Submitted by Любовь Александровна Верина on вс, 03/05/2009 - 19:52
ЦЕЛЬ: Провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года.
ЗАДАЧИ: 1. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.
2.Формирование исследовательских умений:
проводить наблюдения;
работать с дополнительной литературой;
выдвигать гипотезу и делать выводы;
представлять результаты исследовательской работы;
3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
1. Оргмомент.
- Ребята, сегодня, у нас необычный урок: мы будем учиться проводить исследование. Такой работой обычно занимаются учёные. А вы хотите попробовать? Хорошо, как говорят в народе«Была бы охота – будет ладиться работа»(вывесить на доске). С нами , как всегда, будут Муравей Вопросик и Мудрая Черепашка. Муравьишка хочет узнать, как птицам перезимовать? Давайте поможем ему решить эту проблему. Я предлагаю вместе подумать, посмотреть в книгах, ответить себе, понаблюдать, посмотреть в компьютере. Это будут наши методы исследования.
На доске таблички с методами исследования:
«подумай»
«посмотри в книгах»
«задай вопрос самому себе»
«понаблюдай»
«посмотри в компьютере»
- Для успешной работы мы разбились на 3 группы. Каждая группа получает папку исследователя, куда вы будете собирать нужную информацию (раздаются папки).
-Я желаю вам всем успеха!
2. Работа в Рабочих тетрадях.
«ПОНАБЛЮДАЙТЕ»
- Самое главное в исследовании, это умение всё замечать, т.е. наблюдать и записывать. Вот и мы с вами сейчас понаблюдаем.
- Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему вы так думаете?
- Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках, пословицах.
- Вспомните, какие стихи вы знаете о зимних месяцах.
1. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
2. В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
3. Вы не сердитесь на январь ненастный
На самый главный месяц холодов:
Чтоб было всё по-зимнему прекрасно
Он много приложил своих трудов.
4. Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
5. Месяц зимний,
Месяц снежный
Открывает первым год,
И со снегом и морозом
В гости к нам январь идёт.
6.Февраль гуляет на дворе
И щиплет уши детворе,
И красит щёки до красна.
Уйдёт февраль – придёт весна.
- А какой месяц на дворе?
- Какое сегодня число? Какой день недели? Какая сегодня погода, расскажите что вы наблюдаете?
- Откроем ваши научные дневники и запишем ваши наблюдения.
(Дети в тетрадях, а учитель на доске записывает) :
ВТОРНИК погода число и месяц
3.Подготовительная работа.
«ПОДУМАЙТЕ»
- Мы продолжаем наше исследование, и я предлагаю вам «подумать».
- Почему зимой нелегко приходится птицам. Через загадки и пословицы попробуем в этом разобраться. Подберите загадки и пословицы о зимних месяцах:
1группа – о декабре, 2группа – о январе, 3группа – о феврале. (Всем раздаётся заранее подготовленное задание).
Загадки:
Найдите загадку о своем месяце и прочитайте ее классу:
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год(Декабрь).
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели на деревню налетели. По ночам мороз силён, днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?(Февраль).
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь в воду – упадёт не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это?(Январь).
Пословицы и поговорки:
Вставьте нужное название месяца в пословицу, найди свою пословицу и прочитай ее классу:
Декабрь зиму начинает, а год кончает.
Декабрь – хвостик года.
Январь – году начало, зиме – середина.
Январь – носик года.
Февраль – хвостик зимы.
Февраль зиму замыкает – весне дорогу показывает.
ВЫВОД: Зимой холодно, часто бывают морозы, вьюги, метели. Снег покрывает землю, на реках лёд.
- Представьте себе, что вы стали зайчиками. Покажите, как трудно зайцам зимой?
4. Физкультминутка.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. 1, 2, 3,4,5 надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. 1, 2, 3, 4,5 надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал,
Зайка прыг и ускакал.
5. Объяснение нового материала.
- А птички намного меньше зайцев. Как думаете, легко им приходится зимой?
Читает ученик:
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах!
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
И если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут птицы отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
- 15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В прошлом году с середины января ударили продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц. Много их погибло, и сейчас в лесах довольно пусто. Сегодня уже 22 января и нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?
«ЗАДАЙТЕ ВОПРОС САМОМУ СЕБЕ»
- Задайте друг другу эти вопросы и постарайтесь вместе найти ответы. (Работа в группах)
1. - Кого ждать в гости?
2. - Как помочь птицам перезимовать?
3. – Чем подкармливать птиц?
(Ответы детей выслушиваются и обсуждаются)
- Сейчас я загадаю несколько загадок про птиц, а вы постарайтесь не только их отгадать, но и догадаться, что у этих птиц общее.
1. Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)
Живёт в дупле, питается зимой шишками, достаёт личинки из коры деревьев (из доклада ученика)
2. Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот.(Сова)
Живёт в дупле, ловит мышей даже под снегом (из доклада ученика)
3.Окраской сероватая, повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая, известная персона,
Это же… (ворона)
Живёт на деревьях, питается всем, чем попало (из доклада ученика)
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.(Сорока)
Живёт на деревьях питается семенами (из доклада ученика)
5. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …(воробей).
Живёт под крышами домов, питается крошками хлеба, семенами (из доклада ученика)
- И еще одни птицы прилетают к нам именно зимой. 6. Красногрудый, чернокрылыйЛюбит зернышки клеватС первым снегом на рябинОн появится опятьКто это?(снегирь)
Живёт на деревьях, питается ягодами рябины, семенами клёна, ясеня(из доклада ученика)
7. Кто там прыгает, шуршит
Клювом шишки потрошит
Голоском речистым, чистым
Клее-кле-кле поет со свистом?(клест)
Живёт в гнезде, питается семенами, выводит своих птенцов зимой (из доклада ученика)
- А этих птиц в народе называют красавами. А название они получили за мелодичное посвистывание(свиристели).
Живут на деревьях, питаются семенами (из доклада ученика)
(После отгадки открывается изображение птицы)
- Итак, ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?На доске вывешивается таблица:ЗИМУЮЩИЕПТИЦЫ
ВЫВОД: Эти птицы зимуют в наших краях и поэтому называются зимующие.
- Мы знаем, что птицы приносят огромную пользу.
-Какую же пользу птицы приносят людям?
-Спасают от вредителей деревья, поля, огороды.
-Радуют песней.
-Украшают природу.
- А как вы думаете, о чём разговаривают птицы зимой?Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса. (Включается аудизапись)
- Откроем учебники на с. 56. Прочитайте, какие же птицы нуждаются в нашей помощи зимой?
- Покажите этих птиц на таблице. (Открывается таблица).
- Каких птиц вы видите ещё?
-Что вы о них знаете?(доклады учеников о зимующих птицах: о синице, снегире, свиристели)
- Для синиц и других насекомоядных птиц лучшие корма это несолёное сало любых животных, нежареные семечки подсолнечника (они очень калорийны). Традиционное пшено или отходы серого хлеба они не едят. Можно залить овсяные хлопья Геркулес горячим жиром животного происхождения, этот корм синицы тоже поедают.
- Поползни по дереву ползают, вниз головой, оттого так и называют их .
- Посмотрите на с.57. У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины, а ещё клена, ясеня. Берегите эти деревья!
- А как вы можете помочь птицам зимой?
- Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете для них кормушки. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом.
-Посмотрите, какие бывают кормушки. А эти кормушки смастерили наши ребята! Молодцы! Завтра же мы развесим эти кормушки и этим поможем нашим пернатым друзьям! Но мало развесить кормушки, надо ещё знать, чем можно подкармливать птиц.
Существует такая примета: если сядет тебе на руку синица, загадай о своем и, если вещая птаха подаст голос, загаданному сбыться.
«ПОСМОТРИТЕ В КОМПЬЮТЕРЕ»
- А сейчас мы заглянем в зимний лес и ещё раз внимательно рассмотрим зимующих птиц. А потом я задам вам вопросы.
(Презентация “Зимующие птицы”)
8. Обобщение.(После просмотра)
Птицы, как вы видели, очень разные. Но …что же вы запомнили?
Продолжите фразу, начатую мной:
-У синицы клюв тонкий, а у дятла – … (толстый)
-Ворона большая, а воробей … (маленький)
-Вот снегирь малоподвижный, а синица … (шустрая)
-Клест – нарядный, а воробей … (невзрачный)
-Синицы высиживают птенцов летом, а клест – … (зимой)
-Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)
-Если у синицы черная голов, то она какая? (черноголовая)
-Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая)
-Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)
-Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)
Про кого из зимующих птиц можно сказать:
мой (клест, дятел, снегирь, голубь, воробей)
моя (ворона, синица, свиристель, овсянка)
мои …
Вы запомнили кто как поет?
Воробей – чирикает
Клест – свистит
Сорока – стрекочет
Ворона – каркает
9. Итог.
- Соберем материалы нашего исследования в папки и подведём итоги. Я предлагаю выполнить вам следующие задания:
1. Задание № 1(по группам).
- Определите, какая птица в этой группе лишняя? Почему?
Ласточка, соловей, стриж,свиристель, грач.
Воробей, синица,скворец, ворона,сорока.
Галка, голубь, дятел, поползень,ласточка.
2. Задание № 2(индивидуально).
- Знаешь ли ты названия птиц, которые могут прилететь к твоей кормушке? Соедини линиями рисунки и названия (индивидуально).
3. Задание № 3(по группам).
- Раскрась птиц. Самых красивых птиц мы поселим в нашу кормушку, а остальных поместим в папке исследователя.
10. Рефлексия.
- Наше исследование подошло к концу.
-Что понравилось на уроке?
- А что не понравилось?
- Вы собрали богатый материал о зимних месяцах, узнали о жизни птиц зимой. Всё это мы оформим в одну большую папку-альбом: Как птицам перезимовать.
Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. На следующем уроке мы развесим несколько кормушек возле школы и будем помогать птицам зимовать, а несколько кормушек вы с родителями повесите возле своих домов. Спасибо всем за работу. Пожмите друг другу руку и тоже поблагодарите коллег за совместную работу.
Урок-исследование по окружающему миру предназначен для учащихся 1 класса.
Если бы была поставлена образовательная цель и четко определены задачи урока, то представленный "урок-исследование" только выиграл и соответствовал требованиям, предъявляемым к современному уроку в начальной школе.
Представленный урок информационно насыщен, информация предъявляется через интересные для младших школьников формы: загадки, пословицы. На мой взгляд, образовательные задачи конкретно не определены, преобладает фронтальная работа, мало уделено самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Желаю успеха
Размещено пн, 08/06/2009 - 16:56 пользователем Любовь Александровна Верина.
Уважаемая Нина Владимировна, позвольте не согласиться с Вами. Образовательных задач обозначено три! Много фронтальной работы? Может быть, но это уже обобщение проделанной работы на предыдущем уроке. И, разве мало самостоятельных заданий для первоклассника: работа с загадками, по карточкам (в группах), по учебнику, не говоря уже о творчестве.
Основная цель этого урока заключается в формировании исследовательских умений у учащихся.
Любовь Александровна, я хочу поддержать Нину Владимировну! Про цели и задачи я вам писала уже (Не "стыковочка").
Далее... Вы пишите, что это "уже обобщение проделанной работы на предыдущем уроке", а как же тогда понимать пункт 5 и 7?
Далее... о самостоятльной работе "работа с загадками и т.д." , мне кажется, все загадки детям знакомы (в детском саду с детьми работают по этой теме)!
Далее... о "не говоря уже о творчестве" , а о каком, каков продукт?
Далее... "Основная цель этого урока заключается в формировании исследовательских умений у учащихся" , а как вы формировали? Дать роль- не значит сформировать.
Исследовательская деятельность учащихся должна начинаться с
1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, допустим, возможно, что если, наверное)
3). Развитие умений задавать вопросы (верно ли, что; надо ли; должен ли; что? Где? почему?)
К сожалению, эти моменты не отражены в конспекте.
____
Спасибо Любовь Александровна за открытость и диалог, за представленные материалы. Мы все учимся на них!
Размещено Wed, 10/06/2009 - 08:49 пользователем Любовь Александровна Верина.
Уважаемая Наталия Владимировна, я понимаю Ваши замечания и желание помочь, спасибо. Конечно, в спешке я не совсем точно обозначила задачи, не совсем правильно представила конспект, сделала поправки.
