Submitted by Надежда Петровна Винокурова on Wed, 24/04/2013 - 19:57
«Красочные звуки сказки»
Цель: Показать взаимосвязь разных видов искусств (музыка и литература).
Задача образовательная: Расширение знаний о творчестве композитора Н. А. Римского- Корсакова.
Задача развивающая: Побудить детей к самостоятельному исполнению мелодии на Д.М.И. (ксилофон, колокольчики, бубен, деревянные ложки), развитие вокально - хоровых навыков.
Задачи воспитывающие: Воспитание личной заинтересованности через приобщение к элементам сочинительства (импровизация), любви к русской музыки и её авторов.
Музыкальный материал: Герчик «Нотный хоровод», распевка «Заглянуло солнышко, к нам с тобой в окошко…», Г. Струве, «С нами друг», Римский- Корсаков «Три чуда».
Структура урока: - Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Исполнение музыкальной импровизации.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение выводов.
Виды деятельности: - Выполнение устных творческих заданий,
- Cлушание музыки.
- Вокально-хоровая работа.
- Импровизационная деятельность
Методы обучения: - Словесный
- Наглядно- слуховой.
- Стимулирование музыкально- творческой деятельности через импровизацию на детских музыкальных инструментах.
- Творческие задания
- Обобщения.
Ход урока:
Организационный момент:
Музыкальное приветствие и распевание: «Заглянуло солнышко, к нам с тобой в окошко…» (форма канона).
Учитель: Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть. Сегодня замечательный день и я предлагаю посмотреть друг другу в глаза, передать частичку вашего хорошего настроения другому. Желаю вам, чтобы на этом уроке вы приобрели новые знания, чтобы у вас о нём осталось прекрасное впечатление, и вы ушли с новыми открытиями.
Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный. (Приём“Фантастическая добавка”).
Мы с вами отправимся в путешествие.
-Вы любите путешествовать? (Ответ детей)
- А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, послушав эту песню.
В исполнении учителя звучит песня «Сказки гуляют по свету»(муз. Е. Птичкина).
- Догадались, куда будем путешествовать? (Ответ детей)
- Правильно, в сказку. Итак, мы отправляемся в путешествие по станциям.
И наша первая станция«Сказочная»Слайд №1.
На проекторе №2 слайды: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке».
- А кто написал эти сказки?
Правильно. А.С. Пушкин. (Слайд №3 портрет Пушкина)
Молодцы! Справились с этим заданием.
Сказки А.С.Пушкина любил также и замечательный русский композитор Н.А. Римский- Корсаков. (Слайд №4 портрет композитора Н.А.Р-Корсакова)
Рассказать кратко биографию композитора.
Учитель: Вспомните, из какой сказки эти строки:
«…Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…» (Сказка о царе Салтане)
В этой сказке рассказывается о 3 чудесах, давайте их вспомним, а музыка и слова из литературного произведения нам в этом помогут.
Итак, 1 чудо – на слайде №5 написаны слова из сказки описывающие белочку:
«Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом»
Ученики отгадывают по прочитанному эпизоду, как называется это чудо(прием "Вопросительные слова").
Учитель: Молодцы, содержание сказки вы отлично помните, а сейчас я предлагаю вам послушать музыкальные фрагменты, а вы попробуйте определить, к какому из трёх чудес относится данный музыкальный фрагмент.
Викторина по музыкальным фрагментам.
Слушание:
1. Царевна- лебедь. Слайд№8
Задание девочкам: передать характер музыки с помощью движения рук (изобразить плавно взмахи руками, изображая прекрасных лебёдушек).Дети выполняют творческое упражнение.
2.Тридцать три богатыря. Слайд №9
Задание мальчикам: передать характер музыки с помощью движения ног и рук
Задание всему классу: Вспомнить какая русская народная песня сейчас прозвучала?
( Помогает учитель, если дети затрудняются)
Учитель: Молодцы, предлагаю отправиться дальше, на следующую станцию.
2 станция на слайде «Творческая»Слайд №11
Учитель: Каждый из вас любит что-то создавать, придумывать, сочинять и я предлагаю вам организовать оркестр детских музыкальных инструментов. Кто из вас самый смелый? (выбираются 4-5 ребят).
Задание: Прослушать музыкальный фрагмент и придумать к ней своё музыкальное сопровождение, используя детские музыкальные инструменты - ксилофоны, колокольчики, бубны, деревянные ложки.
Ученики прослушивают музыкальный фрагмент «Во саду - ли, в огороде» и вместе с учителем импровизируют на музыкальных инструментах.(Прием «Я сочинитель»)
3 станция на слайде -«Песенная»Слайд№12
Учитель: Мы с вами хорошо поработали, пора и новую песню разучить.
- Исполнение песни Г. Струве «С нами друг» учителем.
Разучивание песни (куплеты) с детьми в форме диалога (учитель - дети).
А припев разучивается полностью вместе с детьми.
Исполнение песни учителем вместе с детьми.
Заключение.
Учитель: Ну, вот и подходит наше путешествие к концу.
- Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? (Прием «Хочу спросить?») (Каждый ребенок придумывает вопрос и задаёт его выбранному им однокласснику) К примеру:
1. Что нового вы узнали на уроке? ( Ответы детей).
2. Музыка, какого композитора сегодня прозвучала?
3. Сколько музыкальных отрывков сегодня прозвучало?
4. Вспомните названия прослушанных пьес.
5. Как музыка передавала черты характера персонажей?
6. Кого из музыкальных картинок характеризовала маршевая музыка?
7. Какой эпизод больше понравился и почему?
8. Какую музыку исполняли в ансамбле?
9. Что вы можете рассказать о нашем уроке дома своим родным?
(Выслушивание ответов учащихся)
Рефлексия.
Учитель: На парте у каждого из вас лежит нотка. На доске вы видите нотный стан со скрипичным ключом. Чем больше вам понравился урок, тем выше прикрепите нотку на нотном стане. (Прием «Два смайлика»).
Домашнее задание: нарисовать полюбившегося сказочный образ из симфонической картины Н.А.Римского-Корсакого «Три чуда» или сочинить небольшой рассказ(по выбору). (Прием «Изобретательские задачи»)