Цель:Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с понятием «магнит»;
- сформировать представление о свойствах магнита;
- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;
развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;
воспитательные:
- воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Словарь:магнетизм
Предварительная работа:создание предметной среды
Материалы и оборудование:рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулка, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами, аудиозаписи «Голоса птиц», «Журчание ручья».
На каждого ребенка:металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.
Планируемые результаты:иметь реальное представление о магните и его свойствах; способность высказывать свою точку зрения, рассуждать, анализировать, делать выводы, формулировать обнаруженные закономерности; уметь работать самостоятельно и коллективно, активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и детьми.
Содержание организованной деятельности детей.
1.Организационный момент.
У воспитателя в руках коробка с «волшебной» рукавицей, деревянная ложка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага.
- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем заключается волшебство, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы. Посмотрите, что это? (предметы)
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)
- Чтобы волшебство произошло, для надежности погреем руки.
Пальчиковая гимнастика «Погреемся».
Поиграем-ка немножко
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем.
2. Опыты.
а)Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.
- Что происходит с предметами?
Вывод:металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.
- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Предложить детям рассмотреть.
б)– Я предлагаю побыть вам сегодня маленькими исследователями. А как вы думаете, с чего начинают работу ученые? (с опытов, экспериментов).
- И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.
- Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? (выслушать ответы детей)
Опыт:По очереди подносить к предметам магнит.
Вывод:Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа. (Предложить детям сделать отметки в таблицах) –прилагается.
в)Физминутка. «Ручейки у озера»(под музыкальное сопровождение).
- Ребята! Я приглашаю вас сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас будут не простые, вместо крючков магниты. Отправляемся в путь. Чтобы быстрее добраться , каждый из вас превратится в маленький ручей. Побежали друг за другом. Взялись за руки, большой ручей образовался. По сигналу «Озеро!»- встали вокруг стола.
- А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки…)
- Давайте выловим мусор. (По очереди дети очищают водоем от мусора).
- Оказывается, с помощью магнита можно сделать доброе дело!
г)Давайте вернемся домой. У вас на столах банки с водой, на дне скрепка.
- Как достать скрепку, не замочив рук?
Опыт:Поднести магнит к банке, что произошло?
Вывод:Магнитная сила действует сквозь воду и стекло.
д) Игра-соревнование(по времени).
- Пока мы с вами были на озере, кто-то смешал предметы в шкатулке. Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов).
е) Зрительная гимнастика «Тренировка»
Раз – налево, два – направо,
Три наверх, четыре вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (круговые движения глазами)
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз. (поднять глаза вверх)
Сил дадим им много- много,
Чтоб усилить в тыщу раз. (опустить взгляд вниз, быстро поморгать).
Подвести итоги игры.
- А есть ли в нашей группе магниты?
3. Рефлексия. Игра «Правильно-неправильно».
- Внимательно слушайте, все ли я правильно буду говорить.
- Магнит притягивает пластмассу.
Магнит притягивает железо.
Магнит действует сквозь ткань.
Магнит притягивает дерево.
Магнит действует сквозь стекло и воду.
- Что ты чувствовал ... когда проводил исследование?