Наталия Владимировна, обобщение - имеется в виду подведение итогов проделанной работы и включение собранного детьми материала в конспект урока. Что касается, творчества детей, все загадки, пословицы, вся информация на уроке - результат их исследовательской работы, этот материал собран тоже самими детьми. Может поэтому они показались Вам слишком просты. Продуктом же нашего исследования стала презентация для этого урока, альбом на тему "Как птицам перезимовать", который мы создали из материалов, собранных каждой группой. Главная проблема, которую мы исследовали "Почему птицам трудно зимой и как помочь птицам перезимовать?" В связи с этим мы старались изучить особенности зимней природы, проводили наблюдения за жизнью птиц зимой (дети наблюдали, каких птиц можно увидеть зимой, чем они питаются), готовили доклады о зимующих птицах, изучая дополнительную литературу, собирали необходимую информацию для общего альбома и для презентации.
Спаибо за разъяснения. С уважением Любовь Александровна.
Комментарий был изменен с момента создания (Верина Любовь, Wed, 10/06/2009 - 08:49).
Любовь Александровна, познакомилась с материалом вашего урока и осталась довольна. Проделана большая исследовательская работа.Использован интересный материал. Спасибо за представленный современный урок.
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
Спасибо за активность!
Если бы была поставлена образовательная цель и четко определены задачи урока, то представленный "урок-исследование" только выиграл и соответствовал требованиям, предъявляемым к современному уроку в начальной школе.
______
С уважением, Наталия Владимировна
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
Наталия Владимировна, спасибо за подсказку. Конечно, я вполне согласна. Срочно исправлюсь.
С уважением Любовь Александровна.
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
А мне очень урок понравился. Спасибо.
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
Я рада, что урок понравился Вам, Татьяна Геральдовна, думаю,что кому-нибудь пригодится.
С уважением Любовь Александровна.
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
Уважаемая Нина Владимировна, позвольте не согласиться с Вами. Образовательных задач обозначено три! Много фронтальной работы? Может быть, но это уже обобщение проделанной работы на предыдущем уроке. И, разве мало самостоятельных заданий для первоклассника: работа с загадками, по карточкам (в группах), по учебнику, не говоря уже о творчестве.
Основная цель этого урока заключается в формировании исследовательских умений у учащихся.
С уважением Любовь Александровна
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
Любовь Александровна, я хочу поддержать Нину Владимировну! Про цели и задачи я вам писала уже (Не "стыковочка").
Далее... Вы пишите, что это "уже обобщение проделанной работы на предыдущем уроке", а как же тогда понимать пункт 5 и 7?
Далее... о самостоятльной работе "работа с загадками и т.д." , мне кажется, все загадки детям знакомы (в детском саду с детьми работают по этой теме)!
Далее... о "не говоря уже о творчестве" , а о каком, каков продукт?
Далее... "Основная цель этого урока заключается в формировании исследовательских умений у учащихся" , а как вы формировали? Дать роль- не значит сформировать.
Исследовательская деятельность учащихся должна начинаться с
1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, допустим, возможно, что если, наверное)
3). Развитие умений задавать вопросы (верно ли, что; надо ли; должен ли; что? Где? почему?)
К сожалению, эти моменты не отражены в конспекте.
____
Спасибо Любовь Александровна за открытость и диалог, за представленные материалы. Мы все учимся на них!
С уважением, Наталия Владимировна
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
Уважаемая Наталия Владимировна, я понимаю Ваши замечания и желание помочь, спасибо. Конечно, в спешке я не совсем точно обозначила задачи, не совсем правильно представила конспект, сделала поправки.
Наталия Владимировна, обобщение - имеется в виду подведение итогов проделанной работы и включение собранного детьми материала в конспект урока. Что касается, творчества детей, все загадки, пословицы, вся информация на уроке - результат их исследовательской работы, этот материал собран тоже самими детьми. Может поэтому они показались Вам слишком просты. Продуктом же нашего исследования стала презентация для этого урока, альбом на тему "Как птицам перезимовать", который мы создали из материалов, собранных каждой группой. Главная проблема, которую мы исследовали "Почему птицам трудно зимой и как помочь птицам перезимовать?" В связи с этим мы старались изучить особенности зимней природы, проводили наблюдения за жизнью птиц зимой (дети наблюдали, каких птиц можно увидеть зимой, чем они питаются), готовили доклады о зимующих птицах, изучая дополнительную литературу, собирали необходимую информацию для общего альбома и для презентации.
Спаибо за разъяснения. С уважением Любовь Александровна.
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
На: Урок-исследование "Как птицам перезимовать"
Наталья Сергеевна, большое спасибо за комментарий. Рада, что урок понравился.
С уважением Любовь Александровна