Submitted by Наталья Васильевна Дьякова on пн, 15/04/2013 - 05:07
Раздел: "В музыкальном театре"
Тема: "Волшебная палочка дирижера"
Цель урока: - формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, об особой роли дирижера в театре, его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития обучающихся в рамках урока.
Задачи:
повысить компетентность обучающихся в вопросах музыкального искусства:
- через углубленное представление обучающихся о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;
- через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.
- пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
- развивать навыки импровизации и творчества.
Основные понятия, изучаемые на уроке: дирижер, дирижерские жесты, партитура, тембр, оркестр, оркестровая яма.
Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?
Дети: В музыкальном театре.
Учитель: Что такое музыкальный театр?
Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир добрых и злых волшебников, мир в котором живёт музыка.
Звучит песня «Живут волшебники на свете», муз. Ю.Полухина, ст. М.Пляцковского
Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.
Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?
Дети: Оперы и балеты.
Учитель: Что такое опера?
Дети: Опера - это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?
Дети: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».
Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?
Дети: С персонажами балета «Золушка».
Учитель: Молодцы.
2). Объяснение нового материала.
Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.
В каждом крупном городе России и мира есть театр оперы и балета.
В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
Учитель: А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.
Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)
Учитель: А кто исполнил эту музыку?
Дети: Исполняют музыкальные инструменты.
Учитель: Ребята, мы говорим с вами сегодня о музыке в музыкальном театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на экране).
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? Прием «Шаг за шагом»
Дети: На фотографии изображён оркестр.
Учитель: Что такое оркестр?
Дети: Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных типах инструментов.
Учитель: Посмотрите на экран.
А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок?
Дети: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.
Учитель: Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?
Дети: Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно.
Учитель: Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…
Дети: Палочку.
Учитель: Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?
Дети: Дирижер.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: Правильно, во главе оркестра стоит дирижёр.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, на которой находится партитура, в партитуре расписаны все партии инструментов оркестра, дирижер помогает музыкантам и певцам выступать согласовано. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого эффекта.
Давайте посмотрим на работу дирижера.
(Видеофрагмент звучания симфонического оркестра).
http://www.youtube.com/watch?v=7tk-z3HsKC4
Учитель: : А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов.
( Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик»)
Учитель: А сейчас мы послушает другой фрагмент из балета «Щелкунчик»
Давайте попробуем изобразить музыку с помощью жестов. Какие они будут
Дети: Мягкие, плавные…
Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?
Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.
Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.
Учитель: А теперь представьте себе, что наш класс – это оркестр. / Игра «Дирижер». Выбирается один ученик – дирижер, другие учащиеся играют на детских музыкальных инструментах. Весь класс играет под музыкальную фонограмму, а тот, на кого укажет дирижер, поднимается и четко проговаривает:/ «Я сейчас солист в оркестре, а потом играем вместе». Прием – «Я-дирижер»
Учитель: Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой. Ее называют оркестровая яма.
Посмотрите еще на оркестр, много в нем инструментов?
Дети: Много.
Учитель: А зачем так много
Дети: Чтобы было громко.
Учитель: Не только. У каждого инструмента своя окраска голоса – тембр. Он играет ту же роль, что и краски в изобразительном искусстве. Послушайте голоса четырех инструментов – флейты, трубы, скрипки, барабана – и выберите для каждого свой цвет. Учтите, что цвет одного и того же инструмента у многих будет своим, не похожим на других. Это потому, что мы с вами тоже непохожи друг на друга. (Работа в группах. Прием «Послушать-сговориться-обсудить)
(Учащиеся слушает фрагменты звучания инструментов и подбирают к ним необходимый цвет).
Учитель: Молодцы. Вы справились с заданием. Я думаю – что оркестр – это дружный коллектив. Давайте выучим и споем песню о дружбе.
(Звучит «Песня друзей», муз. Г.Гладкова, ст. Ю.Энтина)
3. Заключение.
Рефлексия для обучающихся:
Продолжи фразу
Я узнал, что…
Я не думал, что…
Я заинтересовался(лась)…
Я обязательно…
Мне понравилось…
Выставление оценок.
Домашнее задание: Составить кроссворд или вопросы для викторины по теме:«Музыкальный театр. Волшебная палочка дирижера».
На: Волшебная палочка дирижера
Интересный урок! Спасибо!
Старова Надежда Петровна