Охрана и рациональное использование животного мира
Submitted by Тамара Владимировна Сафиуллина on Fri, 26/04/2013 - 13:33
Экологический урок в рамках акции «День экологии сознания», приуроченного к Году экологической культура и охраны окружающей среды.
Дата проведения мероприятий: 16.04.2013г.
Тема урока: Охрана и рациональное использование животного мира.
Цель урока. Выяснить, как деятельность человека влияет на животный мир;обобщить знания о редких и исчезающих видах животных, мерах их охраны; познакомить учащихся с законами об охране окружающей среды, мероприятиях, применяемых для охраны животного мира.
Оборудование.Красная Книга РТ, Красная книга Азнакаевского района, рисунки исчезнувших и исчезающих видах животных, географическая карта мира.
Ход урока.
Учитель. Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
I.Воздействие человека и его деятельности на животный мир.
Учитель. Стали люди сильными, как Боги,
И судьба земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
- Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
(Рассказ учителя с элементами беседы).
Учитель. Известный биолог А.К.Скворцов писал, что ещё нередко можно услышать рассуждения на тему о том, что важнее для человека: пение лесной птички или кусок железа. Давайте порассуждаем на эту тему. Что важнее? (ответы учащихся). Вывод к беседе: для человека важнее всего избегать подобного выбора, так как любой односторонний выбор представляет угрозу для дальнейшего развития человечества.
Различают два вида воздействия человек на животныймир (фауну): прямое (уничтожение особей вида) и косвенное (изменение среды обитания животных, которые приводят к их гибели или вынуждают животных покинуть привычное место обитания). Что может быть следствием такого воздействия? На планете Земля нарушаются взаимосвязи в сообществах; изменяются цепи питания, отработанные в процессе эволюции; увеличивается число животных – паразитов, вредителей и возбудителей опасных заболеваний.
Сообщения учащихся (подготовлены как домашнее задание).
Уничтожение воробьёв в Китае.
Ликвидация волков на Канадских северных территориях.
Истребление лисиц и других хищников в Норвегии с целью увеличения численности популяций белой куропатки.
Как положительный пример – восстановление численности сайгака, соболя, бобра, морского котика.
Учитель. Вымирание одних и появление других видов животных неизбежно и закономерно. Это происходит в ходе естественных процессов при изменении климатических условий, ландшафта, в результате взаимоотношений организмов. Процесс этот медленный. До появления человека на Земле средняя продолжительность жизни вида у птиц была около 2 млн. лет, млекопитающих – около 600 тыс.лет. Человек ускорил гибель многих видов.
С 1600г., когда исчезновение видов стали подтверждать документально, на Земле вымерло около 100видов птиц и более 65 видов млекопитающих.
Примеры вымерших видов животных.
Сообщения учащихся.1. Два века назад странствующего голубя насчитывали около 5 млрд. особей. В 1909 году зоологи обещали крупную денежную награду тому, кто укажет место гнездования этих голубей. Но никому не удалось получить ценной премии, поскольку этих редких птиц уже не было на Земле.
2. В ноябре 1746 года в Тюмени во время путешествия из Иркутска в Петербург умер Георг Стеллер, единственный натуралист, видевший живых морских коров. Коровы эти впоследствии стали называться Стеллеровыми. Но это название животные получили тогда, когда их уже не существовало. В 1768 году- через 27 лет после знакомства с ними человека – была убита последняя корова. Вкусное мясо и доверчивость этих животных сыграло свою роковую роль. Животные совершенно не боялись человека, спокойно в его присутствии кормились. Доверчивая, совершенно беззащитная и к тому же вынужденная находиться у берега из-за водорослей морская корова была лёгкой и желанной добычей. За 27 лет морская корова, или корова Стеллера, была полностью уничтожена.
3. Показательна и история белоспинного альбатроса. Эта птица гнездилась на островах Тихого океана и, на свою беду, имела очень красивое оперение. В период гнездования эти птицы совершенно беспомощны. Сидя на гнезде, даже при смертельной опасности не делает попытки взлететь, защищает своё единственное яйцо. Этим пользовались собиратели перьев, они длинными палками убивали птиц. За семнадцать лет – с1887 по 1903 годы – было уничтожено не менее 8,5 млн. взрослых птиц. (с птенцами около 17 млн.). Последних добивали уже накануне второй мировой войны.
4.Примеров истребления птиц ради красивого оперенья или вкусного мяса, немало.
Это белый американский журавль, белая цапля (на грани исчезновения), исчезли каролинские попугаи, лабрадорская гага, бескрылая гагарка.
II.Охрана животного мира.
(беседа с элементами рассказа, сообщения учащихся).
Учитель.В настоящее время учёные всех стран понимают необходимость проведения мероприятий по охране животного мира. Принимаются законы об охране животных, организуются особо охраняемые территории, создаются Красные Книги.
Сообщения учащихся. 1.Красная книга.В 1948 году при Международном союзе охраны природы (МСОП) организуется постоянная комиссия по исчезающим видам растений и животных. Общими усилиями по предложению английского зоолога Питера Скотта создаётся Международная Красная книга – списки редких и исчезающих, находящихся под угрозой исчезновения видов живых организмов (1966г).
В 1983 году вышел в свет первый том Красной книги Российской Федерации. А В 1995 году Красная книга Республики Татарстан. В красных книгах печатаются не только списки редких животных, но и причины их исчезновения, частота встречаемости и предполагаемые меры спасения.
Красная книга
Чёрная страница – ВИД ИСЧЕЗ!!! (стеллерова корова).
Красная страница – ОПАСНОСТЬ ( гепард).
Желтая страница – Малочисленный вид (комодосский дракон)
Белая страница – Малоизученный вид (белый медведь)
Зелёная страница – СПАСЁН! (зубр).
Сообщения учащихся 2.Особо охраняемые территории.
- Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Учёные пришли к выводу, охранять нужно не отдельно взятый вид животного, а сообщества животных. Ведь в природе всё взаимосвязано. Для этого создают особо охраняемые территории (ООТ) разных видов.
Особо охраняемые территории
Заповедники Заказники Национальные парки Памятники природы
Заповедники. В них решаются три главные задачи: обеспечение охрану животных и экосистем, исследования животных, восстановление редких и исчезающих видов животных. В нашей республике это Волжско-Камский заповедник в Зеленодольском районе.
Заказникиорганизуют на определённый срок для восстановления численности промысловых животных.
Национальные паркисоздаются для организованного отдыха людей на лоне хорошо сохранившейся природы.
Памятники природы– это музеи природы, маленькие заповедники. В нашем районе это гора Чатыр-Тау, Владимирский склон, река Ик.
III.Рациональное использование животного мира.
Учитель.Рациональное природопользование нацелено на реализациюпринципа «охраняя, используй, и используя, охраняй». Особоважное значение имеет сохранение и восстановление промысловых животных. От них человек получает мясо, меха, кожу, сырьё для промышленности и медицины. Многовековое, постоянно усиливающееся добывание, а также изменение среды их обитания привели к резкому сокращению их запасов. Из млекопитающих наиболее сократились запасы копытных, пушных и морских зверей. Возникло мнение, что сохраниться они могут только в заповедниках. Однако есть успешные примеры восстановления численности некоторых видов – лося, бобра, соболя.
Рациональное использование запасов животных не противоречит их охране, если основано на знаниях их биологии и экологии.
Ученик. - Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. Ведь Планета у нас одна. Одна на всех Землян. И другой не будет. Поэтому ее беречь.