Расчёт количества теплоты при плавлении, кристаллизации
Submitted by Александр Павлович Чашкин on Fri, 19/04/2013 - 19:35
8 класс
Урок №15
Тема урока:Расчёт количества теплоты при плавлении, кристаллизации
Автор: Чашкина Татьяна Георгиевна, учитель физики, Подгороднепокровская СОШ
Цель: Дать понятия удельной теплоты плавления, вывести формулу Q = λ m, научить применять формулы Q = с m (tк –tн) и Q = λ m в решении задач, повторить понятие температуры плавления, удельной теплоёмкости
Ход урока:1) Оргмомент. Целеполагание
2) Проверка домашнего задания
3) Изучение новой темы
4) Закрепление новой темы
5) Итоги урока
6) Домашнее задание
1.Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о плавлении и кристаллизации. Для этого сначала повторим уже изученный материал и выучим формулу для расчёта количества теплоты для плавления и кристаллизации.
2. Итак, начнём с проверки домашнего задания.
Задания для всего класса (на экране) на 5 минут в тетрадях:
I. Пользуясь таблицей «Температура плавления некоторых веществ», отметить на температурной шкале температуры плавления водорода, ртути, льда, цинка, вольфрама
II. Написать в каком состоянии находятся эти вещества при температурах выше этой и ниже этой.
По графику нагревания и таяния льда и нагревания полученной из него воды ответьте на вопросы:
а) Какой участок графика соответствует таянию снега? (ответ ВС)
б) Сколько времени оно примерно длилось?(ответ 2 мин.)
в) До какой температуры нагрелась вода через 5 мин после начала опыта?(ответ 300)
Ребята пока вы работаете у доски необходимо ответить на вопросы домашнего задания
1. Плавление и отвердевание.
Ответит Коля
2. График плавления и отвердевания кристаллических тел ответит Аня.
После ответа учащихся по домашним параграфам §13 и §14 с места проверяются ответы учащихся по своим тетрадям.
3. Итак, по результатам нашего общения, я поняла, что обратили внимание на то, что процесс плавления требует времени. Вещество получает энергию, но температура во время этого процесса не изменяется. Почему? В кристаллах молекулы расположены в строгом порядке, хотя и колеблются около своих положений равновесия. При достижении температуры плавления размах молекул увеличивается и порядок в расположении частиц нарушается
- Кристаллическая решетка рушится. На это и расходуется поступающая энергия извне. Поэтому на повышение температуры её просто не хватает. Пока всё вещество не расплавится, температура не повысится. Опыты показали, что для 1 кг различных веществ для плавления необходима различная энергия. Её измерили на опытах и внесли в таблицу «Удельная теплота плавления».(стр 37). Итак λ- физическая величина, показывающая, какая энергия необходима для 1 кг вещества, нагретого до температуры плавления, чтобы расплавиться
- Она измеряется в Дж/кг
Если необходимо расплавить другую массу, то Qпл=λm
При кристаллизации температура также не изменяется, т.к. вещество отдаёт то же количество теплоты, что получило при плавлении. Поэтому λ можно назвать и удельной теплотой кристаллизации. Qкрист= -λm
4. Ребята, откройте таблицу на стр 57.Ответы на вопросы:
а) В каком порядке расположены вещества (Ответ: В порядке убывания удельной теплоты плавления)
б)Что обозначает число 3,9 ·105 стоящего против слова алюминий ( ответ: Количество теплоты, необходимое 1кг алюминия, чтобы его расплавить)
в) На плавление какого из кубиков медного или алюминиевого пойдёт меньше энергии и во сколько раз, если массы их равны и взяты при температуре плавления?(ответ: медного в 2 раза)
г) Известно, что на плавление куска меди при температуре плавления израсходовано 6,3 · 105 Дж энергии. Какое количество теплоты выделится при отвердевании жидкой меди этой массы (ответ: 3 кг; 6,3 · 105 Дж)
На воду в теплоизолированных сосудах опущены кусочки льда . В каком из них лёд таять не будет? (Ответ: №3)
е) Рассчитать, какое количество теплоты пришлось затратить на плавление 10 кг железных дисков в электропечи при загрузке при 390С ?
Решаем на доске
а) Подчеркнуть одной чертой, что известно в задаче, и записать в дано: