Лот 4. Организация работы в ОУ по использованию Лего-технологий.
1. ФИО директора: Чемоданов Владимир Алексеевич.
Заместитель директора по информатизации Антипина Татьяна Геннадьевна. Заместитель директора по УВР Ковалева Ирина Юрьевна.
2. Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида №12 г. Челябинска.
3. Количество единиц Лего-комплектов:
ЛЕГО: ПервоРобот. Программное обеспечение ROBOLAB 2.5.4., ЛЕГО:mindstorm NXT 2.0
- ЛЕГО - наборы для начальной школы (LEGO education 9335, LEGO education 9660, LEGO education 9348),
4. Количество поданных на Конкурс работ от педагогов ОУ- 5. Презентация проекта.
Одним из основополагающих принципов Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) является реализация личностного потенциала ученика, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что для развития ребенка необходимо организовать его деятельность. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, которая сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволяющая ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду, которую можно успешнее реализовать, используя ЛЕГО - технологии.
Для учащихся с ОВЗ предметно-практическое обучение (системно - деятельностный подход) занимает центральное место, а в системе современных информационных технологий ЛЕГО - технологии приобретают ведущую роль в когнитивном и социально-эмоциональном развитии обучающихся с ОВЗ.
Успешная социализация учащихся с ОВЗ возможна при сформированности личности с активной гражданской позицией, содержание которой характеризуется как социально-активная, коммуникабельная личность, способная получать, перерабатывать информацию и принимать правильные самостоятельные решения.
Обновление и развитие материально - технической базы системы образования и инфраструктуры системы образования, обеспечивающей использование новых образовательных и информационно - коммуникационных технологий, создают условия для более эффективного развития личности учащихся с ОВЗ.
Внедрение робототехники в образовательное пространство школы происходит на протяжении последних лет. С введением ФГОС нововведением является регламентация образовательной внеурочной деятельности во второй половине дня, которая создает дополнительные возможности для социального и личностного развития ребенка, формирования универсальных учебных действий на занятиях по ЛЕГО - конструированию.
В школе разработан и действует проект «Образовательная робототехника в коррекционной школе как необходимое условие развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС».
Цель: создание современной образовательной среды с использованием образовательной робототехники для развития потенциальных возможностей учащихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС в коррекционной школе.
Задачи:
1. Повышение качества образования учащихся с ОВЗ за счет возможности организации высоко-мотивированной учебной и внеучебной деятельности с помощью робототехники.
2. Эффективное использование инновационных форм организации учебных и внеурочных занятий с использованием ЛЕГО - технологий в коррекционной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Стимулирование и развитие индивидуальных творческих способностей учащихся с ОВЗ.
4. Участие учащихся с ОВЗ в конкурсах и проектах по робототехнике среди учащихся общеобразовательных школ.
5. Разработка и внедрение раздела «ЛЕГО - вернисаж» на школьном Интернет -представительстве для привлечения родителей к участию в образовательном процессе школы с учётом требований ФГОС.
6. Обобщение и распространение опыта внедрения и использования робототехники в образовательном процессе коррекционной школы (проведение семинаров, выступления на конференциях разного уровня, публикации в профессиональных изданиях).
В школе действует модель системы развития личности ребенка с использованием образовательной робототехники в коррекционной школе в рамках введения ФГОС.
Содержание и виды деятельности.
Содержательная сторона - использование:
1. В предметно – урочной сфере образовательной деятельности:
- Предметы начальной школы (1-5 классы): литературное чтение, ОЗОМ, математика, развитие речи, обучение грамоте, технология.
- Предметы основной школы (6-11 классы): история, математика, русский язык, литература, биология, география, физика.
- Индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения.
2. Во внеурочной сфере:
- Воспитательские занятия.
- Общешкольные внеклассные мероприятия.
3. В системе дополнительного образования для детей разного возраста.
4. В рамках Media–выставок-конкурсов в разделе «ЛЕГО - вернисаж» на школьном Интернет - представительстве.
В организационной форме реализация проводится в следующих видах:
1. индивидуальная работас учащимися: использование робототехники для выполнения творческих заданий.
2. работа с классом: непосредственное использование ЛЕГО - наборов для коррекционной работы на предметных уроках в соответствии с учебной программой;
3. межшкольная работа: участие учащихся с ОВЗ в конкурсах по робототехнике, информирование педагогического сообщества о возможностях применения ЛЕГО -технологий в рамках образовательного процесса; распространение опыта работы педагогов по ЛЕГО - технологиям через публикации, выступления на семинарах и конференциях, мастер - классы; совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей и других инициативных лиц.
В результате работы над проектом:
1. Создана электронная база данных в разделе «ЛЕГО - технологии» в виртуальном методическом кабинете школы, которая доступна педагогам через виртуальную школьную учительскую. Содержательно учебный материал представлен следующим образом: это материал к уроку, который может использовать учитель и ученик (дополнительная информация, фотографии, Media– материал, схемы, таблицы, ссылки), объединённый и логически связанный отдельной темой; непосредственно разработанный урок, чаще – фрагмент урока с дидактическими рекомендациями его использования. Форма такого урока – интерактивная презентация; дополнительная информация.
2. Создана страница «ЛЕГО - вернисаж» http://mscou12.chel-edu.ru/p137aa1.html на школьном Интернет - представительстве. Страница «ЛЕГО - вернисаж»содержит следующие разделы:
«Общие сведения» - основные сведения по истории образовательной робототехники.
«Методическая копилка»:
-конспекты занятий предметных уроков в начальной школе и основном звене, конспекты -коррекционных занятий учителей-дефектологов, конспекты воспитательских занятий, -сценарии общешкольных мероприятий;
-видеоархив уроков.
-«Выставка - конкурс» - тематические творческие проекты детей; выставка лучших работ.
-«Публикации педагогов» - статьи педагогов школы из опыта работы с образовательной робототехникой.
«Дополнительная информация» - актуальные проблемы, научные статьи, публикации
«Рекомендуемая литература» - список литературы, рекомендуемый для самостоятельного изучения.
3. Знакомство педагогов с наборами и комплектами LEGO Education по различным направлениям деятельности:
- развитие речи и конструирование в начальной школе;
- коррекционно-развивающая практика;
- сюжетное конструирование и ролевые игры для дошкольников и младших школьников.
4. Обучение педагогов школы по теме «Основы образовательной робототехники»:
- Проведение школьных семинаров.
- Повышениеквалификации педагогов школы на базе МБОУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска»по теме: «Основы образовательной робототехники» (36 ч.).
5.Создание учебно-дидактического комплекса: методические пекомедации по использованию образовательной робототехникитехники для развития потенциальных возможностей учащихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС.
6.Апробация занятий с использованием образовательной робототехники в коррекционной школе.
-В урочной деятельности: предметные уроки в начальной школе и основном звене, коррекционные занятия учителей-дефектологов:
-Во внеурочной деятельности:
-Разработка и апробация комплекса методических приемов обучения с использованием ЛЕГО - конструктора для эффективного использования в воспитательном процессе. (Воспитательские занятия. Игровая деятельность. Выполнение домашнего задания.).
-Конструктивно - творческая деятельность с ЛЕГО при проведении общешкольных мероприятий. (Литературные вечера. Речевые конференции. Викторины. Предметные недели. Тематические праздники. Интеллектуальные игры. Конкурсы чтецов.)
-Организация работы кружка технической направленности в рамках дополнительного образования.
-Участие обучающихся с ОВЗ в соревнованиях разного уровня по робототехнике.
-Представление творческих работ учащихся на школьном Интернет - представительстве в разделе «ЛЕГО - вернисаж».
7.Создание информационного видеоролика о результатах работы ЛЕГО - кружка для родителей с показом на телевизоре в холле школы.
7.Реализация мероприятий, направленных на широкое представление, распространение и практическое внедрение использования образовательной робототехники в урочной и внеурочной деятельности.
-Анализ, обобщение и систематизация учебно-дидактического и методического материала.
-Оформление методических рекомендаций по эффективному использованию образовательной робототехники в коррекционных и общеобразовательных учреждениях.
-Размещение учебно-дидактического,методического, фото и видео материала на школьном Интернет - представительстве.
-Проведение семинаров и конференций для педагогов коррекционных учреждений и педагогов образовательных учреждений города и Челябинской области, Российской Федерации, осуществляющих инклюзивное образование учащихся с ОВЗ.
-Участие педагогов в профессиональных конкурсах по использованию ЛЕГО - технологий в образовательном процессе.
-Привлечение учителей, детей, их родителей, заинтересованных лиц для повышения эффективности работы с образовательной робототехникой.
-Представление опыта работы педагогов школы по использованию образовательной робототехники в образовательном процессе через специализированные печатные издания и Интернет-пространство.
Использование робототехники позволяет:
- Развивать навыки коммуникации и обогащать словарный запас детей путем организации работы детей в группах, а также презентации своих проектов.
- Учить детей пространственной ориентации, помогать им осваивать понятия: слева, справа, над, под, за, перед, около и т.д.
- Развивать координацию движений, ручные навыки, мелкую моторику.
Воздействовать на развитие у учащихся познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Проект способствует развитию потенциальных возможностей учащихсяс ОВЗ, позволит повысить их творческую активность, коммуникативную компетенцию, что в конечном итоге будет способствовать успешной социализации учащихся с ОВЗ, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с широким спектром образовательных задач, которые ставятся ФГОС, использование образовательной робототехники следует рассматривать как наиболее эффективный способ их решения.
Проект "Образовательная робототехника в коррекционной школе как необходимое условие развитие ребенка с ОВЗ в условиях введения ФГОС" действует в школе второй год. Накопленный опыт представлялся на:
1.Городской педагогический форум «Инновации в образовании 2011». Презентация перспектив развития инновационной деятельности в ОУ («Фестиваль Идей). Инициативный проект «Использование современного интерактивного оборудования в образовательном процессе школы».
2.Семинар для учителей начальной школы города Челябинска «Организация работы учителей начальных классов по формированию внешней и внутренней ИКТ-насыщенной образовательной среды». 14 декабря 2012 г.
3.Областной конкурс педагогических инициатив педагогических работников образовательных учреждений. Лот 4. Система развития ребенка с использованием образовательной робототехники для учащихся специального (коррекционного) образования.
Образовательная робототехника в коррекционной школе как необходимое условие развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС. 2012 г. Победитель в номинации.
4.Всероссийская научно - практическая конференция «Инженерные кадры современной России: от школы до производства». 05 – 06 декабря 2012 года.
Секция 4 «Образовательная робототехника как инструмент социализации детей и подростков». Место проведения: МБС(К)ОУ школа-интернат II вида №12 г. Челябинска.
Выступление «Образовательная робототехника в коррекционной школе как необходимое условие развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС».
Фрагменты открытых мероприятий:
-занятие кружка "Презентация инженерных проектов"-5 — 6 класс;
-урок «Правила дорожного движения» -2 класс;
-урок чтения -1 класс;
-индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения -7 класс;
-воспитательные мероприятия «Кем быть» -3 класс и «Дикие животные в южных странах» -4 класс
5.Всероссийская конференция с международным участием «Организация доступной среды» 25 марта 2013 г. Выступление «Образовательная робототехника в коррекционной школе как необходимое условие развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС»
6.КПК ГБОУ РКЦ 21 марта. Выступление «Методические рекомендации по использованию образовательной робототехники в образовательном процессе.»
7.Всероссийская дистанционная конференция «Информационные и муникационные технологии в образовательной системе учреждения, района, города, муниципалитета». Сайт: https://sites.google.com/site/mirkonferenc/home
Статья педагогов школы: Усманова Л.Г., Екимова Е.И. «Использование Лего-технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения»». https://sites.google.com/site/mirkonferenc/home/materialy-konferencii/stata-ekimova
Эта же статья на сайте школы http://mscou12.chel-edu.ru/p140aa1.html
Перспективы развития:
-проектирование и проведение занятий с использованием образовательной робототехники;
-приобретение Лего-конструкторов;
-участие в Лего-соревнованиях;
-разработка модуля "Использование образовательной робототехники в коррекционной школе" в рамках КПК ГБОУ РКЦ.
.
|
На: Лот № 4. Организация работы в ОУ по использованию Лего-техно
Проект очень интересный. Использование образовательной робототехники представлено в разных позициях. Успехов в вашей деятельности.
На: Лот № 4. Организация работы в ОУ по использованию Лего-техно
В конкурсной работе представлена система работы педагогов школы по созданию современной образовательной среды с использованием образовательной робототехники.
В работе представлена реализация мероприятий, направленных на широкое представление, распространение и практическое внедрение использования образовательной робототехники в урочной и внеурочной деятельности.Имеются ссылки на различные учебно-дидактические, методические материалы созданные педагогическим коллективом и размещённые на школьном Интернет - представительстведля всеобщего применения. Педагоги участвуют в проведение семинаров, конференций и в профессиональных конкурсах по использованию Лего - технологий в образовательном процессе. Интересный проект. Успехов!
На: Лот № 4. Организация работы в ОУ по использованию Лего-техно
Изумительный проект, сочетающий в себе умение его организаторов и исполнителей грамотно внедрять, использовать лего-оборудование (не самое современное, но адаптированное) в образовательном процессе, ориентированным на особенных детей. Особенно стоит отметить те достижения, которых добились педагоги в использовании лего-технологий в образовательном процессе и те цели, которые ставятся на будущее. Использование лего-технологий в обучении особенных детей в интернате - стратегия, реализуемая педагогами сообща, в каждом классе, с каждым ребенком, начиная с его поступления в школу и работающая во время всего его обучения в интернате.
На: Лот № 4. Организация работы в ОУ по использованию Лего-техно
Я давно слежу за работой вашего образовательного учреждения. У вас интересный проект. Главное, что методика проведения занятий с образовательной робототехникой у вас уже видно отработана. Посмотрела работы ваших педагогов-это как бы дополнительный практический иллюстративный материал к вашей работе. Проект охватывает все стороны образовательного процесса. Все ясно и понятно. Спасибо.
На: Лот № 4. Организация работы в ОУ по использованию Лего-техно
Коллеги, проводим техэкспертизу конкурса. Смотрим работоспособность ссылок. Есть предложение - настройте прямые ссылки на статьи, которые вы заявляли в Конференции по ИКТ совместно с ИРТЕХом. А то предлагаете в качестве аргументов познакимться с материалами ваших педагогов на данной конференции, но предлагаете эти материалы экспертам сами поискать по сайту конференции:))
С уважением, Юлия Дудко
На: Лот № 4. Организация работы в ОУ по использованию Лего-техно
Спасибо Юлия Николаевна за предложение. Очень рады опять совместно с Вами работать. С уважением, Антипина Т.Г., Ковалева И.Ю.