Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Волшебная палочка дирижера

Фото пользователя Наталья Васильевна Дьякова
Submitted by Наталья Васильевна Дьякова on пн, 15/04/2013 - 05:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дьякова Н.В.
Место работы, должность: 
Филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Новокленское учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

- формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, об особой роли дирижера в театре,  его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития обучающихся в рамках урока.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
13
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.

Используемая методическая литература: 

Методика работы с учебниками «Музыка» :1-4 кл.: Пособие для учителя /Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010. – 207с.

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: ТЕРРА, 1996. – 176 с.

Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008. – 288с.- (Мастерская учителя).

Используемое оборудование: 

Синтезатор

Компьютер

Мультимедийный проектор

презентация

Детские музыкальные инструменты: бубны, трещотки, ложки, треугольник, маракасы.

Карточки и изображением  музыкальных инструментов

Краткое описание: 
Урок проводится во втором классе в III четверти, раздел «В музыкальном театре». Урок посвящен музыкальному театру, работе дирижера, его роли в оркестре.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Раздел: "В музыкальном театре"

Тема: "Волшебная палочка дирижера"

Цель урока: - формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, об особой роли дирижера в театре,  его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития обучающихся в рамках урока.

Задачи:

    повысить компетентность обучающихся в вопросах музыкального искусства:

- через углубленное представление обучающихся о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;

- через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.

- пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.

- развивать навыки импровизации и творчества.

Основные понятия, изучаемые на уроке: дирижер, дирижерские жесты, партитура, тембр, оркестр, оркестровая яма.

Ход урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания. Музыкальное приветствие.

2. Основное содержание урока

1). Повторение темы прошлого урока.

Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно.

(Звучит фрагмент песни «Где водятся волшебники»)

Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?

Дети: В музыкальном театре.

Учитель: Что такое музыкальный театр?

Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир добрых и злых волшебников, мир в котором живёт музыка.

Звучит песня «Живут волшебники на свете», муз. Ю.Полухина, ст. М.Пляцковского

Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.

Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?

Дети: Оперы и балеты.

Учитель: Что такое опера?

Дети: Опера - это музыкальный спектакль, в  нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?

Дети: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».

Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?

Дети:  С персонажами балета «Золушка».

Учитель: Молодцы.

2).  Объяснение нового материала.

Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

В каждом крупном городе России и мира есть театр оперы и балета.

В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

     Учитель: А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.

Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)

Учитель: А кто исполнил эту музыку?

Дети: Исполняют музыкальные инструменты.

Учитель: Ребята,  мы говорим с вами сегодня о музыке в музыкальном театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на экране).

Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? Прием  «Шаг за шагом»

Дети: На фотографии изображён оркестр.

Учитель: Что такое оркестр?

Дети:  Оркестр – это коллектив музыкантов,  играющих   на различных типах инструментов.

Учитель: Посмотрите на экран.

А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок?

Дети: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.

Учитель: Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?

Дети: Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно.

Учитель: Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…

Дети: Палочку.

Учитель: Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит,

Палочка застынет,

 И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет,

 Кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как  музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

Дети:  Дирижер.

Учитель: Кто такой дирижёр?

Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра. 

Учитель: Правильно, во главе оркестра стоит дирижёр.

Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?

Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, на которой находится партитура, в партитуре расписаны все партии инструментов оркестра, дирижер  помогает музыкантам и певцам выступать согласовано. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого эффекта.

Давайте посмотрим на работу дирижера.

(Видеофрагмент звучания симфонического оркестра).

http://www.youtube.com/watch?v=7tk-z3HsKC4

Учитель: : А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов.

( Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик»)

Учитель: А сейчас мы послушает другой фрагмент из балета «Щелкунчик»

Звучит «Адажио» из балета «Щелкунчик»

http://www.toliyatty.ru/video/detskie-multfilmi/chajkovskij-shelkunchik-adazhio-tchaikovsky-the- nutcracker-adagio.html                          

Давайте попробуем изобразить музыку с помощью жестов. Какие они будут

 Дети: Мягкие, плавные…

Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?

Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.

Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.

Учитель: А теперь представьте себе, что наш класс – это оркестр. / Игра «Дирижер». Выбирается один ученик – дирижер, другие учащиеся играют на детских музыкальных инструментах. Весь класс играет под музыкальную фонограмму, а тот, на кого укажет дирижер, поднимается и четко проговаривает:/ «Я сейчас солист в оркестре, а потом играем вместе». Прием – «Я-дирижер»

Учитель: Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой. Ее называют оркестровая яма.

Посмотрите еще на оркестр, много в нем инструментов?

Дети: Много.

Учитель: А зачем так много

Дети: Чтобы было громко.

Учитель: Не только. У каждого инструмента своя окраска голоса – тембр. Он играет ту же роль, что и краски  в изобразительном искусстве. Послушайте голоса четырех инструментов – флейты, трубы, скрипки, барабана – и выберите для каждого свой цвет. Учтите, что цвет одного и того же инструмента у многих будет своим, не похожим на других. Это потому, что мы с вами тоже непохожи друг на друга. (Работа в группах. Прием «Послушать-сговориться-обсудить)

(Учащиеся слушает фрагменты  звучания инструментов и подбирают к ним необходимый цвет).

Учитель: Молодцы. Вы справились с заданием. Я думаю – что оркестр – это дружный коллектив. Давайте выучим и споем песню о дружбе. 

(Звучит «Песня друзей», муз. Г.Гладкова, ст. Ю.Энтина)

3. Заключение.                                            

Рефлексия для обучающихся:

Продолжи фразу

Я узнал, что…

Я не думал, что…

Я заинтересовался(лась)…

Я обязательно…

Мне  понравилось…

Выставление оценок.

Домашнее задание: Составить кроссворд или вопросы для викторины по теме:«Музыкальный театр. Волшебная палочка дирижера».

Прикрепленный файл Size
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ.pptx 1.72 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Надежда Петровна Старова

На: Волшебная палочка дирижера


Интересный урок! Спасибо!smiley

Старова Надежда Петровна



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн