Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реактивное движение

Submitted by Галина Юрьевна Назарова on чт, 18/04/2013 - 18:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Назарова Галина Юрьевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 3 г.Серпухов

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

 

Выяснить, каким образом можно передвигаться в безвоздушном пространстве.

Уяснить принципы реактивного движения.

Познакомиться с примерами реактивного движения в природе и технике.

Подготовиться к изучению устройства космического корабля.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Краткое описание: 
<p>Проведение исследовательской работы в ходе выполнения практических зданий под руководством лаборантов-старшеклассников Изучение нового материала в форме лекции с элементами эвристической беседы с применением презентации и демонстрационных опытов Применение полученных знаний для выяснения роли реактивного движения в жизни человека и животных в форме беседы с применением презентации и демонстрационного эксперимента, проводимого старшеклассниками.</p>

 

Урок в 8 классе

Дороги в космос.

 

ЦЕЛЬ УРОКА:

Выяснить, каким образом можно передвигаться в безвоздушном пространстве.

Уяснить принципы реактивного движения.

Познакомиться с примерами реактивного движения в природе и технике.

Подготовиться к изучению устройства космического корабля.

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

 

Образовательные:

формирование представления о реактивном движении, роли реактивного движения в жизни человека и животных;

обучение школьников умению распознавать реактивное движение среди других явлений. Достижение понимания того, что реактивное движение является единственно возможным для передвижения в космическом пространстве;

вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков исследовательской деятельности.

 

Развивающие:

расширение кругозора, развитие интереса к экспериментальной физике, предоставление возможности увидеть практическую пользу знаний.

 

Воспитательные:

воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.

 

Исходя из целей, выбрана следующая структура урока:

 

1) Повторение материала предыдущих уроков, решение качественных задач, создание проблемной ситуации и подведение к новой теме.

 

2) Проведение исследовательской работы в ходе выполнения практических зданий под руководством лаборантов-старшеклассников

 

3). Изучение нового материала в форме лекции с элементами эвристической беседы с применением презентации и демонстрационных опытов

 

4) Применение полученных знаний для выяснения роли реактивного движения в жизни человека и животных в форме беседы с применением презентации и демонстрационного эксперимента, проводимого старшеклассниками.

 

5) Получение творческого экспериментального домашнего задания

 

6) Виртуальный полет по космическим просторам: просмотр слайд-шоу.

ОБОРУДОВАНИЕ: (см. Приложение 1)

Воздушные шарики, леска, трубочка для коктейля, широкий скотч,

Реактивная машинка - тележка; воздушный шарик; верёвка; соломинка для напитков, согнутая под углом

Модель реактивного корабля, поддон с водой

Тележка демонстрационная

Бумажная рыбка, мыльный раствор, пипетка, прозрачная кювета с водой, графопроектор.

Сегнерово колесо водяное: Нитка, пакет из-под молока, штатив, лапка, муфта, поддон

Сегнерово колесо огненное: крестовина, вращающаяся на подставке, "фонтанчики" для торта, спички.

Воздушные шарики, две стойки, леска, модель самолета.

 

СЦЕНАРИЙ УРОКА

 

(Класс разделен на 4 группы < Рисунок 1> )

 

 

 

Мы подробно изучили землю и ее проблеммы. (Слайд 1, Презентация)

 

Мы узнали, как устроена наша Солнечная система.

Кстати, как она устроена?

Как называется такое строение? Почему оно так называется?

 

Выяснили, что такое Солнце.

Что такое Солнце?

 

Мы знаем какие планеты входят в состав Солнечной системы.

 Кстати, какие?

 

Теперь пора приступать к подробному изучению солнечных окрестностей.

 

Пора выходить в космос!

 

Тема урока: Дорога в космос. (Слайд 2, Презентация )

 

Летел звездолет по космической трассе

 И встречные звезды сверкали и гасли

 Как мог, из каких перелетов и странствий,

 Он вдруг оказаться в межзвездном пространстве?..

 

Наша цель: Выяснить: Как "дойти" до космоса

 

НО СНАЧАЛА ДАВАЙТЕ ВЫЯСНИМ ПОЧЕМУ МЫ ВООБЩЕ МОЖЕМ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ?

 

(Слайды 3-5, Презентация)

Почему мы можем передвигаться по воде? - отталкиваемся от воды

Почему мы можем передвигаться по земле? - отталкиваемся от земли

Почему мы можем передвигаться по воздуху? - отталкиваемся от воздуха

Что нужно, чтобы начать движение?

 

(Слайд 6, Презентация)

 

ЗАПИСЬ1: Чтобы начать движение необходимо взаимодействие с другими телами.

 

От чего отталкиваться в космосе? Как там двигаться?

 

Проведем исследование:

 

Сейчас вы в своих группах проведете исследования и выясните: от чего может отталкиваться тело, если отталкиваться не от чего.

 

В исследованиях вам помогут научные эксперты из 10 класса

 

"Эксперты", каждый с набором оборудования для своей работы, обходят по очереди все группы и помогают провести эксперимент.

 

РАБОТА В ГРУППАХ ( см. Приложение №1)

 

Задание 1. Реактивный шарик < Рисунок 2>

 

 

Пусть два человека возьмут леску, на которой закреплена трубочка с воздушным шариком, и натянут ее.

Надуваем шарик и отпускаем его.

Что произошло с шариком?

Из-за чего шарик начал двигаться? (от него отделился воздух)

От чего он отталкивался? (сам от себя)

 

ЗАПИСЬ: Воздух выходит в одну сторону-шарик движется в другую. Тело отталкивается само от себя

 

Задание 2. Реактивная машина < Рисунок 3>

 

 

Возьмем тележку, к которой прикреплен воздушный шарик.

Надуем шарик через соломинку.

Поставим тележку на парту и отпустим шарик

Что произошло с тележкой?

Из-за чего тележка начала двигаться? (от него отделился воздух)

От чего она отталкивалась? (сам от себя)

 

ЗАПИСЬ: Воздух выходит в одну сторону-шарик движется в другую. Тело отталкивается само от себя

 

Задание 3. Реактивный корабль < Рисунок 4>

 

 

Возьмем корабль, к которому прикреплен воздушный шарик.

Надуем шарик.

Поставим кораблик на воду и отпустим шарик

Что произошло с корабликом?

Из-за чего кораблик начал двигаться? (от него отделился воздух)

От чего он отталкивался? (сам от себя)

 

ЗАПИСЬ: Воздух выходит в одну сторону-шарик движется в другую. Тело отталкивается само от себя

 

Задание 4. Реактивная тележка < Рисунок 5>

 

 

Пусть самый легкий из вас встанет на тележку.

Теперь пусть спрыгнет с нее.

Что произошло с тележкой?

Из-за чего тележка начала двигаться? (с нее спрыгнул человек))

От чего она отталкивалась?

 

ЗАПИСЬ: Человек прыгает в одну сторону - тележка движется в другую. Тело отталкивается само от себя

 

(Слайд 7, Презентация)

 

Итак, вы провели 4 исследовательские работы.

Что же вам удалось выяснить?

От чего может отталкиваться тело, если отталкиваться не от чего? (От самого себя.)

Что должно происходить, что бы тело отталкивалось от самого себя?

 

Часть тела должна отделяться от него.

 

Во всех этих опытах вы наблюдали реактивное движение.

 

(Слайд 8, Презентация)

 

ЗАПИСЬ 2 Реактивное движение - движение, возникающее при отделении от тела его части.Часть тела движется в одну сторону, а само тело - начинает движение в другую сторону

 

Реактивное движение происходит без какого-либо взаимодействия с внешними телами

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: < Рисунок 6>

 

 

 

А теперь попробуем подвигаться сами. Встаньте, пожалуйста.

 

Проявите фантазию и попробуйте изобразить: осьминога, самолет, фейерверк, огурец.

 

(Все дети изображают названные тела, при необходимости учитель подсказывает и помогает изобразить некоторые тела сам. Характерные для названных тел звуки приветствуются!)

 

Мы молодцы, нам всем удалось перевоплотиться.

 

НО мало кто знает, что в основе движения всех изображенных вами тел лежит реактивное движение!!!

 

РАССМОТРИМ ПРИМЕРЫ РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ:

 

I. По принципу реактивного движения передвигаются кальмары и осьминоги.

 

(Слайд 9, Презентация)

 

ОПЫТ 1: "РЕАКТИВНАЯ РЫБА" < Рисунок 7> (см. Приложение 1)

 

 

Положить рыбку в кювету с водой, стоящую на столике графопроектора.

Капнуть в отверстие капельку мыла.

Рыбка плывет.

Почему плывет рыбка?

 

Вода вытекает в одну сторону - рыбка движется в другую.

 

II. Примером реактивного движения в мире растений служит бешенный огурец

 

(Слайд 10, Презентация)

 

Если прикоснуться к нему, то из него вылетает жидкость с семенами.

 

Сам огурец при этом отлетают в другую сторону.

 

Стреляет бешеный огурец более чем на 12 м.

 

III. Реактивное движение сначала использовали как забаву.

 

(Слайд 11, Презентация)

 

Игрушка, которая движется благодаря реактивным струям воды, называется сегнерово колесо (1750 г. Венгерский физик Я.А. Сегнер)

 

ОПЫТ 2: "СЕГНЕРОВО КОЛЕСО" < Рисунок 8> (см. Приложение 1)

 

 

 

Если в пакет с двумя противоположными отверстиями налить воды, то он начнет вращаться.

Почему вращается колесо?

 

Вода вытекает в одну сторону, пакет вращается в другую.

 

IV. В конце Xв. в Китае изобрели ракеты - бамбуковые трубки, начиненные порохом. Так появился фейерверк (Слайд 12, Презентация)

 

ОПЫТ 3: "ОГНЕННОЕ КОЛЕСО"< Рисунок 9> и < Рисунок 10> (см. Приложение 1)

 

 

 

 

Берем вертушку.

К ней присоединяем ракеты.

Поджигаем их.

Вертушка начинает вращаться.

Почему вращается вертушка?

 

Огненная струя вылетает в одну сторону, вертушка движется в другую.

 

V. Пример реактивного движения в технике - реактивные автомобили.

 

(Слайд 13, Презентация)

 

VI. В военном деле Реактивное движение нашло применение в реактивных минометах и реактивных самолетах (Слайды 14-15, Презентация)

 

ОПЫТ 4: РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ < Рисунок 11> (см. Приложение 1)

 

 

Берем самолет, помещаем его на леску.

Надуваем шарик и отпускаем его.

Почему полетел самолет?

 

Воздух вылетает в одну сторону, самолет движется в другую.

 

VII. Как же человеку "дойти" до космоса? (Слайд 16, Презентация)

 

Одно из главнейших изобретений человечества в XX веке - это изобретение реактивного двигателя, который позволил человеку подняться в космос.

 

ОПЫТ 5: ПОЛЕТ РАКЕТЫ < Рисунок 12> и< Рисунок 13> (см. Приложение 1)

 

 

 

 

 

Заправляем двигатель ракеты "топливом". Ракета летит!

Почему полетела ракета?

 

Струя топлива вытекает вниз

 Ракета поднимается вверх.

 

Итак, мы нашли дорогу в космос - это реактивное движение.

 

Осталось создать космический аппарат и - вперед к звездам.

 

Домашнее задание: (Слайд 17, Презентация)

Составить рассказ о реактивном движении по записям в тетрадях.

Создать модель ракеты. Летающие модели приветствуются.

 

VIII. И в завершение урока давайте совершим виртуальный полет по космическим просторам (Слайд-шоу слайды 18- 50 Презентация и песня "О звездах" Приложение 2 )

Поделиться


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн