1.
Стимулирующе-мотивационный
5 минут
|
Организатор-фасилитатор
- Вступительное слово.
Пройдет 3 месяца, и вы получите аттестат о среднем образовании. Образованный человек должен обладать грамотной речью, для которой характерны разнообразные синтаксические конструкции, в том числе – сложные предложения.
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- О каких предложениях пойдет речь сегодня?
Презентация 5 (тема урока)
- Итоги диагностической работы (3 предложения записать под диктовку, правильно расставить знаки препинания). Ученик дает анализ работ.Презентация 1.
- Результаты исследования демоверсии ЕГЭ (какие задания связаны с бессоюзными предложениями). Выступление ученика.Презента-ция 2.
- Сделаем выводы: тема урока актуальна для каждого из вас, готовясь к экзамену, необходимо привести в систему знания о б/с предложениях, закрепить умение правильно ставить знаки препинания.
|
Активно-пассивные формыПредстав-ление исследова-тельской работы 2 учеников, остальные слушают, делают выводы.
|
Словесные ИКТ
|
Исследова-тельские навыки, аналитиче-ские способности
|
Осознание важности изучаемой темы
Составление плана работы
|
2. Содержательный
До 10 минут
|
Консультант
- Систематизация теоретических сведений о б/с предложениях.
Работа в парах, изучение статьи о б/с предложениях, заполнение таблицы.
- Индивидуальная работа ученика, его задача сравнить материал 9 и 11 класса о постановке тире в б/с предложениях и сделать сообщение.
Эксперт
-Проверим, насколько вдумчиво работали над теорией.
Сформулируйте вопросы по образцу: «Какой знак препинания следует ставить в б/с предложении, если вторая часть представляет вопрос?»
ИКТ – Презентация 3 (Слайд 2)
|
Деятельностные формы- работают в парах.
|
Чтение теоретического материа-ла, анализ прочитанного, заполне-ние таблицы
|
Учебно-информационные:
-работа с основными компонентами учебника;
-составление на основе текста таблицы
Учебно-коммуникативные:
-организация совмесной деятельности; - владение культурой речи
|
Систематиза-ция знаний о бессоюзном предложении
|
3. Операционно-деятельностный
20 минут
|
Информатор-эксперт
ИКТ – Презентация 3 (Слайды 3,4)
- В чем отличие теоретических сведений в учебниках
9 и 11 классов?
- Упражнения в постановке знаков препинания.
1) Работа с предложением. Полный синтаксический разбор.
Диктовка:Мнестало страшно: на краю грозящей бездны я лежал, где выл, крутясь, сердитый вал.
- Откуда взято предложение? (Лермонтов, «Мцыри»)
(повеств., невоскл., сложное, грамматические основы и границы предложений, с разными видами связи – бессоюзная (основная)!!!!, подчинительная (союзное слово где), состоит из двух частей (1 часть, 2 часть (с/п) – главное, придаточное, присоединяется с/с где, придаточное определительного типа, потому что отвечает на вопрос какой?), между частями с/п предложения ставим запятую, после 1 предложения ставим двоеточие, так как вторая часть поясняет содержание первой; характеристика каждого предложения)
- Почему именно б/с предложение использовано в этом случае? (Отсутствие союза делает его динамичным)
2)Б/С предложения с течением времени становятся наиболее частотными – это примета нашего интенсивного времени.
- Сообщение о роли Б/с предложений в речи.
ИКТ – Презентация 4.
3) В предложениях расставить знаки препинания, пояснить значения, способ проверки. Обращайтесь к таблице.
Предложения:
- В перелесках весёлый берёзовый хоровод не наглядишься.
- Льется тёплый солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.
- Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
- К солнцу потянулись нежные ростки трав тайга обновилась заполнилась голосами птиц.
- В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы белая кашка склонялась отяжелевшими головками как будто в тихой истоме.
- Я выхожу на берег и не узнаю реки могучий поток мутной воды как хищный зверь крадется по дну глубокого ущелья.
- Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.
- Посёлок расположившийся у подножия горы широко известный курорт.
Проверка: В каких предложениях поставили тире, и почему? (двоеточие, запятую, точку с запятой)
(Предложение 8 – «ловушка». Это предложение простое с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, между подлежащим «посёлок» и сказуемым «курорт», которые выражены существительными именительного падежа, надо поставить тире. В предложении запятая и тире стоят одновременно)
|
Активно-пассивные
Активно-деятельност-ные формы
1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях
Условно-пассивные формы:1 ученик -рассказ
Активно-деятельностные формы
В парах
Исследовательские формы: определяют значение, расставляют знаки препинания
|
Запись предложе-ния, разбор, анализ
Активное слушание
Упражне-ние
|
- владение культурой речи;
Учебно-коммуникативные:
- владение культурой речи;
- владение различными формами устных публичных выступлений;
Учебно-интеллектуа-льные:установление причинно-следствен-ных связей; оперирова-ние понятиями, суждениями
Учебно-интеллекту-альные:
- установ-ление причинно-следствен-ных связей; оперирова-ние понятиями;
Учебно-коммуникативные: -выслушивание мнения других; -владение различными формами устных публичных выступлений;
- организация совместной деятельности;
-владение культурой речи;
|
Овладение навыком разбора бессоюзного предложения
Понимание роли б/с предложений в речи
Приобрете-ние навыка постановки знака препинания.
|