Материально-техническое обеспечение: учебник ИЗО 5 класс, фотографии и рисунки с видами русской народной одежды, альбом с образцами русской вышивки, презентация «Женский крестьянский костюм Тамбовской губернии», книги и альбомы о русских народных костюмах, экспонаты школьного музея в народных костюмах, куклы в русских костюмах, ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Оборудование и материалы: клеенки на столы, картонные заготовки фигурок человека, лоскутки ткани, ленточки, тесьма, клей ПВА, ножницы.
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Поговорим
О том, что знаешь ты,
О том, что мне известно.
Поговорим?
Поговорим!
Вам будет интересно!
Она шила, красна девица,
Все по плису и по бурхату,
По узорной красной ленточке,
Она шила, красна девица,
Все приданое немалое
Начало урока. Целеполагание и мотивация (2 мин)
Прием «Нестандартный вход в урок»
Учитель: С 1700 по 1725 года в стране действовали указы Петра Iоб одежде, которые запрещали горожанам, независимо от звания, носить русское платье. Как же удалось сохранить традиционную русскую одежду?
· Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?
· Сформулируйте цели урока.
Актуализация знаний (3 мин)
Прием «Корзина идей, понятий, имен»
Учитель:
· Предположите, как удалось русскому костюму сохраниться в XVIII веке.
· Что входило в национальный русский костюм?
· Чем отличался костюм Тамбовской губернии?
Изучение нового материала (15 мин)
1. Составление таблицы ЗХУ по теме урока.
Заполнение первых двух колонок.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
2. Работа в группах (2 группы):
Для обеих групп просмотр презентации «Женский крестьянский костюм Тамбовской губернии», созданной девочками 7 класса на уроке технологии, и комплекты одежд для кукол, сшитых этими учащимися.
Индивидуальная работа групп:
1-я группа: Прием «Зигзаг»
Изучить и систематизировать теоретический материал по теме урока. Составить интеллект-карту.
2-я группа: Прием «Вопрос к тексту»
Изучить текст и составить вопросы по теме урока для проверочного теста.
Решение учебных задач (15 мин)
Работа в группах: мальчики и девочки.
На основе изученного материала, предлагается выполнить праздничный наряд в технике Аппликации из ткани на картонном шаблоне-фигурке.
Каждая группа составляет один комплект костюма в традициях Тамбовской губернии:
Мальчики – мужской костюм;
Девочки – женский костюм.
Контроль знаний (4 мин)
1. Анализ интеллект-карты
2. Ответы на вопросы, подготовленные второй группой.