Submitted by Тамара Ильинична Матросова on Wed, 03/04/2013 - 11:09
Разработка урока с применением интерактивных методик
Урок музыки
Тема: Красота природы в музыке Римского-Корсакова.
Класс: 6 класс
Цель: формирование у учащихся представления о связи музыки с природой,
правдивого её отображения в музыкальных произведениях.
Задачи:
Дидактическая – раскрыть возможности музыки, передать изобразительными интонациями голоса птиц, шум бегущих ручьев, раскаты грома, звуки природы и ее очарования на примере оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, песни о природе.
Развивающая - развивать логическое мышление, навык элементарного анализа музыкального произведения.
Воспитательная – воспитание патриотизма, самосознания, музыкального вкуса, культуры слушания музыки.
Ход урока
1. Организационный этап. (2 мин).
На этом уроке мы познакомимся с музыкой, рисующей картины природы.
Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы.
Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
2. Начало урока. (3 мин).
Природа вошла в русское искусство так, как входит она
в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы,
как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от
природы оторваны.
Д.Кабалевский
Прием «Путешествие»
Вспомните музыку, изображавшую картины природы.
( Вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского, Э.Григ «Утро», «Заход солнца».
3.Актуализация знаний. (2 мин).
Прием «Постановка проблемы».
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков.
4. Изучение нового материала. (30 мин).
Рассказ о творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова.
Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908).
Еще мальчиком полюбив море, Римский-Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы.
Сблизившись с М.А.Балакиревым, молодой офицер овладевает основами композиторского мастерства, входит в кружок «Могучая кучка».
Римский-Корсаков – создатель15 опер(9 написаны на сказочный сюжет), очень разнообразных по содержанию.
(«Псковитянка», «Садко», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Царская невеста» и другие.
Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79). Римский – Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.
На нашем уроке речь пойдёт об опере «Снегурочка».
Сам автор оперы вспоминал о ней так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью, как «Снегурочка».
Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.
«Это именно весенняя сказка – со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», - писал об опере композитор А.П.Бородин
(работа в тетрадях)
Для начала – познакомимся с сюжетом оперы «Снегурочка». У вас на столах лежат карточки, каждый читает отрывок, а затем рассказывает всем остальным.
(работа на 5 минут)
Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствует только добро и справедливость. Сказочные персонажи оперы – царь Берендей. Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие - наделены человеческими чертами. Итак, назовите главных героев оперы- Снегурочка, Лель, Купава, Мизгирь. Сегодня мы познакомимся с музыкальной характеристикой двух персонажей – Снегурочки и Леля.
Снегурочка – она какая? Как вы думаете, какими музыкальными средствами композитор нарисовал ее?
Образ Снегурочки сложен и интересен тем, что здесь реальность переплетается со сказкой.
Перед тем как познакомиться с арией Снегурочки, необходимо вспомнить, что такое ария?
( Ария – песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля).
Учитель предлагает учащимся попытаться представить музыку арии Снегурочки
Прием «Если бы я был композитором».
Какой должен быть характер этой музыки?
Какому голосу следует поручить исполнение?
Каким по характеру должно быть звучание инструментов?
- Послушайте Арию Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.
- О чем пот Снегурочка? Что манит её к людям?
(Людские песни, человеческие радости).
- И вот слушает она «людские песни», пытается войти в человеческую жизнь.
В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт навстречу этой жизни.
Слушание и анализ «Песня Леля».
Музыка выразительная или изобразительная? (изобразительная).
В какой форме построена песня Леля? (куплетно-вариационная форма).
Какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка? (кларнет).
Какой инструмент изображает раскат грома? (литавры).
Звучание скрипок – пиццикато (дождь).
- В песне Леля удивительным образом сочетается простота с огромным музыкальным богатством.
-Как вы думаете, почему Римский-Корсаков написал песню для Леля, а для Снегурочки – арию ,объясните свой ответ.
(Так как Лель – пастух, из народа, то и жанр для его изображения используется простой, народный – песня, а Снегурочка – сложный, сказочный персонаж, она отличается от деревенских девушек, поэтому и для ее характеристики используется более сложный жанр – ария).
-Как вы думаете, чего лишилась бы русская музыка, если бы Римский-Корсаков так и остался моряком?
(Лишилась бы сказочности, выразительности, учебников по теории музыки).
Но мы-то с вами понимаем, почему море так манило его. Наверное, каждый, кто хоть раз побывал на море, не может его забыть, а тот, кто не был – всю жизнь мечтает о нем. Я предлагаю спеть песню «Ты слышишь, море?»
5. Разучивание песни «Ты слышишь, море? А.Зацепина на слова М.Пляцковского.
Песня о романтической мечте, о море.
1)Слушание песни.
2) Разучивание песни.
6. Контроль знаний. (5 мин).
Вымышленное царство берендеев – это воплощение народной мечты о справедливости, свободной, радостной и прекрасной жизни. Добро и красота, верность естественным законам природы – вот основа жизни берендеев. И правда «Снегурочки» заключается в торжестве законов жизни, в прославлении могучей природы – источника жизни люби, в прославлении народного искусства
7. Рефлексия. (2 мин).
Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.