Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Музыка - главный герой басни"

Submitted by Наталия Викторовна Стехина on пн, 15/04/2013 - 22:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Стехина Наталия Викторовна
Место работы, должность: 
МБОУ "Покрово - Пригородная СОШ" учитель музыки и мировой художественной культуры
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

       На примере басни Крылова "Квартет" определить роль музыки в литературном жанре "басня"

         Познакомить с творчеством А.П.Бородина.

      Закрепить понятие "квартет".

 

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Программы общеобразовательных учреждений "Музыка" 1 - 8 класс под редакцией Д.Б.Кабалевского (обновлённая) Москва "Просвещение" 2006 год.

Используемая методическая литература: 

Смирнова Э.Русская музыкальная литература под ред Поповой Т.В. - М.: изд-во "Музыка", 1974.

Музыка и живопись для детей. СD-ROM.- М., 2002.

Васина-ГроссманВ. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр.

Используемые ЦОР: 

http://muzin.ru/

http://www.classic-music.ru/

Краткое описание: 
Урок посвящен взаимосвязи литературы и музыки.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

  Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, мы продолжаем тему четверти «Что стало бы с музыкой если бы не было литературы».,

                                        (Слайд 1) 

На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?

Ученики:Басня

Учитель:Кто написал эти басни?

Учитель:Известный великий русский поэт, работавший в жанре басниИва́н Андре́евич Крыло́в.

(Показ портрета И.А.Крылова)

Учитель:Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу.

                                         (Слайд 2)

Архивариус:Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Учитель:Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.

Учитель:Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях» (запись на доске)

Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение:

   (Слайд 3)

Дуэт + квинтет - трио = ?  /квартет/

Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.

Учитель:Что такое квартет?

                                                  (Слайд 4)

Архивариус:Слово  квартет  произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

Учитель:Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.

Солобуду петь один,

А дуэт с товарищем.

Триос Сашей будем петь,

Нам двоим не справиться.

А квартет весёлый звонкий

Будем вместе петь с Алёнкой.

Учитель:Приведите примеры квартетов.

Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.

Учитель: Да верно,но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.

Учитель читает фрагмент басни.

Проказница Мартышка, Осёл, Козёл

Да Косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет…

Анализ фрагмента.

Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.

Презентация  «Квартет»

Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?

Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.

Учитель: Кто участвует в басне?                 

        Просмотр мультфильма “Квартет”.

Анализ басни.

Учитель:Какую роль играет музыка?

Учитель:С какой целью она здесь использована.

Ученики:Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.

Учитель:Какая музыка по характеру?

Учитель:Может у такой музыки быть композитор?

Учитель:В чем мораль сей басни?

Ученики:  Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.

Учитель:А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю послушать фрагмент музыки.

Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Учитель:Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

Учитель:При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.

Слушание “Квартет” А.П.Бородин

Анализ музыкального произведения.

Ответы детей.

Учитель:Как звучала музыка?

Ученики:Медленно, тихо, протяжно, нежно

Учитель:Звучание  каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики:Скрипка, виолончель – струнный квартет

                                                          (Слайд 6)

Учитель:Кто исполнял эту музыку?

Ученики:Инструментальный ансамбль

Архивариус:Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал  он над ним в течение 2 лет.

Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет.

Учитель:Квартет № 2- это произведение программное, камерное, то есть в его основе лежит программа: состоит из 4 частей. Каждая часть имеет своё название. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”

Архивариус:      Камерная музыка- музыка предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей ( от латинского camera- комната).  Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического  характера.

Учитель:Кто же написал эту красивую музыку? Узнаем, сделав следующее задание, но сначала мы немного отдохнём.

Динамическая пауза:

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

(Дети  садятся за парты.)

Учитель: Теперь я думаю, вы зарядились энергией и готовы выполнить задание

                                          Викторина

На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку. На обратной стороне слоги  /Бо/, /ро/, /дин/.

1.   «Гайдар шагает впереди»

2.   «Колыбельная царевны Волховы»

3.   «Четыре таракана и сверчок»

 Учитель:Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич      Бородин -  русский композитор и учёный-химик.

(Показ портрета А.П.Бородина)

Архивариус: Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербургев  1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейтеи фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Учитель:Глядя на портрет, что вы можете сказать о композиторе как о человеке?

Ученики:  Добрый - жизнерадостный – влюбленный - мужественный....

Учитель:Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

Ученики:Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.

В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

Учитель: Ребята, как вы думаете И.А. Крылов имел какое-либо отношение к музыке? Действительно, Крылов бал хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминали, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

Учитель:Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит … (скрипка)

                                           (Слайд 7)

Учитель:Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики:«Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учитель:Давайте,  исполним песню.

                                       (Слайд 8)

Исполнение песни «Волшебный смычок»

Учитель:Ребята, у вас на столах есть тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко справитесь. Прошу вас  внимательно прочитать и выбрать верный ответ.

Диагностика обученности  (тесты).

                  Чтение басни «Посвящается Крылову»

 Итог урока:

Учитель:И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в  литературе?

Ученики:Музыка обогащает литературу.

Учитель:Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.                                  

Домашнее задание:Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урокаили составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет».

Прикрепленный файл Size
квартет.ppt 1.12 MB
Музыка в баснях.pptx 648.8 KB
тест.docx 16.49 KB
урок.docx 39.46 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн