Submitted by Наталия Викторовна Стехина on пн, 15/04/2013 - 22:31
Ход урока:
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Учитель: Ребята, мы продолжаем тему четверти «Что стало бы с музыкой если бы не было литературы».,
(Слайд 1)
На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?
Ученики:Басня
Учитель:Кто написал эти басни?
Учитель:Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни- Ива́н Андре́евич Крыло́в.
(Показ портрета И.А.Крылова)
Учитель:Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу.
(Слайд 2)
Архивариус:Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
Учитель:Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.
Учитель:Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях» (запись на доске)
Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение:
(Слайд 3)
Дуэт + квинтет - трио = ? /квартет/
Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.
Учитель:Что такое квартет?
(Слайд 4)
Архивариус:Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.
Учитель:Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.
Учитель: Да верно,но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.
Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.
Учитель читает фрагмент басни.
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл
Да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет…
Анализ фрагмента.
Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.
Презентация «Квартет»
Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?
Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.
Учитель: Кто участвует в басне?
Просмотр мультфильма “Квартет”.
Анализ басни.
Учитель:Какую роль играет музыка?
Учитель:С какой целью она здесь использована.
Ученики:Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
Учитель:Какая музыка по характеру?
Учитель:Может у такой музыки быть композитор?
Учитель:В чем мораль сей басни?
Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель:А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю послушать фрагмент музыки.
Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин
Учитель:Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.
Учитель:При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.
Слушание “Квартет” А.П.Бородин
Анализ музыкального произведения.
Ответы детей.
Учитель:Как звучала музыка?
Ученики:Медленно, тихо, протяжно, нежно
Учитель:Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики:Скрипка, виолончель – струнный квартет
(Слайд 6)
Учитель:Кто исполнял эту музыку?
Ученики:Инструментальный ансамбль
Архивариус:Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет.
Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет.
Учитель:Квартет № 2- это произведение программное, камерное, то есть в его основе лежит программа: состоит из 4 частей. Каждая часть имеет своё название. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”
Архивариус: Камерная музыка- музыка предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей ( от латинского camera- комната). Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.
Учитель:Кто же написал эту красивую музыку? Узнаем, сделав следующее задание, но сначала мы немного отдохнём.
Динамическая пауза:
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
Учитель: Теперь я думаю, вы зарядились энергией и готовы выполнить задание
Викторина
На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку. На обратной стороне слоги /Бо/, /ро/, /дин/.
1. «Гайдар шагает впереди»
2. «Колыбельная царевны Волховы»
3. «Четыре таракана и сверчок»
Учитель:Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик.
(Показ портрета А.П.Бородина)
Архивариус: Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербургев 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейтеи фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.
Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Учитель:Глядя на портрет, что вы можете сказать о композиторе как о человеке?
В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.
Учитель: Ребята, как вы думаете И.А. Крылов имел какое-либо отношение к музыке? Действительно, Крылов бал хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминали, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.
Учитель:Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (скрипка)
(Слайд 7)
Учитель:Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?
Ученики:«Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.
Учитель:Давайте, исполним песню.
(Слайд 8)
Исполнение песни «Волшебный смычок»
Учитель:Ребята, у вас на столах есть тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко справитесь. Прошу вас внимательно прочитать и выбрать верный ответ.
Диагностика обученности (тесты).
Чтение басни «Посвящается Крылову»
Итог урока:
Учитель:И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе?
Ученики:Музыка обогащает литературу.
Учитель:Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.
Домашнее задание:Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урокаили составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет».