Submitted by Тамара Васильевна Топильская on вс, 14/04/2013 - 02:49
Разработка урока с применением интерактивных методик
Урок изобразительного искусства
Тема: "Древнерусские воины-защитники"
Класс: 4 класс
Цель: познакомить учащихся с образом древнерусского воина -богатыря, с особенностями его воинских доспехов.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с образом древнерусского воина- богатыря, с особенностями его воинских доспехов;
Развивающие: развивать навыки изображения воинских доспехов средствами художественной выразительности; развивать эмоциональное , эстетическое , образное восприятие, творческие способности;
Воспитательные: воспитывать чувства гражданстенности, патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской земле.
Ход урока
I. Организационный этап. (2мин.)
Добрый день, прошу внимания:
Рассмотрим описание
Внешнего образа и подвигов
Героев народных.
II. Актулизация знаний. (3мин.)
Приём "Постановка проблемы".
слайд: поговорки
"Славна богатырями земля руссакя"
Не родом богатырь славен, а подвигом"
Не тот богатырь , что гири поднимает, а тот, что врага одолевает"
Вопрос:
- Что их объединяет ? (они о защитниках русской земли)
- Кого на Руси называли защитниками? (богатырей)
Именно о богатырях и пойдет у нас сегодня речь.
III. Изучение нового материала
слайд:
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)
- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Её просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Именно тогда сложились в русском народе представления о русских богатырях, воспетых в былинах.
- Кто же такие богатыри? (ответы детей)
- Значение слова "богатырь" лучше всего даст словарь
слайд: Богатыри (от др.-тюрк. багатур-храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.
- Да, герои былин - богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек - невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.
Просмотр фрагмента из мульфильма " Лебеди Непрядвы"
-Обратите внимание, как выглядят богатыри, как одеты (анализ фильма)
- Дайте словесный портрет богатыря.
- Что можно сказать о характере воинов? ( непоколебимый, сильный духом, отважный).
- Какая у них внешность? ( крепкое телосложение , строгое лицо, длинные волосы, усы, борода).
- Как они одеты? ( Кольчуга, шлем, щит, меч, копьё) .
слайд:
- Посмотрите, как себе представляют образ богатырей художники П.Корин "Александр Невский и В.Васнецов "Богатыри"
IV. Знакомство с воинским снаряжением.
Учащиеся рассматривают репродукции картин, рассказывают о снаряжении русских воинов:
- Кольчуга надевалась поверх обычной рубахи, она имела боковые разрезы .....
- Кожаная рубашка с нашитыми на неё ....
- Остроконечнй шлем в форме луковицы, со спадающей на плечи .....
- Оружие: щит, меч, копьё, лук со стрелами, топ ....
Учитель дополняет рассказ детей о форме щитов, о доспехах, о шлемах и другой одежде воина-богатыря.( Показ слайдов)
Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило оберегом.
V. Контроль знаний.
Приём "Ситуационные задачи"
Задание 1
Найти на рисунке древнерусских воинов и помочь им выбрать оружие из предметов, представленных на карточках.
- А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему?
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время?
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
Где их можно встретить?( Пограничники, пожарники, космонавты, врачи и т.д.)
- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.