Музыкальное искусство России на рубеже веков.Традиции и новаторство.Александр Николаевич Скрябин.
Submitted by Елена Губарева on Sat, 06/04/2013 - 21:40
Урок мировой художественной культуры в 11 классе
Тема урока "Музыкальное искусство России на рубеже веков.Традиции и новаторство.Александр Николаевич Скрябин."
Цель:раскрыть своеобразие художественной личности А.Н.Скрябина; выяснить причины творческих устремлений Скрябина к поискам символистов ("Поэма экстаза");
Задачи:
1)Дидактическая:сформировать представление о творческом пути великого композитора на фоне развития русского музыкального искусства на рубеже веков, его новаторстве,о проявлении символизма в музыке А.Н.Скрябина
2)Развивающая: развиватькритическое мышление, способность воспринимать классическую музыку
3)Воспитывающая: духовно-нравственное развитие личности
Учащимся предлагается выписать в столбик слова -ассоциации к понятию "Символизм"
Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть
Например:символизм-миф,невидимое,двойственность мира,знаки,иносказания,фантазия и т.д.
Определение "символизм"
II Актуализация знаний (5 мин)
Приём "З-Х-У"
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Врубель-ярчайший представитель символизма в русском искусстве
Как проявился символизм в музыке?
В чём проявляется новаторство творчества А.Н.Скрябина?
III Изучение нового материала
1) Слово учителя по теме урока.
Учитель кратко знакомит с биографией композитора Биография Скрябина
2) Затем важно акцентировать внимание учеников на проявлении новаторского духа композитора,который обогатил русскую музыку новыми открытиями и свершениями,расширил возможности музыкального языка( изобретение "прометеевского аккорда"- аккорда из шести звуков; задумка использования цветомузыки и т.д.)
Вершиной творчества Скрябина можно считать "Поэму экстаза"(1907).
О музыкальном произведении можно найти информацию ,пройдя по ссылке "Поэма экстаза"
3) Слушание финала"Поэмы экстаза".
4) Мини- беседа с учащимися:
Ваше общее впечатление о характере музыки финала?
Что показалось особенно ярким и значительным?
Можно ли ограничить конкретным временем (начало XX) значение поэмы экстаза?
5) Обобщающее слово учителя
Творчество Скрябина нередко связывают с символизмом.Для этого были два основания: его мировоззрение оформилось к началу XX века.- времени,этапному в истории русского символизма, - и имело с ним немало общего.Его художественные искания во многом определили поэты - символисты, а также современные философские и мистические учения.Композитору, верившему во всемогущество искусства ,особенно близкой оказалась идея преобразующей миссии художника-творца.Под воздействием этой идеи формировался философский подтекст многих его сочинений.
IV Контроль знаний, обратная связь (5 мин)
Формирование умения задавать вопросы
Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Например:
Тонкий вопрос: Какие произведения А.Н. Скрябина вам известны?
Толстый вопрос: Почему творчество Скрябина связывают с символизмом?