|
Рабочая программа по ИКН 2 - 4 класс
|
|
|
|
|
Submitted by Лариса Валерьевна Орехова on чт, 18/04/2013 - 23:34 |
Рабочая программа по ИКН 2 - 4 класс Пояснительная записка Программа по ИКН разработана Ореховой Л.В., учителем марийского языка и ИКН второй квалификационной категории МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с «Примерной программой по Истории культуры народов Марий Эл»2009 года (составители Л. Е. Майкова, Г. И. Соловьева), которая соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Федеральному Базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений». Она учитывает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа предназначена для обучающихся начальной ступени общего образования, рассчитана на 3 года освоения. В процессе изучения учебного предмета обращается внимание на формирование основ гражданской идиентичности. На развитие духовно – нравственной личности, на ее социализацию. Ведущими идеями программы является приобщение обучающихся к духовному богатству национальной культуры, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия. Подчеркивается важность важность воспитания интоллерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигелизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. Учебный предмет «История и культура народов Марий Эл» призван дать обучающимся теоретические и практические знания в области этнографии, культуры, краеведения, воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство истинного патриотизма, интернационализма, уважение к другим народам, культурам, истории. Программа построена по тематическому принципу с календарной раскладкой тем и указанием числа часов на изучение соответствующего материала, является ориентиром для составления рабочих планов занятий. Изложение материала из класса в класс, объединенное в содержательные блоки, осуществляется по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно – хронологической основе с учетом возрастных особенностей обучающихся и его художественной, образовательной, воспитательной и педагогической ценности. Цель: способствовать развитию нравственной, творческой личности, любящей родную землю, самостоятельно оценивающей явления, происходящие в природе и жизни края. Задачи курса: 1. Формирование первоначальных представлений и понятий: - о природе своего края, его географических особенностях, - об изменениях и взаимосвязях компонентов природы; - о значении и мероприятиях по охране природы родного края - об историческом прошлом Марийского края, культурном наследии ко¬ренного народа Республики Марий Эл 2. Знакомство с современной литературой о родном крае. 3. Формирование учебной самостоятельности. 4. Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка. 5. Создание условий для развития творчества учащихся во всех видах деятельности, обеспечение их эмоционального благо¬получия. 6. Создание условий для рождения чувства любви к родному краю, родному поселку, желания жить в нем и вносить по¬сильный вклад в его благоустройство. Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, список использованных источников. Общая характеристика учебного предмета Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса ИКН. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Основные принципы, положенные в основу программы: • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Формы организации работы: - тематические занятия в классе - экскурсии, - практическая работа, - внеклассные мероприятия (утренники, конкурсы, игры и др.). Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, республики, актуальность, воспитательная ценность. Материал курса дает возможность проведения интегриро¬ванных занятий с уроками марийского языка, развития речи, трудовым обучением, изобразительным искусством. Содержание курса разработано с учётом возможностей осу¬ществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимо¬связи, существующие в природе. Дети узнают об изменениях в природе, происходящие под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природо¬охранительную деятельность. Дети знакомятся с историей и культу-рой марийского народа, включаются в творческую деятельность. Подведение итогов изучения каждой темы предполагается вформе игровых занятий, анкет, тестов, рефератов, выставок творческих работ. Итогом реализации данной программы являются творческие работы учащихся, практический опыт, наработанный учащимися на занятиях. На начальном этапе обучения (2 – 4 классы)основной школьный курс «История и культура народов Марий Эл» связан с изучением предмета «Окружающий мир» и «Марийского языка». Данный курс в содержании начального общего образования ориентирован на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательная активность, инициативнсть и создает образовательную среду, стимулирует активные формы познания. Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс ««История и культура народов Марий Эл»» изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Образовательныерезультаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. В сфере личностных универсальных учебных действий формируется: умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья; умение различать государственную символику Российской Федерации, Республики марий Эл;находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран. Изучение предмета способствует и формированию регулятивных универсальныхучебных действий: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе. При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать,преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.). Развиваются и коммуникативные способности учащихся: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опытучебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами. Реализация возможностей формирования у младших школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий;методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся. Содержание учебного предмета Содержание программы 2 класса (34 ч.) 1 тема: Страна (3 ч) Россия – самая большая страна (эл, сандалык). Республика Марий Эл – в семье народов России. Государственные символы HAи РМЭ. Жители нашей республики. Наш поселок. Вокзалы. Национальный этикет: выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа и несогласия на родном языке.Исследование своей местности. 2 тема: Семья. Родство. Дети ведут летопись своей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события. Труд – основа благополучия семьи. Трудовые успехи членов семьи. Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо», «родительский дом», «домашний очаг», «родственники». Исследовательские навыки: сбор пословиц и поговорок о семье. 3 тема: Моя родная школа (2 ч) Школа – источник знаний. История моей школы. Учителя, ученики, родители.Школьная библиотека – кладовая знаний. Знакомство с детской периодической печатью, издаваемой В РМЭ.Народные поговорки и пословицы о знании. Произведения писателей о книге, о роли знаний в жизни человека. Практические навыки: реставрация старых книг. 4 тема: Труд славит человека (3 ч) Основные занятия жителей села. Животноводство. Овощеводство. Садоводство. Пчеловодство. Предметы быта и труда в прошлом и настоящем. Человек труда в творчестве поэтов и художников республики. Знатные люди, почетные граждане поселка, района. Исследовательские навыки. Встреча со старожилами поселка, ветеранами труда. Практические навыки. Посадка цветов. 5 тема: Времена года. Звери и птицы (2 ч) Особенности природы родного края в разные времена года. Распространенные и редкие звери и птицы. Малые жанры устного народного творчества о временах года, птицах и животных. Человек – венец творения. Отношение православных людей к сотворенному Богом миру. Особое отношение к природе у марийцев. Пейзаж в творчестве художников республики. Экскурсия в природу. Составление дневника юного натуралиста. Приобретение первоначальных навыков поведения в лесу. 6 тема: Нравственные основы сказки Народные сказки о доброте, мудрости, находчивости, смелости. Авторские сказки в стихах марийских поэтов: В. Бояринова(«В стране колокольчиков»), П. Першут ( Муравьиная свадьба2). Краткие сведения о жизни и творчестве поэтов. Художник З. Лаврентьев – иллюстратор сказки П. Першута «Муравьиная свадьба» 7 тема: музыкальная культура мари Марийские народные музыкальные инструменты: шиялтыш (дудка, свирель), олымiedsh( соломинка), шувыр (волынка), тумыр (барабан), пуч – влак (трубы)t, кусле (гусли), марла гармонь (марийская гармонь). Мастера – исполнители на марийских музыкальных инструментах: Сидушкина, П. тойдемар И. Шапкин, Ф. Эшмякова. Исследовательские навыки. Встреча с исполнителями на народных музыкальных инструментах своей местности. Тема 8 : Марийское народное искусство (3 ч) Народные художественные промыслы в марийском крае: вышивание, тканье женских поясов, резьба по дереву, изготовление поделок из соломы, плетение из ивовой лозы. Мастера моего края Исследовательские навыки. Исследование поселка в целях поиска образцов резных узоров. Копирование орнаментов разных наличников. Экскурсия. Встреча с лучшими мастерами родной стороны. 9 тема: Театры Республики Марий Эл (3 ч) Театры республики. Ознакомление с терминологией и театральной этикой. Художественное слово. «Мой парвый рассказ о театре». Экскурсия в театр. Встреча с артистами театра. Просмотр спектакля. 10 тема: Финно-угры – одна семья Этнографические сведения из жизни марийцев: теория, язык, традиции, обычаи. Общие сведения. История возникновения этнонимов «черемисы», «мари» Финно-угры – кто они? Знакомство с генеалогическим древомфинно-угорских народов. Краткая характеристика современных финно-угорских народов. Знакомство с устным народным творчеством. Практические навыки. Игра в финно – угорские народные игры. 11 тема: Праздники Классификация праздников: народные, религиозные, профессиональные, государственные. 4 – День республики Марий Эл 10 декабря – день марийской письменности. Первая марийская книга. Чтение стихов, посвященных родному краю. 23 февраля – День защитников Отечества. 9 Мая – День Победы. Герои великой Отечественной войны – наши земляки. Партизанка Ольга Тихомирова. Акция «Георгиевская ленточка». «Я помню! Я горжусь!» 12 тема: итоговый урок Викторины «Знаешь ли ты свой край?», «Подарок моей малой родине – поступки и дела». Содержание программы 3 класса (34 ч.) Тема 1. Моя Родина — Республика Марий Эл Знакомство с географической картой Республики Марий Эл. Краткие сведения о республике. Административное деление, ра¬йоны республики. Наш поселок (село, деревня) входит в район (название райо¬на), район — в республику (Республика Марий Эл). Заочное путе¬шествие по современным районам республики. Объяснение отдель¬ных географических названий (топонимика). Заочное путешествие по району (городу). Знакомство с памят¬никами истории и культуры. Музеи родного района (города, села, деревни). Знатные люди района (Почетные граждане города, села, деревни). Встречи со старожилами, краеведами. Йошкар-Ола — столица нашей республики, возникновение (1584) и история города. Практические навыки. Разучивание слов Государственного гимна Рес¬публики Марий Эл. Составление карты «Дорога в столицу Марий Эл». Тема 2. Семья. Родство Родословная семьи. Поколения предков — связь времен. Виды и сте¬пени родства. Фамилия, имя, отчество. История имен и фамилий рода. Гостевые песни моей мамы, бабушки. Стихи марийских поэтов о семье. Исследовательские навыки. Сбор материала дяя своей родословной. Составление рассказов «Моя бабушка», «Мой дедушка». Тема 3. Школа. Знание — наше богатство Школа — источник знаний. Чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки. История нашей школы. Письменность в жизни марийцев. День марийской письменности (Марий тиште кече). Марийские ученые: доктор филологических наук В. М. Васильев, академик всесоюзной сельскохозяйственной академии наук В. П. Мо¬солов. Г. Е. Верещагин — первый удмуртский ученый. К. Насыри — татарский просветитель. И . Яковлев — педагог-просветитель чувашского народа. Творческие навыки. Сбор материала для презентации «Почетный выпускник моей школы». Тема 4. Фольклор марийского народа Загадки — как форма умственного развития. Ознакомление с марийскими сказками. Художественно-выразитель¬ные особенности марийской сказки. Отражение в сказочной прозе народных традиций, представлений о добре, зле, мудрости, находчивости и т. д. Герои народных сказок: богатыри, умный еж, доверчивый медведь, трусливый заяц, хитрая лиса, глупый волк, хитрый сверчок и др. Творческий урок. Школьный театр приглашает на сказку. Инсцени¬ровка сказки. Тема 5. Народный опыт воспитания Труд, дружба и товарищество — основа воспитания. Притча. Евангельская притча о немилосердном должнике. Современная литература о вечных ценностях. Опыт, личный пример, убеждения, запрет (табу). Тема 6. Музыкальная культура Песенное творчество. Жанровые разновидности народных песен (сва¬дебные, рекрутские, гостевые). Народные музыкальные инструменты. Народные мелодии, испол¬няемые на марийских, русских, татарских, удмуртских, чувашских музыкальных инструментах. Известные в республике и за ее пределами фольклорно-этно- графические ансамбли песни и танца: «Марий памаш» («Марийский родничок»), «Пеледыш» («Цветок»), «Эрвелмарий» («Восточные мари») и др. Исследовательские навыки. Встреча с исполнителями на народных музыкальных инструментах. Тема7. Народное искусство Орнамент традиционной марийской вышивки. Орнаментальные мотивы: «конь», «олень», «утка», «лебедь», «солнце», «звезды», «ромб», «крест». Общие сведения о тканях, нитках, технике исполнения, цве¬товой гамме вышивки. Русские узорные полотенца. Орнамент и цветовая гамма. Национальная обувь татар (кожа, аппликация). Особенности женской обуви (мозаичные ичиги-сапожки —читек). Ткачество удмуртов. Чувашские ювелирные украшения. Практические навыки. Составление узоров для салфетки, платка, полотенца. Тема8. Театры Республики Марий Эл Из истории марийского театра. Зарождение театрального искусства марийцев. Создание в Краснококшайске театральной студии. Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана, ин¬терьер театра. Театральный этикет. Экскурсия в театр. Просмотр спектакля. Тема 9. Национальная кухня Особенности марийской кухни. Лашка; лашка — суп-лапша. Подкогыльо\ падкагшъ — вареники.Кыравец— каравай с крупой и мясом.Сокта — домашняя колбаса.Команмелна; команмелена — двух¬слойные (трехслойные) блины. Традиции русской кухни. Хлеб. Похлебка. Квас. Окрошка. Пироги. Знакомство с татарской кухней. Удмуртская народная кухня. Чувашская традиционная кухня. Исследовательские и творческие навыки. Сбор рецептов националь¬ной кухни своей семьи. Оформление альбома «Этнокухня». Тема 10. Праздники. Народный календарь Календарь, календарные праздники, марийские календаные праз¬дники. Православный календарь. Общие сведения. Обычаи и традиции встречи народных календарных праздников у каждого народа. Русская Масленица. Марийский весенний праздник сохи «Агавайрем», русский праздник березы «Троица», татарский народный праздник «Сабантуй», чувашский весенний праздник, посвященный земледелию, «Акагуй», удмуртский весенний праздник «Акаяшка». Летний праздник цветов «Пеледышпайрем», история возникновения. Исследовательские навыки. Оформление календаря народных праз¬дников родной стороны. Тема 11. Итоговый урок Викторина «Знаешь ли ты свой край?» Содержание программы 4 класса (34 ч.) Тема 1. Республика Марий Эл на географической карте Краткие сведения о географическом положении республики. Границы республики. Наши соседи. Компактное расселение марийцев на территориях соседних рес¬публик и областей. Локальные этнографические группы: горные, вос¬точные, луговые, северо-западные марийцы. Известные памятники истории и культуры соседних республик: Казанский Кремль (Республика Татарстан); Дом-музей В. Чапаева, Му¬зей космонавта А. Николаева (Чувашская республика); Художествен¬ный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Музей дымковской игруш¬ки (Кировская область). Художественные промыслы: хохломская роспись, семеновские изделия, майданская игрушка (Нижегородская область). янске. Орудия труда, изделия кустарных промыслов в прошлом. На¬родные умельцы и мастера родного края. Исследовательская работа по краеведению. Составление карты сво¬ей местности. Экскурсия. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, историко-краеведческого музея. Тема 2. Край марийский — край лесной Природные богатства республики. Трудовые традиции жителей Марийского края в прошлом: собирательство, бортничество, охота. Кустарные промыслы. Производство мочала, каната, веревки, рогожи, лаптей, хомутов, коромысел, посуды. Участие мастеров и умельцев Марийского края на всероссийских художественно- промышленных выставках в XIX — начале XX вв. (Казань, Ниж¬ний Новгород, Санкт-Петербург и др.). Современные мастера-умельцы родного района (села, деревни). Деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производство в рес¬публике. Современные предприятия и учреждения района, республики. Художники республики о природе Марийского края. Экологический урок. «Береги природу — наш дом». «Как правильно собирать ягоды и грибы». Тема 3. Моя семья. Родство Семейный архив. История моей семьи. Семейные традиции и праздники. Родословное древо по отцу и по матери. Писатели о семье. Исследовательская работа. Составление своей родословной. Тема 4. Труженики села в прошлом и настоящем Земледелие и скотоводство в Марийском крае (зарождение, расцвет). Способы обработки земли. Подсечно-огневое земледелие, трехполье, многополье. Орудия труда в прошлом. Труд современных хлеборобов и животноводов. Герои труда, луч¬шие хлеборобы нашего района (села, деревни). Исследовательские навыки. Сбор материала о героях труда. Те ма 5. Первые писатели Марийского края Основоположники марийской литературы: С. Чавайн, М. Шкетан, Н. Игнатьев, Г. Микай, их произведения. Исследовательские навыки. Писатели республики, писатели моей родной стороны. Экскурсия (очная или заочная). Литературно-художественные музеи Республики Марий Эл. Тема 6. Музыкальная культура народа мари Песня-гимн на марийском языке — «Кынелза, шогалза!» («Встань¬те, поднимитесь!»). Сведения об авторе песни Т. Е. Ефремове. Композиторы Яков и Андрей Эшпай. Музыкальные произведения. Исследовательские навыки. Оформление альбома любимых пе¬сен, украшение альбома орнаментальными рисунками. Тема 7. Народное искусство мари Народная резьба по дереву (архитектурная резьба, художественная деревообработка). Резные узоры жилищ: декор крестьянской избы. Оформление наличников окон современного сельского дома, фронтонов ворог. Экскурсия. «Резные узоры моей деревни». Творческий урок. Составление трафаретных узорных вырезок из бу¬маги для наличников окон или украшения ворот. Тема 8. Театры Республики Марий Эл Академический русский театр драмы имени Г. Константинова. Общие сведения. Посещение спектакля, знакомство с театром и ведущими актерами. Практические навыки. Составление словаря основных театральных терминов. Тема 9. Знание — наше богатство История — наука о прошлом человечества. Что изучает история родного края? История моей малой родины. Наш край в далеком прошлом. Юнго-Кушергинская стоянка — первая стоянка древних людей на территории Марийского края. Первая школа родной стороны. Наша школа сегодня. Традиции нашей школы. Успехи родной школы. Выпусники школы — наша гордость. Экскурсия. Посещение школьного музея. Тема 10. Знакомство с городами и поселками республики Путешествие по Волге. Поселок Юрино. Замок Шереметева — архитектурный памятник XIX века, достопримечательность Рос¬сии. Юрино сегодня. Путешествие по Волге. Козьмодемьянск. Возникновение города ( 1583), его первые жители, особенности ландшафта. Памятники истории и культуры города. Историко-художественный музей-ком-илекс имени А. В. Григорьева — сокровищница мировой и отече¬ственной культуры, гордость республики. Козьмодемьянск сегод¬ня. Братья-художники Вениамин и Сергей Алдушкины. Путешествие по Волге. Кокшайск (1574) — первый город на тер¬ритории Марийского края. Кокшайск сегодня — главный речной порт Республики Марий Эл. Деревня Кокшамары — родина первого марийского композитора И. С. Палантая. Сведения о жизни и твор¬честве основоположника марийской профессиональной музыки. Путешествие по Волге. Звенигово (1974) — город судостроите¬лей. Страницы истории. Судоремонтный завод имени Героя Со¬ветского Союза С. Бутякова. Путешествие по Волге. Город Волжск (1940). Страницы истории. Строительство целлюлозно-бумажного комбината. Волжск сегодня. Дуб Пугачева — исторический памятник природы. Водный ис-точник-родник «Kiteновая гора». Практические навыки. Рисование герба и флага своего города (района). Тема 11. Праздники Праздники календаря. 12 апреля — День космонавтики. 26 апреля — День национального героя (Марий талешкекече). 9 мая — День Победы. Герои Великой Отечественной войны — наши земляки. Герои не забываются. 18 мая — Международный день музеев. Экскурсия. Посещение местного музея. Тема 12. Итоговый урок Викторина «Мы дружим с краеведением». Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся Тематическое планирование по ИКН во 2 классе (34 ч) № Тема урока Страна (3 ч) 1. Россия – самая большая страна. Республика Марий Эл в семье народов Российской Федерации. 2. Йошкар – Ола – столица республики. 3. Вокзалы. Фирменный поезд «Марий Эл» Семья. Родство( 3ч) 4. Летопись моей семьи: реликвии, традиции, знаменательные события. 5. Труд – основа благополучия семьи. 6. Преемственность поколений. Моя родная школа (2 ч) 7. История моей школы. 8. По страницам газеты «Ямделий!», и журнала «Кече» Труд славит человека (3 ч) 9. Основные занятия жителей села. 10. Предметы быта и орудия труда в прошлом и в настоящем. 11. Знатные люди, почетные граждане поселка. Экскурсия в музей. Времена года (2 ч) 12. Особенности природы родного края в разные времена года. 13. Человек – венец творения. Нравственные основы сказок (4 ч) 14. Народные сказки о доброте, мудрости, находчивости, смелости 15. Авторские сказки в стихах марийских поэтов. 16. Художник З. Лаврентьев – иллюстратор сказки. 17. Творческий час. Иллюстрирование и сочинение сказки. Музыкальная культура (4 ч) 18. Музыкальная культура мари. 19. Марийские народные музыкальные инструменты. 20. Мастера – исполнители на марийских музыкальных инструментах. 21. Встреча с исполнителями народных песен. Марийское народное искусство (3 ч) 22. Народные художественные промыслы. 23. Изготовление поделок из соломы. 24. Мастера моего края. Театры (3 ч) 25. Театры республики. 26. Театральная этика. 27. Экскурсия в театр. Финно – угры – одна семья( 3 ч) 28. Этнографические сведения из жизни марийцев. 29. Финно – угры – кто они? 30. Устное народное творчество финно – угров. Праздники (3 ч) 31. Классификация праздников. 32. Герои Великой Отечественной войны. 33. Первая книга на марийском языке. 34. Викторина «Знаешь ли ты свой край?» Тематическое планирование по ИКН 3 класс (34 ч) № Тема урока Моя Родина – Республика Марий Эл (4 ч) 1. Карта Марий Эл. 2. Наш поселок и район 3. Заочное путешествие по районам республики 4. Знатные люди района. Экскурсия в музей. Семья. Родство (2 ч) 5. Родословная семьи 6. Стихи марийских поэтов о семье Школа. Знания – нашебгатство (3 ч) 7. Почетные выпускники нашей школы. Экскурсия в школьный музей. 8. Письменность в жизни марийцев 9. Марийские ученые Фольклор марийского народа (3 ч) 10. Загадки – как форма умственного развития 11. Ознакомление с марийскими сказками 12. Марийские народные сказки о животных Народный опыт воспитания( 3 ч) 13. Труд, дружба и товарищество – основа воспитания 14. Евангелиевская притча о немилосердном должнике 15. Опыт, личный пример, убеждения, запрет Музыкальная культура (3 ч) 16. Жанровые разновидности народных песен 17. Народные музыкальные инструменты 18. Фольклорно – этнографические ансамбли песни и танца «Марий памаш», «Эрвелмарий» Народное искусство (3 ч) 19. Орнамент традиционной народной вышивки 20. Русские узорные полотенца 21. Народное искусство татар, удмуртов, чуваш Театры Республики марий Эл (4 ч) 22. Зарождение театрального искусства марийцев 23. Создание в Краснококшайске театральной студии 24. Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана 25. Экскурсия в театр на просмотр спектакля Национальная кухня( 3 ч) 26. Особенности марийской кухни 27. Традиции русской кухни 28. Знакомство с кухнями татар, удмуртов, чувашей Народный календарь (5 ч) 29. Марийские календарные праздники 30. Православный календарь 31. Удмуртский и чувашский весенний народный праздники 32. Татарский праздник «Сабантуй» 33. Пеледышпайрем 34. Викторина «Знаешь ли ты свой край Тематическое планирование по ИКН 4 класс (34 ч) № Тема урока Республика Марий Эл на географической карте (3 ч) 1. Краткие сведения о географическом положении республики 2. Компактное расселение марийцев на территориях соседних республик и областей. Локальные этнографические группы 3. Известные памятники истории и культуры соседних республик: Казанский Кремль, Дом – музей В. Чапаева, космонавта А. Николаева. Край марийский – край лесной (3 ч) 4. Трудовые традиции жителей марийского края в прошлом 5. Кустарные промыслы: производство мочала, каната, веревки, рогожи, хомутов, коромысел 6. Деревообрабатывающие и целлюлозно – бумажное производство в республике Семья. Родство (3 ч) 7. Семейный архив 8. Родословное дерево по отцу и матери 9. Писатели о семье Труженики села в прошлом и настоящем (3 ч) 10. Земледелие и скотоводство в Марийском крае 11. Труд современных хлеборобов и животноводов 12. Герои труда – лучшие хлеборобы нашего района. Экскурсия в музей Первые писатели марийского края (4 ч) 13. Основоположники марийской литературы: С. Чавайн, М. Шкетан. 14. Н. Игнатьев, Г. Микай 15. Писатели моей родной стороны 16. Заочная экскурсия по литературным местам края Музыкальная культура 2 (ч) 17. Песня – гимн на марийском языке «Кынелза, шогалза!» 18. Композиторы Яков и Андрей Эшпай Народное искусство мари (3 ч) 19. Народная резьба по дереву 20. Экскурсия «Резные узоры моего поселка» 21. Оформление наличников окон Театры республики (2 ч) 22. Академический русский театр драмы им. Г. Константинова 23. Составление словаря основных театральных терминов Знание – наше богатство( 4 ч) 24. Что изучает история родного края? 25. Юнго – Кушергская стоянка 26. Первая школа родной стороны 27. Наша школа сегодня Знакомство с городами и поселками нашей республики (6 ч) 28. Замок Шереметева – архитектурный памятник 29. История и культура города Козьмодемьянска 30. Кокшайск – первый город на территории Марийского края 31. Город Волжск 32. Город Звенигово 33. Деревня Кокшамары – родина первого марийского композитора 34. Викторина «Мы дружим с краеведением» Основные требования к знаниям и умениям При изучении программы«ИКН» учащиеся должны знать: Историю своей семьи; - Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции “поведение на экскурсии”. Интерес к предмету (эмоциональный уровень); - Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика города. Выполнение инструкции “движение по городу”. Развитие воображения; - Знакомство со “знакомым” радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности; - Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события (“экспедиция” для детей – приключение и азарт). Учащиеся должны уметь: • участвовать с беседами с информантами; • посещать музеи и другие культурные учреждения; • участвовать в игровой забаве, в праздниках. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1. географические и исторические карты; 2. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации природы родного края (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «История и культура народов Марий Эл». Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни нашего края и т.д. Наряду с принципом наглядности в изучении курса «История и культура народов Марий Эл» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции. Список использованных источников История, этнография 1. Айплатов Г. Н. История Марийского края с древнейших времен до конца XIX века. – Йошкар-Ола, 1994. 2. Андриянов А. А. Город Царевококшайск: страницы истории (конец XIV – начало XVIII века). Йошкар – ола, 1991. 3. Апакаев П. А. Образование и просветительское движение в Марийском крае (Историко-педагогические очерки). – Йошкар–Ола, 2002. 4. Владыкин В. Е. , Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. – Ижевск: Удмуртия, 1997. 5. Культура чувашского народа. Ч. 1. — Чебоксары, 1995. 6. Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 тт. Сборник документов и материалов. — Йошкар-Ола, 2005. 7. Марий калыкынэтнографийже: Кугураккласслаштетунемше-влаклан пособий (Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших .классов) /сост. Г. А. Сепеев. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 2000. 8. Марийский археографический вестник. — Йошкар-Ола, 1991—2008. — №№ 1 — 18 (Издание продолжающееся). 9. Марийские национальные блюда. Изд. 4-е, доп. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1980. 10. Марийцы. Историко-этнографические очерки: Коллективная моногра¬фия. - Йошкар-Ола: МарПИИЯЛИ, 2005. 11. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. — М., 1997. 12. Молотова Т. JI. Традиционное марийское ткачество. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. 13. Москвина Л. П. Марийская национальная интеллигенция в конце XIX — начале XX веков. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. 14. Муравьев А. В. Этнокультурная мозаика Республики Марий Эл. — Йош¬кар-Ола, 2003. 15. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. — М.: Наука, 2000. 16. Национальный состав населения Республики Марий Эл. Итоги Всерос¬сийской переписи населения 2002 года. Статистический сборник. — Йошкар- Ола, 2005. 17. Никитин В. В., Никитина Т. Б. К истокам марийского искусства: Аль¬бом. — Йошкар-Ола, 2004. 18. Никитина Т. Б., Михеева А. И.Аламнер: миф и реальность (Легенды и предания). — Йошкар-Ола, 2006. 19. Попов II. С. Православие в Марийском крае. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд- во, 1987. 20. Протасов Ю. Я. Тернистый путь школы (Из летописи народного образо¬вания). — Йошкар-Ола, 1996. 21. Республика Марий Эл. Региональный атлас. — М., 2003. 22. Романовский В. К. Символы Российской государственности. — М., 2002, 23. Сану ков К. Н. Из истории Марий Эл: трагедия 1930-х годов. — Йошкар- Ола, 2005.* 24. Сану ков К. II. Марийская автономия. — Йошкар-Ола, 2005. 25. Свечников С. К. История марийского народа IX—XVI веков. — Йошкар- Ола, 2005. 26. Финно-угорский мир. Справочник по истории, культуре и языку /под ред. ДьердяНановски. — Будапешт — М., 1996. 27. Энциклопедия для детей: Религии мира. Т. 6. — М., 1999. 28. Я люблю эту землю. 85-летию Горномарийского района: Альбом / авт. и сост. А. В. Муравьев. — Муниципальное образование «Горномарийский район»»: Республика Марий Эл, 2006. Фольклор 1. Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. — Саров: Аль¬фа, 2000. - 88 с. 2. Акцорин В. А.Шорыкйол (Рождество). — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1991. 3. Былины. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Добрыня и Змей. Алеша и Тугарин в Киеве //Предания земли русской. — Ростов-на-Дону, 1996. 4. КитиковА. Е. Марийские народные загадки. — Йошкар-Ола, 1973. 5. Китиков А. Е. Марийские народные приметы: Сборник текстов с предис-ловием. — 2-е изд., испр. и доп. — Йошкар-Ола, 1989. 6. КитиковА. Е. Модыш — ушпогыш: Марий калыкмодыш-влак (Марий¬ские народные игры). — Йошкар-Ола, 1993. 7. Марийские народные сказки /сост. и предисловие В. А. Акцорина. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1984. 8. Марийский фольклор. Мифы, легенды и предания. Т. 1 /сост. В. А. Ак¬цорин. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1991. 9. Марийский фольклор. Сказки горных мари: Свод марийского фольк¬лора. /сост. В. А Акцорин. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1992. 10. Марийский фольклор. Сказки луговых мари: Свод марийского фольк¬лора /сост. С. Сабитов. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд 11. Песни горных мари. Свод марийского фольклора. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. 12. Петухова А. //. Марийский детский фольклор. — Йошкар-Ола, 2004. 13. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — М., 2003. 14. Пословицы и поговорки: Свод марийского фольклора /сост. А, Е. Ки¬шкой. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. 15. Пословицы и поговорки финно-угорских народов. — Йошкар-Ола, 2004. 16. Розе Т. В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. — М.: ОАМА Медиа Групп, 2010. 17. Сабитов С. Сюжеты марийских волшебных сказок //Основные тен¬денции развития марийского фольклора и искусства: Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 7. — Йошкар-Ола, 1989. С. 20 — 45. 18. Татарские народные сказки. — Казань, 2000. 19. Удмуртские народные сказки /сост. Н. П. Кралина. — Ижевск, 1976. 20. Удмуртский фольклор. Пословицы, афоризмы, поговорки. — Усти¬нов: Удмуртия, 1987. 21. Чувашские сказки: Для детей /перевод С. Шуртакова. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. Литература и театр 1. Васин К. На земле Онара: Повесть о Марийской республике /перевод с мар. В. Муравьева. — 2-е перераб. изд. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1973. 2. Васин К. К. Сергей Григорьевич Чавайн. Жизнь и творчество. 2-е изд., доп. — Йошкар-Ола, 1987. 3. Георгина М. В. Марийский драматический театр. Страницы истории. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1979. 4. Живой камень. Русские писатели о марийском крае /сост. К. К. Васин. — Йошкар-Ола, 1970. 5. Зеленая роща: Рассказы и сказки марийских писателей /сост. В. Ф. Са- паев. — М.: Дет. лит., 1976. 6. Кульбаева //. И. Артисты марийского театра. Библиографический спра¬вочник. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ; МНТД им. М. Шкетана, 2005. Изобразительное искусство 1. Зенкин Ал. А., Соловьева Г. И. Зосим Лаврентьев. Очерк творчества: Монография. — Йошкар-Ола, 1993. 2. Зенкин Ал. А. Искусство марийской книги. Теоретические и практичес¬кие проблемы: Монография. — Йошкар-Ола: ППФ «Page» МПИК, 1996. 3. Иван Ямбердов. Альбом /Сост. А. С. Абдулов. — Йошкар-Ола: ГУП «Га¬зета «Марий Эл», 2005. 4. Измаил Ефимов: Альбом. Живопись. Рисунок. Геральдика. — Йошкар- Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2007. 5. Искусство автономных республик РСФСР: Альбом /сост. Э. И. Голубова.-Л., 1973. 6. Кудрявцев В. Г. Марийская графика. — Йошкар Ола, 2001. 7. Народное творчество и профессиональное искусство марийцев: Воп¬росы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 12. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2002. 8. Помнит мир спасенный. 60 лег Победы в творчестве марийских худож¬ников: Альбом/сост. Г. И. Прокушев. — Йошкар-Ола: Изд-во Map. полиграф- комбината, 2005. 9. Прокушев Г. КЭтюды о художниках Марий Эл. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 2003. 10. Сануков К Н. Судьба художника (О художнике А. В. Григорьеве). — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1991. 11. Соловьева Г. И. К характеристике национальною и интернациональ¬ного в живописи Марийской АССР //Межнациональные связи марийского Народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство 1. Барадулин В. Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыс¬лы России. — М.: Россельхозиздат, 1983. 2. Крюкова Т. А. Марийская вышивка. — Л., 1951. 3. Меджитова Э. Марийское народное искусство. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1985. 4. Народные художественные промыслы Марийской АССР. Материалы всероссийской конференции «Актуальные проблемы развития народных про¬мыслов и декоративно-прикладного искусства Марийской АССР». Сб. ста¬тей. — Йошкар-Ола, 1988. 5. Никитин В. В., Никитина Т. Б. К истокам марийского искусства. — Йош¬кар-Ола, 2004. 6. Основы художественных промыслов народа мари. Ручной труд детям /Авг. и сост. Л. Е. Майкова. — Йошкар-Ола: Вертикаль, 2007. 7. Соловьева Г. И Орнамент марийской вышивки. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1982. 8. Соловьева Г. И. Марийская народная резьба по дереву. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1986. 9. Соловьева Г. И. Марийская народная резьба по дереву. — Изд. 2-е, пере- раб. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1989. 10. Соловьева Г. И. Песня на холсте // Марийский край, земля Онара. — М.: Современник, 1989. - С. 442 -456. 11. Соловьева Г. И. Костюмы для художественной самодеятельности. — Йошкар-Ола: Мин-во культуры МАССР. Респ. научно-метод, центр нар. тв-ва и культ.-просвет, раб., 1990. 12. Соловьева Г. И. Терминология марийской вышивки. — Йошкар-Ола, 2002. 13. Степанова КМаритур. Встречи с марийской вышивкой. — Йошкар- Ола: Map. кн. изд-во, 2005. Архитектура 1. Кудрявцев В . Г. Деревянное зодчество марийцев. — Йошкар-Ола. МарНИИЯЛИ, 2004. 2. Стариков С. В., Левенштейн О. Г. Православные храмы и монастыри Марийского края. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 2001. Музыка 1. Газетов В. М. Марий калык музыкальный инструмент-влак (Марий¬ские народные музыкальные инструменты). — Йошкар-Ола, 1987. 2. Герасимов О. М. Народная песня в хоровом творчестве марийских ком-позиторов. — Йошкар-Ола, 1987. 3. Герасимов О. М. Народные музыкальные инструменты мари. — Йош¬кар-Ола, 1996. 4. Герасимов О. М. Народная музыка мари: традиции и современность. — Йошкар-Ола: МарГУ, 1999. 5. Йошкар-Ола: Антология песен о Йошкар-Оле // Госуд. собр. РМЭ; Союз композиторов РМЭ. — Йошкар-Ола, 2004. 6. Марийские народные песни. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1976. Педагогика и этнопедагогика 1. Апакаев П. А. Образование и просветительское движение в Марий¬ском крае (Историко-педагогические очерки). — Йошкар-Ола, 2002.Волков Г. Г. Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочи¬нения. В 2 т. Т. 1. М.: Магистр-Пресс, 2002. 2. Джуринский A.If. Педагогика межнационального общения. Пол и куль¬турное воспитание в России и за рубежом: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфе¬ра, 2007. 3. Муравьев А. В. Учителями жива Россия. Учителя Республики Марий Эл — заслуженные учителяРОССИР!СКОЙ Федерации. — Йошкар-Ола, 2004. 4. Наш православный дом. — М.: Даниловский благовестник, 2000. 5. Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. — Ижевск, 1997. 12.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022995-1. 13.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М, : Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023147-3. Рецензия на рабочую программу «История и культура народов Республики Марий Эл» по начальной ступени общего образования Рабочая программа по риторике разработана Ореховой Л. В. учителем марийского языка и ИКН второй квалификационной категории МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа» на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования предмета «История и культура народов республики Марий Эл» для четырехлетней начальной школы под редакцией авторского коллектива под руководством Л. Е. Майковой, Г. И. Соловьевой, федерального Базисного учебного плана и учебного плана образовательного учреждения. Объём учебного времени, отводимого на изучение ИКН со 2-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 102 часа. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, общей характеристики учебного предмета, описания места учебного предмета в учебном плане, описания ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностных метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета, содержания учебного предмета, тематического планирования, описания основных видов деятельности учащихся, тематического планирования по классам на 3 года обучения, описания материально-технического обеспечения образовательного процесса, представлен список использованных источников. Техническое обеспечение рабочей программы в соответствие с ГОСТом, соблюдены требования к структуре, содержанию и оформлению. Работа выполнена с учетом требований ФГОСТа к разделам основной образовательной программы начального общего образования. В данной программе представлен подробный календарно-тематический план на три года обучения всех разделов курса Истории и культуры народов Республики Марий Эл. Данная рабочая программа может быть рекомендована для применения в учебном процессе общеобразовательных учреждений для 2 -4 классов, работающих по образовательной системе «Школа 2100». Рецензент: Иванова Лариса Александровна, преподаватель методики преподавания начального курса русского языка и литературного чтения высшей категории ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» _______________ _____________________(Иванова Л. А.) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Оршанская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ¬¬¬«_____»__________________2011г. УТВЕРЖДАЮ Директо𠬬¬«_____»__________________2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Начального образования Истрия, культура народов Марий Эл 2 – 4 классы Орехова Л.В. учитель марийского (государственного) языка и ИКН второй квалификационной категории Оршанка 2011 ОДОБРЕНО Руководитель ШМО учителей русского и марийского (государственного) языка ¬¬¬«_____»__________________2011г. Составлена в соответствии с Федеральным компонентом основного общего образования, учебным планом школы Зам. директора по УМР ¬¬¬«_____»__________________2011г. Рецензент: Рецензент: Иванова Лариса Александровна, преподаватель методики преподавания начального курса русского языка и литературного чтения высшей категории ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» ________________ _____________________(Иванова Л. А.) |
|
|
|
|
|
|
|
|