Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Красота природы в музыке Римского-Корсакова

Submitted by Тамара Ильинична Матросова on Wed, 03/04/2013 - 11:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Матросова Тамара Ильинична
Место работы, должность: 
МБОУ Староюрьевская СОШ, учитель
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

формирование у учащихся представления о связи музыки с природой,

правдивого её отображения в музыкальных произведениях.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка 6 класс. Автор Т.И.Науменко, В.В.Алеев.

Используемая методическая литература: 

Музыка в 4-7 классах. Методическое пособие для учителя/ Т.А.Бейдер, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, А.Е.Трушина.

Музыка 6 класс. Поурочные планы. Автор- составитель В.М.Самигулина.

Энциклопедический словарь юного музыканта.

Используемое оборудование: 

Компьютер, магнитофон, аккордеон, портреты композиторов (Э.Григ, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский – Корсаков).

Используемые ЦОР: 

Н.А. Римский-Корсаков и его произведения. Практическое занятие

Краткое описание: 
Урок ведётся 5 в 3 четверти 6 класса "Красота природы в музыке Римского-Корсакова" и вводит учащихся в проблему отношений человека и окружающей среды.

             Разработка урока с применением интерактивных методик

 

                                                   Урок музыки

 

Тема: Красота природы  в музыке Римского-Корсакова.

Класс: 6 класс

Цель: формирование у учащихся представления о связи музыки с природой,

правдивого её отображения в музыкальных произведениях.

 Задачи:

          Дидактическая – раскрыть возможности музыки, передать изобразительными интонациями голоса птиц, шум бегущих ручьев, раскаты грома, звуки природы и ее очарования на примере оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, песни о природе.

          Развивающая - развивать логическое мышление, навык элементарного анализа музыкального произведения.

          Воспитательная – воспитание патриотизма, самосознания, музыкального вкуса, культуры слушания музыки.

 

                                                  Ход урока

1. Организационный этап. (2 мин).

На этом уроке мы познакомимся с музыкой, рисующей картины природы.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы.

Природа и искусство  неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

 

2. Начало урока. (3 мин).

                               Природа вошла в русское искусство так, как входит она

                               в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы,  

                               как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от

                               природы  оторваны.

                                                                                 Д.Кабалевский

Прием  «Путешествие»

Вспомните музыку, изображавшую картины природы.

( Вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского, Э.Григ «Утро», «Заход солнца».

 

3.Актуализация знаний. (2 мин).

Прием «Постановка проблемы».

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков.

 

 

4. Изучение нового материала. (30 мин).

 

Рассказ о творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908).

Еще мальчиком полюбив море, Римский-Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы.

 Сблизившись с М.А.Балакиревым, молодой офицер овладевает основами композиторского мастерства, входит в кружок «Могучая кучка».

Римский-Корсаков – создатель15 опер(9 написаны на сказочный сюжет), очень разнообразных по содержанию.

(«Псковитянка», «Садко», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Царская невеста» и другие.

 Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79). Римский – Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.

На нашем уроке речь пойдёт об опере «Снегурочка».

 

Сам автор оперы вспоминал о ней так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью, как «Снегурочка».

Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.

«Это именно весенняя сказка – со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», - писал об опере композитор А.П.Бородин

 

(работа в тетрадях)

Для начала – познакомимся с сюжетом оперы «Снегурочка». У вас на столах лежат карточки, каждый читает отрывок, а затем рассказывает всем остальным.
(работа на 5 минут)
     Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствует только добро и справедливость. Сказочные персонажи оперы – царь Берендей. Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие  - наделены человеческими чертами.      Итак, назовите главных героев оперы- Снегурочка, Лель, Купава, Мизгирь. Сегодня мы познакомимся с музыкальной характеристикой двух персонажей – Снегурочки и Леля.
Снегурочка – она какая? Как вы думаете, какими музыкальными средствами композитор нарисовал ее?

Образ Снегурочки сложен и интересен тем, что здесь реальность переплетается со сказкой.

 Перед тем как познакомиться с арией Снегурочки, необходимо вспомнить, что такое ария?

( Ария – песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля).

Учитель предлагает учащимся попытаться представить музыку арии Снегурочки

Прием «Если бы я был композитором».

 

Какой должен быть характер этой музыки?

Какому голосу следует поручить исполнение?

Каким по характеру должно быть звучание инструментов?

 

- Послушайте Арию Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

 

- О чем пот Снегурочка? Что манит её к людям?

(Людские песни, человеческие радости).

 

- И вот слушает она «людские песни», пытается войти в человеческую жизнь.

В песне пастушка Леля слышит она  призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт навстречу этой жизни.

 

Слушание и анализ «Песня Леля».

 

Музыка выразительная или изобразительная? (изобразительная).

В какой форме построена песня Леля? (куплетно-вариационная форма).

Какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу  пастушьего рожка? (кларнет).

Какой инструмент изображает раскат грома? (литавры).

Звучание скрипок – пиццикато (дождь).

-       В песне Леля удивительным образом сочетается простота с огромным музыкальным богатством.

 

 

   -Как вы думаете, почему Римский-Корсаков написал песню для Леля, а для Снегурочки – арию ,объясните свой ответ.


 (Так как Лель – пастух, из народа, то и жанр для его изображения используется простой, народный – песня, а Снегурочка – сложный, сказочный персонаж, она отличается от деревенских девушек, поэтому и для ее характеристики используется более сложный жанр – ария).


   -Как вы думаете, чего лишилась бы русская музыка, если бы Римский-Корсаков так и остался моряком?
(Лишилась бы сказочности, выразительности, учебников по теории музыки).
Но мы-то с вами понимаем, почему море так манило его. Наверное, каждый, кто хоть раз побывал на море, не может его забыть, а тот, кто не был – всю жизнь мечтает о нем. Я предлагаю спеть песню «Ты слышишь, море?»

5. Разучивание песни «Ты слышишь, море? А.Зацепина на слова М.Пляцковского.

Песня о романтической мечте,  о море.

   1)Слушание песни.

   2) Разучивание песни.

 

 

6. Контроль знаний. (5 мин).

Вымышленное царство берендеев – это воплощение народной мечты о справедливости, свободной, радостной и прекрасной жизни. Добро и красота, верность естественным законам природы – вот основа жизни берендеев. И правда «Снегурочки» заключается в торжестве законов жизни, в прославлении могучей природы – источника жизни люби, в прославлении народного искусства

 

7. Рефлексия. (2 мин).

Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.

 

8. Домашнее задание  (по выбору)

Исполнение песни «Ты слышишь, море?»

 

 

Прикрепленный файл Size
красота природы в музыке Римского-Корсакова Матросовой.doc 40 KB

»  Размещено в сообществах:   

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн