Submitted by Елена Владимировна Рысцова on вс, 14/04/2013 - 23:57
Что значит современный урок в музыке?
Цель: Развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «современность» в музыке.
Задачи образовательные: формирование понятий «современность в музыке», «качество музыки», умение определять в дальнейшем звучание «Токкаты и фуги» И.-С.Баха; расширение знаний о творчестве И.-С. Баха.
Задачи развивающие: развитие образной памяти на классическую музыку, в частности на стиль музыки И.С. Баха; логического ассоциативного мышления; гибкости и быстроты мышления; овладение вокально-хоровыми навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения.
Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки. Эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.
Структура урока:
* организационный момент;
* объяснение нового материала в форме творческих заданий;
* закрепление изученного материала;
* диагностика
* оценивание
Виды деятельности учащихся:
· выполнение творческих заданий
· слушание
· вокально-хоровая работа.
Методы обучения: обобщение; словесный; наглядно-слуховой; анализ; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуаций.
Ход урока
I. Приветствие в форме вокализации учителем: «Здравствуйте, ребята» и двухголосного ответа учащихся: «Здравствуйте».
Учитель. Вы уже имеете большой опыт общения с музыкой, потому вам будет несложно определить композитора следующего произведения и проанализировать его образный строй, характер и те мысли, которые хотел этот композитор донести до нас. (Прием - "ассоциативная сеть")
II. Слушание «Токкаты и фуги ре-минор» И.-С. Баха (7 минут)
Учитель. Итак, стиль музыкального произведения указывает на имя какого композитора?
Учащиеся. Иоганна Себастьяна Баха.
Учитель. Почему вы так решили?
Учащиеся. Потому что звучит орган; полифонический характер звучания во II части.
Учитель. Но для органа в полифоническом складе (форма фуги) сочиняли многие композиторы, никто, кроме Баха, не достигал такого высочайшего совершенства музыки в этом роде. Теперь поговорим о характере, образах музыки, об идеях, которые хотел передать И.-С. Бах.
Учащиеся дают различные ответы, на основании которых учитель, несколько корректируя, делает вывод о величественности, огромной жизненной силе, вселяющей в человека свободу дыхания, глубину чувств и мыслей, желание гордо, с высоко поднятой головой идти вперед, к достижению высоких жизненных идеалов. Музыка Баха, глубоко человечная, полная небывалой до него в музыке эмоциональной силы, вступала в резкое противоречие с господствующими в ту пору сухими нормами средневековой церкви.
Учитель. Вам сложно было воспринимать эту музыку, понятна она вам?
Учащиеся. Воспринимать легко, музыка понятна.
Учитель. Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана три века назад. В связи с этим предлагаю вам письменно выполнить следующее задание: составить логическую цепочку или несколько ее вариантов для ассоциативного перехода через три-четыре промежуточных понятия от слова «современность» к слову «Бах». Возможно обратная последовательность: «Бах – современность».
За более оригинальную, интересную цепочку я поставлю оценку, также оценю того, кто придумает больше вариантов последовательного перехода (Прием - "пропущенное слово").
На выполнение работы дается 5 минут
Учащиеся придумывают варианты логического перехода и записывают их.
Пример нескольких ответов:
Современность – жизнь; жизнь – красота; красота – музыка; музыка – Бах.
Современность – мир; мир – вечность; вечность – Бах.
Учитель. Исходя из ваших вариантов логических цепочек, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на временную отдаленность Баха и его музыки от нас, мы можем рассматривать этого композитора как актуального, современного. Воспитывающего глобальные, вечные, глубокие темы жизни, счастья, человеческого достоинства, силу духа, право на равенство.
Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как вы думаете, как она будет звучать?
Учащиеся составляют несколько предложений и с помощью учителя называют тему: «Что значит современность в музыке?» (Прием - "необъявленная тема")
Учитель. Мы будем рассматривать понятие «современность в музыке» как актуальность, значительность и на сегодняшний день музыкальных образов, тем, идей. Итак, современные течения, направления музыки, которые привлекают нас сегодня. Мы будем говорить о вашей любимой музыке; но прежде чем перейти к современности во втором ее значении, необходимо остановиться на таких понятиях, как «мода» и «вкус». Для этого предлагается выполнить упражнение «Ассоциативные гроздья». Вы должны к этим словам подобрать как можно больше различных понятий, ассоциаций, которые нам помогли разобраться в их разных смысловых значениях. Затем назовите современные группы или исполнителей, отвечающих понятиям «мода» и «вкус» (Прием – "сближение понятий").
Примеры работы учащихся.
1. «Мода» - непохожесть, яркость, современный ритм жизни, дискотека, мелирование (особенность окрашенных волос), спандекс (модный материал), «Мумий Тролль», «Блестящие»…
После прослушивания нескольких ответов учитель делает вывод, что мода не всегда соответствует вкусу и, чтобы уметь разобраться в потоке современной музыки, нам необходимо знание классики как образца и эталона подлинного вкуса.
Мода – обычное явление в ранних областях жизни, но мода должна корректироваться подлинным вкусом. То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой, - зыбко, преходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному, в музыке в том числе.
Учитель предлагает послушать песню С. Намина, которую учащиеся наверняка узнают и определят ее общее настроение и идею.
III. Слушание песни «Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина, слова И. Шаферана (3 минуты).
Учащиеся после прослушивания обмениваются впечатлениями, характеризуют песню, как светлую, добрую, яркую, душевную, воспитывающую идею счастья, дружбы, верности, человеческого тепла и стремления через все невзгоды к своей цели.
(Прием - "мозговой штурм")
IV. Разучивание в песни «Мы желаем счастье вам» второго голоса в припеве, вокализация на «ду» (7 минут).
V. Диагностика: чтобы сделать вывод о знаниях, полученных на сегодняшнем уроке, просим на листочке каждого учащегося самостоятельно дать ответ на вопрос нашего урока: «Что значит современность в музыке?». Желательно, чтобы были приведены примеры. (Листочки собираются для оценивания.)
(Прием - "интеллект-карт")
VI. Домашнее задание: написать в тетради, какие композиторы прошлого и их произведения, на ваш взгляд, современны и на сегодняшний день.
Критериями оценивания будут активность учащихся на уроке, количество правильных ответов, качество выполнения творческих заданий: быстрота, оригинальность и многовариантность первого; логика, меткость определений во втором задании, проверки содержания письменной работы (диагностики).