаре и″имна  тиртяраха,

    Пэвдярка пим′  нгод″  ибедолтав, таютана сыра талмраха.

    Сяха″  нгэрм′  нянгы  харп яберырнга, пи″  ханяхава сими хандараха.

     Лаханакон тэвнархадм′, тикы нямна лаханадм′.

     Сейхад миндя вади″  юра ямын. Мань мэнебцоми сояма яхани

     Ханзер хэтангув? Ханзер хэтангув?

Ямкина Анастасия 7 класс

      Как мне поведать о безбрежной тундре, о красоте ее, когда порой,

      Устав бродить, лежу на мху и вижу, как мне жарки кивают головой.

      Как мне сказать о нашем быстром лете,

                                                                что промелькнет, как чайка над волной.

    О призрачных ночах в неярком свете, о непроглядной, скучной тьме зимой.

     Когда сиянья северного краски манят меня, влекут в ночную тьму,

     Мне кажется, что я попала в сказку… Но рассказать об этом не могу.

     Мне не найти всех верных слов, я знаю. Но чувств своих я не могу забыть.

    Любовь к своей земле, к родному краю как объяснить? Как объяснить?

            Вам понравилось это стихотворение? А почему оно вам понравилось?

            Да, правильно вы говорите, это стихотворение рассказывает про тундру. Кто в тундре живет? Что вы можете сказать про свою тундру? Кто больше слов скажет про тундру? 

 

Как называется место, где живут долганы, ненцы, энцы, нганасаны, эвенки? Правильно, Таймыр. А как называется столица Таймыра?

Знаете ли вы, откуда произошло название Дудинка? II  Зимовье Дудино.  Показ слайдов.

                                     Зимовье Дудино ясашно.

Дудинка основана во второй половине XVIIвека, в 1667  году, в годы царствования Алексея Михайловича Романова, мангазейским стрельцом Иваном Сорокиным, построившим зимовье «пониже верхния Дудины реки». Но изучение редких картографических и архивных документов XVII– XVIIIвеков показало, что возникновение поселений произошло значительно раньше.

        Самые ранние письменные свидетельства о проникновении русских землепроходцев в районе Дудинки сохранились в записях иностранцев, посещавших Россию в начале XVIIвека. Голландский купец И. Масса опубликовал в 1609 году карту севера России и книгу по сведениям от русских, побывавших на севере Сибири. На карте восточнее устья Енисея показана река Пясина с крупным притоком справа – Дудыпта.

          В Дудинском  зимовье в XVIIIвеке останавливались участники Великой Северной экспедиции Харитон Лаптев, Семен Челюскин, Федор Минин. На их картах Дудинка размещается на реке Дудинке и называется «зимовье Дудино ясашно».

           Ясачное зимовье «пясидское», в котором собирали ясак- дань с местного кочевого населения, упоминается с 20-х годов XVIIвека в копиях таможенных книг Мангазеи. Ясачные зимовья представляли собой несколько изб, обязательно огороженных крепким забором – частоколом. Такое же ясачное зимовье еще ранее, около 1610 года было построено при устье реки Хантайки. Это первые, зафиксированные документами, русские поселения к северу и к югу от района Дудинка – Норильск. По мнению кандидата географических наук Владилена Александровича Троицкого, несомненно, в эти же годы были построены несколько изб и сараев на реке Дудинка, в начале пути – волоком на озеро Пясина, поскольку перед отправлением в такой сложный путь требовалось подготовить речные лодки (кочи) к плаванию по мелководью.

          В 1970 году археологи, работавшие на раскопках мангазеи, обнаружили в одном из домов остатки плавильной печи ( этот дом и печь датированы 1608 годом) анализ, проведенный Н. Урванцевым показал, что здесь использовалась руда из района Норильска. Следовательно, мангазейцы побывали на месте нынешней Дудинки еще в начале 17 века.  

 И так, Дудинка – столица Таймыра. Кто знает, как переводится слово Таймыр с эвенкийского языка? Да, правильно, Таймыр -   щедрый и богатый. А чем же богат наш Таймыр?  Вы все правильно сказали, но главное богатство Таймыра – люди.   Какие звуки вам чудятся, когда вы слышите слово Таймыр? А мне всегда слышится звон бубна, скрип снега, звон оленьих рогов, оленьи вздохи. Один из коренных народов, проживающих на Таймыре – ненцы.  Богата, как и прежде, национальная культура ненецкого народа. Живы, бытуют и здравствуют, радуют, обогащают и занимают людей, находят дальнейшее развитие при сохранении своей самобытности наши песни и танцы, сказки и сказания, эпические песни и легенды, обряды. Сейчас наши участники покажут вам обряд очищения.

 III. Обряд очищения.

       Группа детей проходит через «огонь» в обруч железный. Во время

      прохождения пожилая женщина брызгает «святой водой» всех

      участников обряда.

      Вот мы очистились и готовы к разговору с родным краем, со своей малой

      родиной.

 IV. Стихи и рисунки. Показ слайдов.

                      1. Лиза Кускова  -  стих. «Таймыр»

                           Моя родина – Таймыр. Я люблю тебя, Таймыр,

                           Ты мне счастье приносил и приносишь снова.

                           Разве есть другой Таймыр? Хоть объезди целый мир,

                           Не найдешь другого! Есть Таймыр единственный,

                           Край многотаинственный. На Таймыре я живу,

                           И горжусь я этим. Не покину свой Таймыр

                           Ни за что на свете!

                      2.  Юля тоги – стих. Таймыр на ненецком языке.

                          Таймыр – сояма' ями, Мань сит харвабтадм'!

                           Пыдар ябдами тадлан, теда' ими майбтан,

                           Хуркари яхад саванэй! Нядант сава' я яңгурахане",

                           Мань тарем' хамедав, Таймыр – харта ңопой,

                           Ями ңули" савуңав, ями пили" ибе"ңав,

                           Таймырм' нив хаеңгов" – тарця вади ваде"ңадм.

 

                       3.  Григорий 3 кл.-стих. «На Севере»

                           Как хороши простры тундры!там ветер, там снега кругом,

                          На нартах путник ранним утром в долине мчится.

                          Толстым льдом покрыто море. Словно пухом,

                           Обсыпано оно кругом. Сиянье пурпурно, и блеском

                           Подернуто чуть-чуть оно. А скалы, мудрецы седые,

                           В немом молчании стоят. Решить проблемы вековые

                           Как будто бы они хотят.

                           Как хороши просторы тундры! Там ветер, там снега кругом.

                           На нартах путник ранним утром в долине мчится.

                       4. Тима 3 кл.-стих. «Ңэрм׳няна».

                           Парандэй сыра׳нимня ңэдаледа нявотыню.

                           Няңоте салабако яхакуна тондавы.

                           Ңэдаледа сид׳няд надо" тэри париде"

                           Пыдо' табекодараха", нерня' сыртараха",

                           Хув" мер' юркавы ңэдаледа ненэцява'.

                           Няңоте салабам', парандэй сырам'

                           Тыда" хумна нидо' пюр".

                      5.  Света Кобякова 3 кл. стих. «Колокольчик».

                            Колокольчик в поле зазвенел: дзинь-дзинь.

                             Я спросила у него, чем он так встревожен.

                             Он в ответ мне прозвенел: «снилось мне, что я один»

                             И заплакал горько.

                         6. Саша Болин 3 кл. стих. «Однажды в тундре»

                             По озеру в лодке однажды я плыл.

                             Увидел медведя. Вблизи он бродил.

                             По берегу ходит, рычит и бурчит.

                             Подъехал я ближе к нему и спросил:

                             «Ну что, косолапый? Как твоя жизнь?»

                             Медведь ничего мне в ответ не сказал.

                             Лишь зарычал и в лес убежал.

Картины М.Турдагина.

                        1Беседа о М.Турдагине.

                          М.Турдагин родом из Волочанки. Учился в школе, жил в интернате. Когда учился в 3 классе, произошел судьбоносный случай. Был конец декабря, интернат готовился к Новому году. С большим трудом выкупили на общие деньги марлю в аптеке и сделали сцену, повесили марлю. Тогда дети под руководством кочегара топили печи, таскали дрова. Матюмяку таскал дрова вечером, задержался возле сцены. А утром разразился скандал. Проснувшиеся дети и воспитатели увидели чудную картину не на бумаге, а на белой марле, которая была сценой. Картина была оценена учителем рисования как шедевр и отправлена в Красноярск.

  Художник очень любил тундру и поэтому не смог жить и творить в городских условиях. Свои картины он создавал в тундре и говорил: «Тундра меняется через каждые пять минут. Сегодня она не такая как вчера, а завтра будет не такой как сегодня. Может, сегодня больше куропаток будет и к ним прилетит сова. Рядом пробегут олени. Песец мелькнет. Оглянешься - нет совы; куда делась? Это меняет тундру. Ведь тундра живая, она дышит, я чувствую ее дыхание». Посмотрите несколько картин М. Турдагина.

                       2. Картины М. Турдагина. Показ.

 

 

 Вы просмотрели картины настоящего художника, нашего земляка М. Турдагина. Что вы можете сказать о них? Вы увидели знакомые места? Знакома вам жизнь, которая запечатлена на картинах художника? А теперь постараемся мы словами рассказать о жизни в тундре.

Стихи про тундру.

                          1.Арина Яптунэ 4 кл. «Осенью»

                             По тундре холодные ветры гуляют.

                             Красивые птицы на юг улетают.

                             Но бабушка вышьет их всех на ковре,

                             И будут они у нас на стене.

                          2.Андрей Диль. 3 кл. «Не забывай язык родной»

                             Не забывай язык родной  и край, где жил ты с детских лет.

                             Не забывай, как пахнет хлеб, что подан маминой рукой.

                             Не забывай свой отчий дом, где без тебя грустят, поверь.

                             Не забывай, что в доме том тебе всегда откроют дверь. 

                              Где б ни был ты, не забывай родной язык и отчий край.

                            3. Каярина Арина 4 кл «Хуркари иланд»

                                Хуркари иланд' тэвна ңэбат, темд' ңармбат,

                                Сянри явна ядэлабнанд, соямар ямд,

                                Вадемар мят, небямд, нисямд хуна сяхахарт

                                Нер юрсяту". Харет вадамд нер юрсяту",

                                Техэ паңгамд пили ибецяту".

                              4. Кочубей Игорь 3 кл. стих. «Таймыр»

                       Таймыр – короткое названье! Но сколько в нем очарованья,

                       Но сколько ласки и любви для всех людей моей земли.

                       Здесь дуют сильные ветра, трещат морозы, холода…

                       Весь Енисей под шубой льда, и ночь полярная одна.

                       Но не страшны мне холода! Ты дорог мне, Таймыр, всегда.

                       К тебе я в сердце сохраню любовь и преданность свою…

                             5. Гоша Каярин. 3 кл. стих. «Сеңгакоця».

                                 Сеңгакоця муномонда, сеңгакоця лэйрюда",

                                 Ңыхы ян"сованондо'. Мань сита хонрамбидм׳:

                                 Ңамгэр ңани' хадкэй"? Нянэ ңаркавна муноңан"не"?

                                 Пыда няни мандараха:

                              «Ңопойңэ муноман' мань ңули" нидм' харва".

                                Ңадьбяни ярңадм'».          

Молодцы, ребята! Знаете вы про Таймыр стихи, а знаете ли, как дают клички собакам, оленям, как называются месяцы, времена года. Сейчас мы узнаем это, поиграв в игру «Пойми меня».

V. Интеллектуальная игра «Пойми меня» . «Сими  хамеда»

 

                                                              1.     Тэмд нгамгэна харенггур? тюрхана.

                                                              2. Тэмд нгамгэна лабидингур? Нгэваиняна.

                                                              3. Сян ты хан сингэ тара? Няхар.

                                                             4. Нердена ты нюмдя нгамгэ? Тэмг.

                                                              5.Пудана ты хан сихина нюмда нгамгэ? Пелей.

                                                              6. Тэмгаха пелейха понгана подеродаха тэхэ нюмди

                                                                  нгамгэ? Няхар тэчха.

                                                              7. Ямданава ельцянгана нгу амгэ хан мю хурабада?

                                                                  Нгутос.

                                                              8. Мюсева ельцянгана ва″ав тер″ нгамгэ хан мюня

                                                                  хуресяты″? Юхуна.

                                                              9. Мюсева ельцянгана нердена нгэдаледа нюмдя

                                                                   нгамгэ? Нгудондана.

                                                            10. Невхы мяд нгома нюмдя нгамгэ? Мяды.

                                                            11. Июнь ненэй вадавна нгамгэ иры? Саво Иры.

                                                            12. Декабрь ненэй вадавна нгамгэ иры? Пэвди Иры

   Объявляется победитель.

 

                         

                           Названия месяцев, времен года, кличек собак, оленей по

                           окрасу, названия народов.  

                          Паридена вэнеко – Алто; сэр вэнеко – Хорчи; Тетко; Юдак;

                          Сенг, Сэвак; Пале;

 

VI. Просмотр отрывка из фильма «День оленевода»             

 

Итог.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн