Формирование универсальных учебных действий в
начальной школе
Проектирование
Степень изученности проблемы, постановка проблемы, противоречие
На сегодняшний день тема «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе» очень актуальна и значима. Социальная значимость темы определяется
- концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, определяющей цели российского образования на современном этапе как необходимость формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся для формирования компетенций, определяющих современное качество образования;
- стандартом начального общего образования, где сказано, что приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков, уровень которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего поколения.
Данная тема рассмотрена в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, В.Ф. Паламарчук, Г.А. Цукерман, А.С. Асмолова, П.Я. Гальперина, но в учебных программах массовой школы не достаточно проработана и не систематизирована для применения в практике учителей начальной школы.
В своей педагогической деятельности, работая над сформированностью общеучебных навыков в начальной школе, проанализировав показатели качества знаний и умений по математике и русскому языку, я пришла к выводу, что чем выше сформированность универсальных учебных действий у учащихся, тем выше качество выполнения ими стандартов начального образования (данные отражены в таблице ниже).
Результаты тестирования сформированности универсальных учебных действий и качества знаний выпускников начальной школы по математике и русскому языку
(4 А класс, 2007–2008 уч.г.)
№
|
ФИ учащегося
|
Общеучебные навыки и умения
|
Оценка
|
|
|
Личност
ные
|
Регуля-
тивные
|
Познава-
тельные
|
Коммуни
кативные
|
Матем.
|
Рус.
язык
|
1
|
Андреев Алексей
|
высокий
|
средний
|
высокий
|
средний
|
5
|
4
|
2
|
Бородин Виктор
|
средний
|
низкий
|
средний
|
низкий
|
3
|
3
|
3
|
Вершинина
Валерия
|
средний
|
средний
|
средний
|
высокий
|
4
|
4
|
4
|
Гречаная Владислава
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
5
|
5
|
5
|
Гурьева Дарья
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
5
|
5
|
6
|
Данилов
Александр
|
средний
|
средний
|
средний
|
низкий
|
3
|
3
|
7
|
Нгуен Антон
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
5
|
5
|
8
|
Ряжских Анастасия
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
5
|
5
|
9
|
Смирнов Егор
|
средний
|
средний
|
средний
|
высокий
|
4
|
4
|
10
|
Федоткин Андрей
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
5
|
5
|
11
|
Федосеев Евгений
|
средний
|
низкий
|
средний
|
низкий
|
3
|
3
|
Сегодня в программе начальной школы делается упор на овладение в основном предметными ЗУНами, а формирование универсальных учебных действий при этом рассматривается вне учебных дисциплин, а если и встраивается в учебный процесс, то слабо согласовывается между отдельными предметами. Так обстоит дело в учебно-методическом комплекте (УМК) «Начальная школа XXI века», по которому я работаю пятый год. На мой взгляд, причины этому следующие:
· объектами контроля у обучающихся являются исключительно предметные знания, умения и навыки;
· существование обязательной пятибалльной системы оценивания со стороны взрослых тормозит формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
· информационно-репродуктивное содержание учебных предметов не способствует развитию поисковой активности школьников и тормозит освоение разных способов человеческой деятельности;
· отсутствуют контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровней формирования общеучебных умений и способов деятельности.
В связи с этим в начальной школе возникает потребность в создании условий для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, так как резервы повышения качества и эффективности образования путем реализации идей, заложенных в концепции формирования универсальных учебных действий в программе начальной школы еще не раскрыты и не реализованы в полной мере.
Отсюда вытекает следующая проблема: отсутствие в УМК «Начальная школа XXI века» системы формирования универсальных учебных действий, с одной стороны, и наличие потребности учителей в целенаправленной управляемой системе формирования универсальных учебных действий для ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития младшего школьника и для достижения успешности всеми учащимися, с другой стороны.
Следовательно, целью данного проекта является создание условий для формирования универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
· повысить уровень сформированности контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников через апробацию примерной программы формирования универсальных учебных действий В.Ф. Паламарчук;
· разработать единые памятки для отработки универсальных логических учебных действий: выделения главного, сравнения, обобщения;
· разработать систему критериев и показателей формирования универсальных логических действий на межпредметном уровне;
· разработать инструментарий и систему мониторинга для определения уровня сформированности универсальных учебных действий;
· развивать поисковую исследовательскую активность младших школьников.
Для формирования универсальных учебных действий я использую в своей педагогической деятельности следующие методики:
ü Метод проектов (автор Джон Дьюи)
Диапазон учебных целей метода проектов составляет развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формирование критического мышления.
Данная методика позволяет стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность разрешение этих проблем, умение применять полученные знаниям на практике, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Для меня важно, что метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, во-вторых, направлен на получение результата, создание конкретного продукта – это учебные памятки, творческие литературные работы, иллюстрирование учебных объектов, выпуск тематических газет и т.д., а также предполагает необходимость интегрирования знаний и способов деятельности из различных предметных областей: науки, техники, творческих областей и др.
ü Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (авторы Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит)
Значимость этой технологии в формировании универсальных учебных действий для меня, как учителя, в том, что в ней заключены идеи о прерогативе интеллектуального развития, ориентации на личность, необходимости самостоятельного и целенаправленного познания, творческого подхода к обучению, опоре на предшествующий опыт, в том числе житейский, и т.д.
Данная технология не является для меня способом разукрасить урок, доставить школьникам удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.
ü Информационные технологии. Овладение первоначальными умениями передачи,
поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск необходимой информации в словарях, каталоге библиотеке.
ü Игровые технологии. Педагогическая игра обладает существенным признаком –
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Для повышения надежности определения полного состава необходимых для освоения новшества действий и реалистичных сроков их выполнения в начале работы над педагогическим проектом мною была составлена следующая таблица.
Предполагаемые ресурсы
Организационные условия
|
Информационные условия
|
Кадровые условия
|
Учебно-методические условия
|
Материально-технические условия
|
Финансовые
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
-создать временную творческую группу в составе:
Гиль О.В. - учитель, Карпухина Т.В.- психолог; Будько Л.С.- логопед;
-распреде-
литьработу:
Гиль О.В.- внедрение программы; Карпухина
Т.В., Будько Л.С. -
сбор, анализ информации, коррекция
|
-системати-зировать, обработать и проанализи
ровать работы педагогов-практиков и психологов по развитию универсаль-
ных учебных действий;
-информиро-
вать участников инновацион
ного процесса
|
-назначить Гиль О.В. руководителем проекта,
привлечь психолога Карпухину Т.В,
логопеда Будько Л.С., учителей начальных классов в апробации программы, сравнительном анализе и коррекции
|
-апробиро-
ватьпримерную программу формирова
ния универсаль
ных логических учебных действий В.Ф.Паламарчук;
-разработать критерии и показатели формирова
ния
универсаль
ныхлогических действий;
-разработать систему мониторинга
-разработать единые памятки по умениям находить главное, сравнивать, обобщать
|
-обеспечить техническое оснащение, заказать в кабинет компьютер, мультиме
дийный проектор
|
-изыскать администр-
ции ОУ возможность финансовой поддержки участников инновацион
ного процесса
|
Рабочая гипотеза состоит в том, что формирование универсальных учебных действий будет ключевым условием в учебном процессе, если будет развита поисково-исследовательская активность, самостоятельность школьников, то успешность в усвоении учебного материала будет более высокой, предпосылки для дальнейшего перехода к самообразованию будут созданы, что обеспечит способность ученика к овладению компетентностью «уметь учиться».
Содержание педагогического исследования
Формирование универсальных учебных действий в
начальной школе
Человечество за многие тысячелетия своего существования
все еще не научилось учиться.
И.Ефремов
Под развитием универсальных учебных действий понимается:
· умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
· и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
1. Личностные УУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивами);
2. Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности);
3. Познавательные УУД (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);
4. Коммуникативные УУД (сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Все универсальные учебные действия взаимозависимы и взаимообусловлены. Их взаимосвязь можно представить в следующем виде, где четко обозначены зоны взаимодействия одних видов универсальных учебных действий с другими.
I. Неоспоримо, что я, как учитель, должна развивать универсальные логические учебные действия. Однако конкретной программы развития логических действий, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, пока нет. В результате работа над развитием универсальных логических учебных действий учащихся идет «вообще» - без знания системы необходимых приемов, без знания содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие УУД в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах школы, а этим приемам необходимо учить младших школьников: без них полноценное усвоение материала не происходит.
Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы создать благоприятные предпосылки, возможности для формирования мышления, а реализовываю их с помощью технологий, в основе которых лежат последовательность, этапность, системность.
В школе об умственном развитии судят по наличию у обучающихся знаний и сформированности умений. В отличие от предметных умений универсальные логические действия имеют широкий диапазон действия, т.к. используются в различных областях знаний, при усвоении разных знаний (Н.Ф. Талызина, 1988).
В своей педагогической деятельности для меня очень важно определение необходимого и достаточного для успешной учебной деятельности младших школьников. Обусловлено это логикой соотнесения универсальных учебных действий со структурно- содержательными особенностями учебной деятельности, с тремя ее составляющими – информационно-исполнительской, операционно-исполнительской и контрольно-коррекционной. В примерной программе В.Ф. Паламарчук в соответствии со структурой и функциями учебной деятельности роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для ее успешного осуществления младшими школьниками, приобретают три блока умений.
Первый блок составляют умения наблюдения, слушания, чтения (информационно- ориентировочные умения); второй – умения нахождение главного, классификации и обобщения (операционно-исполнительские умения); третий – умения самопроверки и самоконтроля (контрольно-коррекционное умения).
С первых школьных дней в учебной деятельности ввожу самопроверку и самоконтроль. По опыту знаю, что такая деятельность школьников очень важна: обучающимся важно умение оценивать свою работу с позиции: все ли выполнил и при необходимости – скорректировать, самостоятельно поправить себя. Такая работа требует от учителя и терпения, и выделения на это немало времени. Но умение самопроверки и самоконтроля – контрольно-оценочное звено учебной деятельности – составляет основу будущей учебной самостоятельности ученика, которая постепенно перерастает в личную самостоятельность, которая является основным вектором взросления, состоит в ответственном, инициативном поведении, осуществляется в конечном итоге без посторонней помощи, собственными силами. Я вижу своих учеников «активными исследователями», а при такой работе они обязательно будут делать ошибки, а моя задача научить их находить и исправлять («Умей ошибаться, умей и поправляться»).
Выделяя блоки универсальных учебных действий в соотнесении со структурно- содержательными особенностями учебной деятельности, я понимаю их равноценность, равнозначность. Поэтому формирование универсальных учебных действий осуществляю не по отдельным блокам, а в соответствующем целостности учебной деятельности и сочетании, слиянии:
- наблюдение – классификация – самоконтроль;
- слушание – классификация – самоконтроль;
- чтение – классификация – самоконтроль;
- наблюдение – обобщение – самоконтроль;
- слушание – общение – самоконтроль;
- чтение – обобщение – самоконтроль.
Задания по пунктам:
1-3. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст; разделить содержащиеся в источнике знаний сведения по заданному или по самостоятельному найденному основанию, признаку (основаниям, признакам); проверить правильность классификации учебно-значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной задачей, вернуться к заданию, самостоятельно удостовериться в правильности его решения или обнаружить ошибки в ходе формирования умений, что можно сделать самостоятельно, с помощью учителя или родителей и одноклассников.
4-6. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст и обобщить содержащие в нем конкретные сведения; проверить себя.
Имея в виду психолого-физиологические особенности школьника младшего возраста, я изучила и овладела не только методами и приемами формирования УУД, но и технологиями организации и проведения игровой деятельности, выполняющих функции профилактики и коррекции. Этому содействует программа формирования общеучебных интеллектуальных умений, реализуемая в системе определения дидактических игр:
1. Классификация (группировка) предметов (по заданному или самостоятельному найденному основанию), самоконтроль.
2. Классификация изображений предметов (по заданному или самостоятельному найденному основанию), самоконтроль.
3. Слушание и классификация предметов (по заданному или самостоятельному найденному основанию), самоконтроль.
4. Обобщение предметов, самоконтроль.
5. Обобщение изображений предметов (рисунков, картинок), самоконтроль.
6. Слушание, обобщение признаков предметов, явлений, самоконтроль.
Повышение моего внимания, как педагога, к формированию универсальных учебных действий у обучающихся содействует наиболее значимому в их обучении и развитии – приобретению разумности в характере выполнения учебной работы, росту познавательной активности и самостоятельности.
Начиная работу над формированием универсальных логических познавательных действий, я, прежде всего, должна определить стартовые возможности каждого школьника. К.Д. Ушинский говорил, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна узнать его во всех отношениях.
Содержание диагностической работы определяю, как умение наблюдать за ростом личности, которым отмечается каждый этап психического развития. Диагностические обследования провожу совместно с психологом и логопедом школы, после адаптационного периода первоклассников.
Диагностика
Познавательные действия
Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия
(методика Ж. Пиаже, А. Шеминьска)
Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимнооднозначного соответствия и сохранения дискретного множества.
Протокол обследования 1 А класса
№
|
Фамилия
|
Уровень познавательных действий
|
№
|
Фамилия
|
Уровень познавательных действий
|
1
|
Барнашов Алекс.
|
3
|
12
|
Паучкова Софья
|
3
|
2
|
Боженова Ксения
|
3
|
13
|
Рафикова Анастасия
|
3
|
3
|
Дошоян Карапет
|
3
|
14
|
Селявская Галина
|
2
|
4
|
Косарева Валерия
|
2
|
15
|
Смокотина Екат.
|
3
|
5
|
Комягина Дарья
|
3
|
16
|
Сугатов Федот
|
2
|
6
|
Лукьянченко Елена
|
3
|
17
|
Хабаров Илья
|
2
|
7
|
Лексютина Ирина
|
2
|
18
|
Циглер Наталья
|
3
|
8
|
Любенко Алена
|
3
|
19
|
Черный Богдан
|
2
|
9
|
Мамонтов Данила
|
3
|
20
|
Шарафутдинова М.
|
3
|
10
|
Некрасов Ярослав
|
2
|
21
|
Щербакова Евгения
|
3
|
11
|
Неустроев Алекс.
|
3
|
22
|
Команак Даниил
|
3
|
Уровни сформированности познавательных действий
Уровни
|
Критерии
|
1
|
У ребенка отсутствует умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие. Также отсутствует момент сохранения дискретного множества (после изменения пространственного расположения фишек ребенок отказывается признать равенство множества фишек различных цветов)
|
2
|
У ребенка сформирована операция установления взаимнооднозначного соответствия, но отсутствует момент сохранения дискретного множества.
|
3
|
У ребенка сформирована операция установления взаимнооднозначного соответствия. Также сформирована операция сохранения дискретного множества, основанная на принципе простой обратимости, компенсации или признания того, что мы «ничего не прибавляли и не убавляли».
|
Распределение учащихся 1 А класса по уровням сформированности познавательных действий в %
Выводы:
1. В нашем классе не выявлены ученики с 1-м уровнем сформированности познавательных действий. Все школьники справились с заданием.
2. 68 % учащихся показывают самый высокий 3 уровень сформированности познавательного действия. У школьников этой группы сформирована операция установления взаимнооднозначного соответствия и операция сохранения дискретного множества, основанная на принципе простой обратимости, компенсации или признания того, что мы «ничего не прибавляли и не убавляли». Таким образом, можно говорить, что у учащихся данной группы сформированы основы понятийного мышления, необходимого для успешного обучения.
3. 32 % школьников по результатам беседы показывают 2 уровень сформированности познавательного действия сравнения. У учеников данной группы сформирована операция установления взаимнооднозначного соответствия, но отсутствует момент сохранения дискретного множества. Эти школьники не всегда в состоянии самостоятельно выполнить логические универсальные действия. Таким образом, можно говорить, что у учеников данной группы основы понятийного мышления находятся еще в стадии формирования. Это Косарева Валерия, Лексютина Ирина, Некрасов Ярослав, Селявская Галина, Сугатов Федот, Хабаров Илья, Черный Богдан.
Рекомендации по результатам проведенного исследования:
В первый класс приходят очень разные дети, и это надо принять как данность, которую не изменить: детство у всех разное, и поэтому неодинаковы возможности развития. Различия определяются особенностями образа жизни семьи, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером общения с ребенком и многими другими факторами. В том, как протекает жизнь ребенка, существенную роль играет сегодня экономическое и социальное положение семьи. Что может сделать школа в целом и учитель для развития и успешного обучения каждого ребенка?
С учениками, вошедшими в группу «риска», далее работает психолог и выявляет причины слабого уровня зрелости отдельных психических функций, а также уровень развития личности каждого обучающегося в целом.
Протокол обследования 4 А класса
№
|
Фамилия
|
Уровень познавательных действий
|
№
|
Фамилия
|
Уровень познаватель
ных действий
|
1
|
Боженова Ксения
|
3
|
13
|
Паучкова Софья
|
2
|
2
|
Дорофеева Татьяна
|
2
|
14
|
Рафикова Анастасия
|
3
|
3
|
Дошоян Карапет
|
3
|
15
|
Селявская Галина
|
2
|
4
|
Илюхина Ирина
|
2
|
16
|
Сугатов Федот
|
2
|
5
|
Ковалева Кристина
|
3
|
17
|
Тонкоглаз Мария
|
3
|
6
|
Команак Даниил
|
2
|
18
|
Трутнев Никита
|
3
|
7
|
Комягина Дарья
|
3
|
19
|
Циглер Наталья
|
3
|
8
|
Косарева Валерия
|
3
|
20
|
Чёрный Богдан
|
3
|
9
|
Мамонтов Данила
|
3
|
21
|
Щербакова Евгения
|
3
|
10
|
Некрасов Ярослав
|
3
|
22
|
Любенко Алёна
|
3
|
11
|
Неустроев Александр
|
3
|
23
|
Демидова Ирина
|
3
|
12
|
Оглезнева Алина
|
2
|
|
|
|
Распределение учащихся 4 А класса по уровням сформированности познавательных действий в %
Выводы:
4. В 4 классе не выявлены ученики с 1-м уровнем сформированности познавательных действий. Все школьники справились с заданием. Такой же результат был в 1 классе.
5. 70 % учащихся показывают самый высокий 3 уровень сформированности познавательного действия. Динамика положительная на 2%. Таким образом, можно говорить, что у учащихся данной группы сформированы основы понятийного мышления, необходимого для успешного обучения в среднем звене.
6. 30 % школьников по результатам беседы показывают 2 уровень сформированности познавательного действия сравнения. Динамика положительная в сторону 3 уровня. Таким образом, можно говорить, что у учеников данной группы основы понятийного мышления находятся еще в стадии формирования. Это Команак Даниил, Илюхина Ирина, Оглезнева Алина, Селявская Галина, Сугатов Федот, Паучкова Софья.
II \ III. В своей деятельности мне не раз приходилось сталкиваться с таким явлением, что вопрос: «Что же здесь главное?» – ставит ученика в тупик. А ведь все это «конечный результат» неумения выделять главное и обобщать материал. Данному умению придаю очень большое значение, т.к. выделение главного есть способ фиксации учебного материала в долговременную память. Это помогает мне дифференцировать учебный материал, придать ему структуру, удобную для запоминания и применения; запоминая главное в одном предмете, значительно увеличиваю объем знаний по другим предметам, что значительно облегчает установление межпредметных связей. Такие знания мобильны, их легче применять в нестандартных условиях, и, наконец, умение сознательно перестраивать знания, «сворачивать» и «разворачивать» их есть свойство универсальных учебных действий.
Выделение главного основывается на следующих критериях и показателях:
Критерии
|
Показатели
|
1. Понимание текста
|
• умение перефразировать текст;
• умение ставить вопросы к тексту;
• умение выделять основные, смысловые единицы текста;
• умение делить текст на законченные части.
|
2. Выделение и осмысление
|
• умение выделять ключевые слова;
• осмысление отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических.
|
3. Формулировка главного
|
• умение устанавливать соответствие между ключевыми словами и выделение главного;
• рассмотрение текста (объектов) с точки зрения целого и частей;
• умение составлять план и заголовки к частям текста;
• умение выражать смысл главного различными средствами (рисунки, знаки, схемы, модели, чертежи).
|
Авторы учебников и учебной литературы учитывают расположение основного в центре логических связей. Однако нередки случаи, когда в УМК основное или вводится сразу, когда ученики еще не подготовлены к активной познавательной деятельности, или помещают в конце, когда внимание учащихся уже притупляется. Исходя из сложившейся практики и особенностей детского внимания, памяти, при любом местоположении главного я добиваюсь его четкого выделения всеми возможными средствами: памятки, таблицы, подчеркивание и др. А умение выделять главное в учебных текстах становится универсальным учебным действием.
Выделение главного имеет свою специфику в зависимости не только от структуры учебного текста, но и от того, на каком этапе учебного процесса осуществляется этот приём, какие цели ставятся перед учащимися, изучающими данный учебный материал. Так, при первичном знакомстве с материалом, главное, которое я выделяю, включает в себя и тезисы, и основные, ключевые аргументы и иллюстрации, потому что на данном этапе учащиеся должны сначала понять, осмыслить, а потом уже запомнить это главное.
При обобщении изученного материала существенными оказываются тезисы и лишь отдельные, ключевые аргументы, что особенно необходимо на уроках обобщения и систематизации знаний. А при повторении учебного материала нужно выяснить лишь главное.
Чтобы овладеть методикой выделения главного в учебном тексте, я основательно изучила всю структуру этого процесса, и овладела необходимыми умениями не только «для себя», но и для последовательного обучения этому искусству учеников. Большую помощь в этом отношении оказывает специальная памятка.
Учащиеся лучше и быстрее усваивают прием выделения главного, потому что предлагается им соответствующая памятка и упражнения. Такая «методика для учащихся» намного ускоряет темпы выделения главного и обеспечивает достаточно высокий результат.
Анализ выполненных учащимися заданий по выделению главного
2007-2008 учебный год
|
Правильно и точно
|
Правильно, но с некоторыми неточностями
|
Неполно и с существенными неточностями
|
Ошибочная позиция
|
I полугодие
|
37%
|
22 %
|
36 %
|
5 %
|
II полугодие
|
61 %
|
31 %
|
8 %
|
-
|
2011-2012уч.г
Областное тестирование
|
Правильно и точно
|
Правильно, но с некоторыми неточностями
|
Неполно и с существенными неточностями
|
Ошибочная позиция
|
1 текст
|
100%
|
|
|
-
|
2 текст
|
77 %
|
|
|
23%
|
КПД развивающего эффекта логического универсального действия по выделению главного составляет 33 %. Вооружение учащихся тактическими приемами идет успешно. Впереди у них еще немало лет школьной жизни, и при целенаправленном формировании важнейших тактических способов работы их нетрудно будет усвоить.
Выводы: итоги тестирования показали, что информационная компетентность, лежащая в основании ключевых компетентностей - определять главную мысль текста, показывают высокий уровень сформированности.
Сформированное умение выделять главное создает прочную основу для усвоения других способов мыслительной деятельности – сравнения и обобщения.
Формирование приемов сравнения
Анализ УМК «Начальная школа XXIвека» показывает, что действию сравнения придается очень важное место. Вместе с тем, если его не сделать предметом специального усвоения, то оно оказывается не усвоенным большинством учащихся до конца учебного года. При исследовании учащихся 1 класса, оказалось, что 23 % учеников не понимают, что значит сравнивать. Одни просто отказались от ответа, а другие говорили, что «сравнить – это сказать, что больше, а что меньше».
Я заметила, что наибольшие трудности учащиеся испытывают при выделении основания для сравнения предметов, так как часто ориентируются не на общий для сравнения объектов признак (цвет, форма, длина и т.д.), а конкретные количественные или качественные показатели этого признака.
Начинаю работу по формированию приема сравнивания с выделения содержания этого приема, т.е. с выделения слагающих его действий. Сравнение будет корректным только тогда, когда оно используется:
1) при сопоставлении однородных предметов и явлений действительности;
2) когда сравнение производится по существенным признакам.
Обязательно учитываю, что сравнение предполагает умение выполнять следующие действия:
1) выделение признаков у объектов; 2) установление общих признаков; 3) выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков); 4) сопоставление объектов по данному основанию; 5) сравнение может идти как по качественным характеристикам того или иного свойства, так и по количественным характеристикам (необходимость единого образца, меры).
Следующий шаг в формировании логического действия – знакомлю с признаками необходимыми и достаточными (4 класс).
Сравнение всегда имеет свой предмет, преследует определенную цель и предполагает свои пути реализации в процессе обучения. В своей работе я всегда соблюдать логико-дидактические требования к объектам сравнения:
· сравнивать можно только однородные объекты, относящиеся к одному и тому же классу;
· общее в объектах сравнения можно устанавливать лишь в том случае, если их что-то отличает друг от друга, а устанавливать разницу между ними можно только при наличии у них определенного сходства;
· несложные объекты, факты сравнивать легче, чем качества, признаки, процессы или категории
Суть приема сравнения для учащихся и правила его реализации ввожу в памятку «Правило-ориентир». Положительный эффект в формировании приема сравнивать считаю, дает составление сравнительных таблиц, схем, графиков.
Заключительным этапом формирования умений применять прием сравнения является перенос этих умений с одного предмета на другой и на внеучебную деятельность.
Критерии и показатели формирования универсального логического действия – сравнения
Определение объекта для сравнения
|
- умение определять объекты для сравнения из реальной действительности
|
Выделение основных признаков
|
- умение определять однородность объектов, наличие определенного сходства
|
Установление отличия и сходства
|
-умение сопоставлять и противопоставлять 2 предмета;
-умение сравнивать информацию на слух
|
Формулировка выводов
|
-умение завершать суждение простым логическим выводом;
-умение составлять сравнительные таблицы, схемы…
|
Мыслительные операции – выделение главного и сравнение непременно должны заключаться выводом, обобщением.
Обобщение – это умение устанавливать связи между предметами и явлениями, устанавливать их и использовать в дальнейшем (при решении новых задач). Обобщение – сложный прием умственной деятельности, который предполагает умение анализировать явления, выделять главное, абстрагироваться, сравнивать.
Умение обобщать материал формирую с первой ступени начального обучения и отрабатываю данное умение поэтапно: учеников обучаю умению анализировать, выделять главное, классифицировать, сравнивать, делать несложные выводы. Для плодотворной работы по формированию данного умения ввожу правило-ориентир, где записан алгоритм. Такая последовательность действий учащихся по осознанию сути и правила использования приемов обобщений существенно повышают качество выполнения всех заданий, требующих обобщения материала.
Последний этап формирования – перенос приема на другие предметы, внеклассную и внешкольную деятельность. Школьники применяют этот и другие рациональные приемы работы при выполнении домашнего задания, во время внеклассных занятий, это значит, что приемы достигли необходимой степени обобщенности, а воспитанник сделал очередной шаг в своем умственном развитии.
Критерии и показатели формирования универсального логического действия обобщения
Отбор объекта для сравнения
|
-умение отбирать объекты для обобщения из заданных учителем;
|
Сравнение по признакам
|
-умение проводить простейшую группировку и систематизацию объектов, подводить под общее родовое понятие;
|
Формулировка выводов
|
-умение делать выводы, оформляя их в виде плана, заголовка, схемы…
|
Формирование умений обобщать требует от меня, как учителя, индивидуального подхода с учетом разных изначальных возможностей каждого ученика. Убеждена, что пребывание школьников в эффективных для развития школьников условиях обучения очень значимо для формирования универсальных логических учебных действий значимо. И моя цель создание эффективных условий для развитий УУД.
Анализ выполненных учащимися 4 класса заданий по действию обобщения
№
задания
|
Контролируемые умения
|
Максимальный
балл
|
Кол-во ошибок
|
% справившихся
|
2
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач
|
2
|
2
|
95
|
3
|
Осуществлять обобщение, сопоставление, сериацию и классификацию по заданным критериям
|
1
|
2
|
95
|
4
|
Делать на основе текста простой вывод (находить в тексте слова, его подтверждающие)
|
1
|
4
|
82
|
5
|
Восстановление последовательности текста
|
1
|
1
|
95
|
Выводы: итоги тестирования показали, что формирование универсального логического действия обобщения на высоком уровне
IV. Ни один ученик не садится за парту готовым субъектом
предстоящей учебной деятельности.
Г.И.Щукина
Учебная деятельность не возникает на пустом месте. Необходимость выхода на работающую модель формирования логических УУД, как реализующих ее общеучебных интеллектуальных умений, неразрывно связана с дидактическим обоснованным выбором материала для серьезного интеллектуального труда школьников. В данном случае это система мониторинга, которую мы разработали по Программе развития УУД и по методике Н.Я. Чутко.
Система мониторинга
Инновационно-образовательный результат
|
Критерии
|
Показатели
|
Диагностика
|
Инструментарий
|
1. Литературное чтение
2. Окружающий мир
|
-выделение главного в тексте (осмысление);
-сравнение произведений, поступков героев;
-обобщение;
-выявление главного морального содержания действий и ситуаций
|
-умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
-умение составлять таблицы, схемы
|
Методика
Г.А. Цукерман
Анкета в модификации
Е.А. Кургановой
|
Тест «Кто прав!
Анкета «Оцени поступок»
|
3. Математика
|
-умение решать задачи
|
-умение анализировать текст;
-переводить текст на язык математики;
-устанавливать отношения между данными и вопросом;
-составлять и осуществлять план решения;
-осуществлять проверку и оценку решения задач
|
Методика Д.Векслера
Тест по А.Р.Лурия
Методика Ж. Пиаже
|
Методика «Кодирование»
Диагностика универсально
го действия общего приема решения задач
Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия
|
4. Русский язык
|
анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей
|
-умение работать с текстом;
-умение применять знаково-символические действия
|
Методика
С.Н. Карпова
|
Проба на определение количества слов в предложении
|
Связь универсальных логических действий с учебными предметами в
начальном звене обучения
Предмет
|
Универсальное логическое действие
|
Литературное чтение
|
-умение устанавливать логическую причинно-следственную связь;
-умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации
|
Математика
|
Общий прием решения задач:
-умение анализировать объект (выделять главное, сравнивать, классифицировать, устанавливать аналогии);
-формирование приема моделирования
|
Русский язык
|
-умение работать с текстом: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей;
-умение применять знаково-символические действия
|
Для повышения надежности определения полного состава необходимых для освоения новшества действий и реалистичных сроков их выполнения в начале работы над проектом мною была составлена следующие таблицы.
Временный график (диаграмма Ганта)
Работы
|
Годы и месяцы
|
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010-2012
|
9
|
10
|
11
|
12
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
9
|
10
|
11
|
12
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
Теория формирования УУД
|
-----------------------------
|
|
----------------------
|
------------------
|
Стандарт начального общего образования
|
----------------------------
|
|
----------------------
|
------------------
|
Концепция модерниза
ции Российского образования до 2010 года
|
-----------------------------
|
|
----------------------
|
------------------
|
Программа формирова
ния познаватель
ного логического действия
|
--------------------------------
|
|
------------------
|
Работы по развивающему обучению Л.В.Занкова,
Л.С.Выготского
Д.В.Эльконина
В.В.Давыдо
ва
|
-----------
|
|
------------------------------------------------------------------
|
------------------
|
Обобщение опыта на областном уровне по УМК
«Начальная школа XXI века»
(семинары, ПТГ, публикации)
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|
Разработка критериев и показателей формирова
ния УУД
|
---------------
|
|
----------------------------------------------------------
|
------------------
|
Систематиза
ция инструмента
рия
|
------------------
|
|
------------------------------------
|
------------------
|
Система мониторинга
|
------------------
|
|
------------------------------------
|
------------------
|
Единые памятки
|
---------------
|
|
--------------------------------------------------------------------------------
|
------------------
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перспективный план работы по проекту
№
|
Задачи
|
Исполнители
|
Оформление
результатов
|
Сроки
|
Примечание
|
Информационно-аналитическая деятельность
|
1
|
Знакомство с теорией формирования УУД «Программа развития УУД для предшкольного и начального общего образования»
|
Гиль О.В.
|
|
09-11.
2008
|
|
2
|
Изучение концепции модернизации российского образования на период до 2010 года
|
Гиль О.В.
|
|
09.2007-
05.2008
|
|
3
|
Изучение стандарта начального общего образования
|
Гиль О.В.
|
|
09.2007-
05.2008
|
|
4
|
Изучение примерной программы формирования УУД В.Ф.Паламарчук
|
Гиль О.В.
|
|
02-05.
2008
|
|
5
|
Изучение работ по развивающему обучению
|
Гиль О.В.
|
|
09-12.
2007
|
|
Организационная, организационно-методическая, техническая деятельность
|
6
|
Организовать работу обучающихся для формирования УУД через применение современных общеобразовательных технологий: информационных, технология развития критического мышления, метод проектов
|
Гиль О.В.
|
Методические рекомендации по формированию
УУД посредством информацион
ных технологий
|
01-05.
2009
|
|
7
|
Разработка дидактического материала
|
Гиль О.В.
|
Дидактический материал
|
12.2008-
03.2009
|
|
8
|
Установка в кабинете компьютера и мультимедийного проектора
|
Михайлаки С.Г.
|
Наличие компьютера и мультимедий
ного проектора
|
Май 2009
|
|
Опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность
|
9
|
Апробация примерной программы формирования универсальных познавательных логических действий В.Ф. Паламарчук
|
Гиль О.В.
|
доклад
|
Март 2009
|
|
10
|
Разработка критериев и показателей формирования универсальных познавательных логических действий
|
Гиль О.В.
|
отчет
|
09-11. 2008
|
|
11
|
Систематизирование инструментариев (анкеты, тесты, устный опросник)
|
Карпухина Т.В.,
Будько Л.С.
|
отчет
|
2008-
2009
|
|
12
|
Разработка системы мониторинга
|
Гиль О.В.
|
отчет
|
2008-
2009
|
|
13
|
Разработка единых памяток
|
Гиль О.В.
|
памятки
|
09-12.
2008
|
|
Оформление результатов
|
14
|
Повышение уровня сформированности УУД у обучающихся
|
Гиль О.В.,
Карпухина Т.В.
|
контрольные работы, срезы по предметам
диагностика
участие в конкурсах, олимпиадах
|
2 раза в год 1 класс,
4 раза
2-4 классы
3 раза в год
5-6 раз в год
|
|
Ожидаемые результаты
|
15
|
Конструирование статьи
|
Гиль О.В.
|
статья
|
02.
2009-2012
|
|
16
|
Электронное пособие на сайте школы
|
Гиль О.В.
|
Электронное пособие
|
04.
2009-2010
|
|
Рефлексия
Пройдя через такой процесс формирования «умения учиться» -мои ученики имеют яркие эмоции, они умеют доказывать свое и уважают чужое мнение, у них нет страха перед неизвестным, я учу их видеть и решать проблему через практическую деятельность. У них есть потребность в саморазвитии и самосовершенствовании через учебную и внешкольную деятельность, а также адекватная самооценка. В процессе деятельности формируется познавательная активность, показателем которой являются: успешность всех детей в обучении. По результатам тестирования за I полугодие 2008-2009 уч. года, обучающиеся показали следующие результаты:
Диаграмма № 1 Диаграмма № 2
уровня общего развития уровня сформированности познавательных действий
(установление взаимнооднозначного соответствия)
Диаграмма № 3 Диаграмма № 4
уровня сформированности действия сравнения уровня развития речи
Диаграмма № 1 (уровень общего развития) показывает, что 77 % обучающихся имеют высокий уровень развития, 22 % средний уровень и 1 % низкий.
Диаграмма № 2 и № 3 (уровень сформированности познавательных логических действий) показывают, что высокий уровень показателя действия установление однозначного соответствия у 85 % обучающихся, средний у 17 %, низкий у 2 %; уровень сформированности действия сравнения высокий у 79 % обучающихся, средний у 20 %, низкий у 1 %.
Диаграмма № 4 (уровень развития речи) показывает высокий уровень у 91 %, средний у 7 %, низкий – 1 %.
Результаты тестирования (формирование универсальных учебных действий за 2008-2012 уч.года (1-4 классы)
Диаграмма №1 (уровень общего развития)
Диаграмма № 1( уровень общего развития) показывает, что динамика положительная.
Класс\уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1 а класс
|
73%
|
23%
|
4%
|
2 а класс
|
77%
|
22%
|
1%
|
3 а класс
|
79%
|
20%
|
1%
|
4 а класс
|
81%
|
17%
|
1%
|
Динамика
|
положительная
|
Диаграмма № 2 (сформированность познавательных логических действий)
А) выделение признаков существенных и несущественных
Диаграмма № 2 А (выделение признаков существенных и несущественных) показывает, что динамика положительная.
Класс\уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1 а класс
|
63%
|
33%
|
4%
|
2 а класс
|
71%
|
28%
|
1%
|
3 а класс
|
77%
|
22%
|
1%
|
4 а класс
|
84%
|
15%
|
1%
|
Динамика
|
положительная
|
Б) синтез как составление целого из частей
Диаграмма № 2 Б (синтез как составление целого из частей) показывает, что динамика положительная.
Класс\уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1 а класс
|
59%
|
36%
|
5%
|
2 а класс
|
67%
|
30%
|
3%
|
3 а класс
|
72%
|
26%
|
2%
|
4 а класс
|
82%
|
17%
|
1%
|
Динамика
|
положительная
|
В) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
Диаграмма № 2 В (выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов) показывает, что динамика положительная.
Класс\уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1 а класс
|
60%
|
36%
|
4%
|
2 а класс
|
68%
|
30%
|
2%
|
3 а класс
|
83%
|
16%
|
1%
|
4 а класс
|
95%
|
4%
|
1%
|
Динамика
|
положительная
|
Г) подведение под понятие, выведение следствий
Диаграмма № 2 Г (подведение под понятие, выведение следствий) показывает, что динамика положительная.
Класс\уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1 а класс
|
42%
|
52%
|
6%
|
2 а класс
|
55%
|
42%
|
3%
|
3 а класс
|
62%
|
37%
|
1%
|
4 а класс
|
68%
|
31%
|
1%
|
Динамика
|
положительная
|
Д) установление причинно-следственных связей
Диаграмма № 2 Д (установление причинно-следственных связей) показывает, что динамика положительная.
Класс\уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1 а класс
|
40%
|
51%
|
9%
|
2 а класс
|
47%
|
45%
|
8%
|
3 а класс
|
53%
|
43%
|
4%
|
4 а класс
|
69%
|
30%
|
1%
|
Динамика
|
положительная
|
Е) построение логической цепи рассуждений
Диаграмма № 2 Е (построение логической цепи рассуждений) показывает, что динамика положительная.
Класс\уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1 а класс
|
44%
|
50%
|
6%
|
2 а класс
|
51%
|
44%
|
5%
|
3 а класс
|
58%
|
39%
|
3%
|
4 а класс
|
73%
|
26%
|
1%
|
Динамика
|
положительная
|
Ж) доказательство
Диаграмма № 2 Д (доказательство) показывает, что динамика положительная.
Класс\уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1 а класс
|
42%
|
52%
|
6%
|
2 а класс
|
49%
|
47%
|
4%
|
3 а класс
|
62%
|
35%
|
3%
|
4 а класс
|
77%
|
28%
|
1%
|
Динамика
|
положительная
|
З) выдвижение гипотез и их обоснование
Диаграммы № 2 З (выдвижение гипотез и их обоснование) показывают, что динамика положительная.
Класс\уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1 а класс
|
8%
|
10%
|
82%
|
2 а класс
|
28%
|
30%
|
42%
|
3 а класс
|
30%
|
32%
|
38%
|
4 а класс
|
50%
|
32%
|
18%
|
Динамика
|
положительная
|
По выше указанным данным я делаю вывод, что апробация программы по формированию познавательных универсальных логических действий на заключительном этапе начальной ступени образования идет успешно, этому подтверждение высокие результаты в тестах и диагностике.
Карта мониторинга развития ключевых компетенций обучающихся
МБОУ СОШ № 41 г. Томска
Класс 4 А
№
|
Ф.И.
|
Часть 1
|
Часть 2
|
Часть 3
|
Итоговый балл
|
% выполнения
|
|
Баллы за выполнение заданий
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Бо
Же
но
ва Ксе
ния
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
36
|
97
|
2
|
До
рофеева Татьяна
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
-
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
34
|
92
|
3
|
До
Шо
ян Карапет
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
37
|
100
|
4
|
Де
Ми
дова Ирина
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
36
|
97
|
5
|
Ковалева Кристина
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
-
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
34
|
92
|
6
|
Ко
ма
нак Да
ниил
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
-
|
1
|
1
|
2
|
-
|
32
|
86
|
7
|
Ко
мяги
на Да
рья
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
34
|
92
|
8
|
Косарева Валерия
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
-
|
-
|
1
|
32
|
86
|
9
|
Лю
бен
ко Алёна
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
37
|
100
|
10
|
Ма
мон
тов Да
нила
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
-
|
-
|
31
|
84
|
11
|
Некра
сов Ярослав
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
-
|
1
|
-
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
-
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
32
|
86
|
12
|
Неустро
ев Александр
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
31
|
84
|
13
|
Оглезне
ва Алина
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
36
|
97
|
14
|
Паучко
ва Со
фья
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
-
|
1
|
1
|
33
|
89
|
15
|
Ра
Фи
кова Анаста
сия
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
-
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
36
|
97
|
16
|
Селявская Галина
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
-
|
-
|
1
|
2
|
31
|
84
|
17
|
Сугатов Фе
дот
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
-
|
2
|
-
|
1
|
1
|
2
|
31
|
84
|
18
|
Тон
ког
лаз Ма
рия
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
36
|
97
|
19
|
Трутнев Ни
кита
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
-
|
1
|
1
|
-
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
-
|
2
|
31
|
84
|
20
|
Циглер Наталья
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
-
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
36
|
97
|
21
|
Чёр
ный Бог
дан
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
-
|
2
|
1
|
-
|
1
|
2
|
33
|
89
|
22
|
Щерба
кова Евгения
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
37
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прим.: в разделы карты «часть 1», «часть 2», «часть 3» вносятся баллы за выполнение каждого задания. При отсутствии ответа ставится знак «-«
Оценка уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся 4 а класса МБОУ СОШ № 41 г Томска
Часть 1, вариант 1,2
№
задания
|
Контролируемые умения
|
Макс
балл
|
Кол-во ошибок
|
%
справившихся
|
1
|
Определение основной
темы текста
|
1
|
-
|
100
|
2
|
Нахождение информации, фактов,
заданных в тексте в явном виде
|
1
|
-
|
100
|
3
|
Умение выбирать утверждение,
соответствующее типу текста
|
1
|
-
|
100
|
4
|
Определение типа книги,
из которой взят текст
|
1
|
-
|
100
|
5
|
Восстановление последовательности
текста
|
1
|
1
|
95
|
6
|
Нахождение информации, фактов,
заданных в тексте в явном виде
|
1
|
-
|
100
|
7
|
Воспроизведение информации
не заданной в тексте
|
1
|
-
|
100
|
8
|
Систематизация элементов информации,
представленной в виде текста
|
2
|
3
|
86
|
9
|
Упорядочивание информации,
содержащейся в тексте
|
2
|
2
|
91
|
10
|
Высказывание простых оценочных суждений
на основе текста
|
2
|
4
|
82
|
Часть 2, вариант 1,2
№
задания
|
Контролируемые умения
|
Максимальный
балл
|
Кол-во ошибок
|
% справившихся
|
1
|
Соотносить величины, выраженные в одинаковых и разных единицах, выполнять арифметические действия в величинами; осуществлять прикидку результата действия или выполнять деление с остатком и округление результата
|
1
|
-
|
100
|
2
|
Соотносить величины, выраженные в одинаковых и разных единицах, выполнять арифметические действия в величинами; осуществлять прикидку результата действия или выполнять деление с остатком и округление результата
|
1
|
2
|
91
|
3
|
Соотносить величины, выраженные в одинаковых и разных единицах, выполнять арифметические действия в величинами; осуществлять прикидку результата действия или выполнять деление с остатком и округление результата
|
1
|
1
|
95
|
4
|
Соотносить величины, выраженные в одинаковых и разных единицах, выполнять арифметические действия в величинами; осуществлять прикидку результата действия или выполнять деление с остатком и округление результата
|
2
|
8
|
64
|
5
|
Осуществлять самостоятельную конструкторскую деятельность (с учетом возможностей применение разных геометрических фигур)
|
1
|
-
|
95
|
6
|
Планирование ход решений текстовой задачи, выбирать числовое выражение, соответствующее условию задачи
|
1
|
3
|
86
|
7
|
Проводить классификацию чисел, записывать общее свойство группы чисел
|
2
|
-
|
100
|
8
|
Разбивать фигуру на заданные части, опираясь на пространственные представления; находить периметр (площадь) фигуры, составленной из прямоугольников
|
2
|
1
|
95
|
9
|
Находить, понимать и использовать в практической ситуации информацию, представленную на диаграмме
|
1
|
1
|
95
|
10
|
Использовать информацию, представленную в разной форме (в виде текста и таблицы); при выборе решения проверять выполнение несколько условий
|
3
|
3
|
86
|
Часть 3, вариант 1,2
№
задания
|
Контролируемые умения
|
Максимальный
балл
|
Кол-во ошибок
|
% справившихся
|
1
|
Определять цель текста
|
1
|
5
|
77
|
2
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач
|
2
|
2
|
95
|
3
|
Осуществлять сравнение, сопоставление, сериацию и классификацию по заданным критериям
|
1
|
2
|
95
|
4
|
Делать на основе текста простой вывод (находить в тексте слова, его подтверждающие)
|
1
|
4
|
82
|
5
|
Заполнять таблицы по заданному тексту (преобразовывать информацию из одной формы в другую; упорядочивать информацию, содержащуюся в тексте)
|
2
|
7
|
68
|
6
|
Находить и интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Преобразовывать информацию из одной формы (текст) в другую (рисунок). Применять информацию в измененной ситуации.
|
2
|
9
|
59
|
Поисковая, исследовательская активность школьников имеет свой выход в следующей деятельности:
Коллективные проекты
|
Участие в общешкольных мероприятиях
|
Участие в конкурсах
(город, область, регион, Россия, международный)
|
Книга загадок
|
Праздник урожая (рисунки, букеты, поделки из природного материала) – 1 место
|
Областной конкурс «Марафон знаний» – 4 участника (2008 г.)
|
Что без чего не бывает
|
Конкурс классных уголков – 1 место
|
XIV областная выставка –конкурс «Зимний букет–2008» – 5 участников, сертификаты
|
Праздник Нового года
|
Конкурс творческих работ, посвященных 30-летию Музея истории народного образования Томска и Томской области – 1 место
|
Областной конкурс изобразительного искусства и прикладного творчества «Театральный калейдоскоп – 2007» – 8 участников, дипломы
|
Азбука вежливости
|
Мастерская Деда Мороза
(конкурсы на лучшее оформление класса и поделки к Новому году)
|
Участие в международных конкурсах – играх «Кенгуру» (39%), «Медвежо- нок»(16 %)
|
|
Участие в научно- практической конференции в рамках школьного проекта
«Проектно-исследовательская деятельность как средство обучения, развития и самореализации личности школьника» – 1, 2, 3 места
|
Областной конкурс «Марафон знаний» Занимательная логика и информатика
3- место Щербаков Евгения,
Комягина Дарья
2009-2010 уч.г
|
|
Сотрудничество с детским центром «Сатурн» – вокал 10 учащихся, прикладное искусство – 8 учащихся
|
Областной конкурс «Все работы хороши»
1-е место Циглер Наталья,
Тонкоглаз Мария;
3-место Рафикова Анастасия
2011 г.
|
«Сохраним наш удивительный мир»
|
Участие в научно- практической конференции в рамках школьного проекта
«Проектно-исследовательская деятельность как средство обучения, развития и самореализации личности школьника» – 2010 г. 1-е место Рафикова Анастасия, 2- е место Циглер Наталья;
2011 г2-е место Рафикова Анастасия, 2012 г. 1-е место Рафикова Анастасия, 2-е место Циглер Наталья
|
Областной конкурс «Любознайки»
2011 г
Циглер Наталья
(2 степень)
|
|
Общешкольный конкурс «Песня в солдатской шинели» к 65 – летию Великой Победы
2-е место
2010 г.
|
Межрегиональный конкурс- викторина
«Все работы хороши»
2011 г(3 участника)
Циглер Наталья
Тонкоглаз Мария (1 степень) Рафикова Анастасия (3 степень)
|
|
Общешкольный конкурс рисунков «Предупреждение. Спасение. Помощь».
3-место Циглер Наталья
2011 г.
|
Межрегиональный Фестиваль- конкурс «Королевство точных наук»
2011 г
Рафикова Анастасия призёр
|
|
Общешкольный конкурс чтецов «Моя Россия - моя страна!»
3-место Щербакова Евгения
2011 г.
1- место Ковалева Кристина
2012 г.
|
Межрегиональная Научно-практическая конференция школьников (ТГПУ)
«Я изучаю природу» Рафикова Анастасия призёр
Публикация в сборнике « Я изучаю природу»
|
|
|
VII Всероссийский дистанционный Марафон знаний: (2011 г)
§ «Окружающий мир»
§ «Занимательная математика»
§ «Литературное чтение»
«Математика» (5 участников) Тонкоглаз Мария (9 место)
|
|
|
VI Международная дистанционная олимпиада по Русскому языку
Рафикова Анастасия лауреат
|
|
|
Областной конкурс «Знай и люби свой край» (3 участника)
Рафикова Анастасия
Циглер Наталья
Комягина Дарья (1 степень)
|
|
|
Областная олимпиада учащихся 4 класса «Живое слово» ( 3 участника) Дошоян Карапет
Комягина Дарья (1 степень)
Рафикова Анастасия
(2 степень)
|
|
|
Областная олимпиада учащихся 4 класса «Знатоки литературы» (3 участника)
Дошоян
Карапет
(2 степень)
Оглезнева Алина
(2 степень)
|
|
|
Олимпиада учащихся 4 класса «Мир вокруг» (2 уч)
Оглезнева Алина (1 степень)
Комягина Дарья
(2 степень)
|
|
|
Олимпиада учащихся 4 класса по математике (3уч)
Рафикова Анастасия
Дошоян Карапет
Комягина Дарья (1 степень)
|
|
|
Межрегиональный конкурс-викторина по формированию ЗОЖ (5 уч)
Рафикова Анастасия
Циглер Наталья
Оглезнева Алина
Демидова Ирина (1 степень)
Трутнев Никита
(2 степень)
|
|
|
V областной ученический конкурс «Занимательная логика и информатика» (1 уч)
|
|
|
I областной ученический конкурс
«Химия вокруг нас» Боженова Ксения
(2 степень)
|
Участие в мероприятиях различного уровня за 2008 – 2012 учебные года.
Достижения обучающихся в мероприятиях различного уровня
Для эффективной организации такого обучения, где во главу угла поставлено создание фундамента формирования универсальных учебных действий, я, как учитель, тоже повышаю свой профессиональный и творческий потенциал.
Уровень представление опыта
|
Тема
|
Результат
|
Дата
|
Областная конференция
|
Современные подходы к изучению русского языка и литературного чтения в УМК «Начальная школа XXI века»
|
доклад
|
22.03.07
|
Городской семинар
|
Возможности современного курса математики для развития познавательных и творческих способностей младших школьников
|
доклад
|
21.11.07
|
Областные курсы повышения квалификации
|
Модернизация естественно- математического образования в начальной школе
|
доклад
|
26.02.08
|
Публикации
|
Внедрение УМК нового поколения в начальной школе
(из опыта работы педагогов Томской области)
|
статья
|
2008
|
IV региональный Фестиваль медиауроков с компьютером
(публикация медиаурока в сборнике «Фестиваль медиауроков + в электроном виде)
|
Повышение квалификации работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ- компетентности
|
авторский материал
(II категория)
|
2008
|
Областная творческая группа по внедрению УМК «Начальная школа XXI века»
|
Распространение опыта
|
мастер-класс
|
2008
|
Областные курсы повышения квалификации учителей начальных классов Томской области
|
Распространение опыта
«Формирование логических УУД в начальной школе»
|
Выступление
|
2011
|
VII Региональный Фестиваль Медиауроков 2011 года среди образовательных учреждений г.Томска и Томской области, а также регионов Сибири и Дальнего Востока
|
Разработка и создание авторского материала по теме: « Виталий Бианки «Ёж-спаситель»
|
Авторский материал
|
2011
|
Участник рабочей группы составителей и рецензентов и измерительных материалов (по русскому языку) для 4-х классов в рамках региональных мониторинговых исследований
|
Материалы для регионального мониторинга качества образования (по русскому языку)
|
Авторский материал
|
2011
|
Областной семинар для слушателей курсов повышения квалификации
|
«Актуальные вопросы введения ФГОС начального общего образования»
|
Доклад «Оценка качества образовательного процесса»
|
2012
|
Резюме.
Целью данного проекта - создание условий для формирования универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.
Для достижения цели были поставлены ряд задач:
· повысить уровень сформированности контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников через апробацию примерной программы формирования универсальных учебных действий В.Ф. Паламарчук.
Вывод: результаты мониторинга показывают высокий уровень сформированности контрольно-оценочной самостоятельности. Задача выполнена.
Рекомендации: продолжать данную работу в среднем звене; выстроить линию преемственности с учителями предметниками; отслеживать и корректировать результаты.
· разработать единые памятки для отработки универсальных логических учебных действий: выделения главного, сравнения, обобщения.
Вывод: памятки разработаны и апробированы (смотри приложение к проекту).
Рекомендации: данную работу продолжить.
· разработать систему критериев и показателей формирования универсальных логических действий на межпредметном уровне.
Вывод:система критериев разработана (смотри приложение к проекту).
Рекомендации: работать по данной системе, результаты оформлять в портфолио каждого ученика.
· разработать инструментарий и систему мониторинга для определения уровня сформированности универсальных учебных действий.
Вывод: инструментарий и система мониторинга разработаны.
Рекомендации: работать по данной системе.
· развивать поисковую исследовательскую активность младших школьников.
Вывод: по итогам поисково-исследовательская активность младших школьников высокая.
Итог: рабочая гипотеза - формирование универсальных учебных действий будет ключевым условием в учебном процессе, если будет развита поисково-исследовательская активность, самостоятельность школьников, то успешность в усвоении учебного материала будет более высокой, предпосылки для дальнейшего перехода к самообразованию будут созданы, что обеспечит способность ученика к овладению компетентностью «уметь учиться» - подтвердилась.
Информационные источники.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя.- М.Просвещение. 2008.
Психология личности. Культурно- историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007
2. Программа развития универсальных логических действий для предшкольного и начального общего образования
3. Памарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М. Просвещение. 1978.
4. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе» ТОИПКРО, экспериментально-инновационный отдел, сост. Т.В. Седнева
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология
6. Чутко Н.Я. Учебная деятельность знакомая и незнакомая.
Формирование учебной деятельности в начальной школе.
Основные направления педагогической работы по формированию учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков.
Чтобы не дремали мысли
7. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте - М.: Педагогика 1984.
8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1962.
9. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника- М.: Педагогика, 1989.
10. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьников в связи с обучением - М.: Педагогика 1984.
11. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения - М.: ИНТЕРО, 1996.
12. Гузеев В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления.
13. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования/
|