Автор: Ахатова Елена Владимировна, учитель информатики и ИКТ
Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 73 г. Челябинска
Количество едениц оборудования:
- 9797 Конструктор Перворобот NXT. Базовый набор - 3 набора
- 9648 Конструктор Перворобот NXT. Ресурсный набор. - 4 набора
- 8547 Конструктор lego Mindstorms NXT 2.0 - 5 наборов
- 9786 Конструктор Перворобот «Индустрия развлечений» (с USB портом); - 2 набора
- 9746 Конструктор Перворобот «Ресурсный набор учителя» - 1 набор.
Организация работы в МАОУ СОШ № 73 по использованию Лего-технологий:
Ни для кого не секрет, что XXI век – это век компьютерных технологий и цифрового оборудования. Интенсивно развиваясь, компьютерная техника проникает практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. В настоящее время в каждой школе есть хотя бы один компьютерный класс, во многих школах - электронные микроскопы и лего - конструкторы. В связи с этим все большее распространение получает такое направление деятельности учащихся, как лего-конструирование.
ЛЕГО – это совершенно новые технологии в образовании. Применение конструкторов ЛЕГО в урочной и внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Образовательная система ЛЕГО обеспечивает дополнительные возможности обучения, предлагая оптимальные проблемы и ресурсы для детей. Ресурсы ЛЕГО позволяют педагогам создавать благоприятную обучающую среду, и каждый вид деятельности проводит детей через структурированный процесс обучения. ЛЕГО позволяет учить детей быть любопытными по отношению к явлениям вокруг них, то есть учить тому, как решить проблему и где искать решения и находить ответы.
Традиционные методы обучения часто ограничивают естественную детскую способность учиться, т.к. предполагают достижение заранее известного данного решения, двигаясь к нему определенными типовыми путями. Результат состоит в том, что учащиеся просто воспроизводят знание вместо того, чтобы добиваться его осмысленно.
Образовательная система ЛЕГО предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде.
В образовательной деятельности учащихся поддержкой в развитии интеллектуальных способностей является использование именно лего-технологий. Все школьные наборы лего предназначены для групповой работы. Таким образом, учащиеся одновременно приобретают и навыки сотрудничества, и умение справляться с индивидуальными заданиями, составляющими часть общей задачи. Конструируя и добиваясь того, чтобы созданные модели работали, испытывая полученные конструкции, учащиеся получают возможность учиться на собственном опыте.
Использование лего-конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Среда программирования лего-конструкторов «ROBOLAB» и «NXT– G» позволяют визуальными средствами конструировать программы для роботов, т.е. позволяют ребенку буквально «потрогать руками» абстрактные понятия информатики, воплощенные в поведении материального объекта (команда, система команд исполнителя, алгоритм и виды алгоритмов, программа для исполнителя).
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют ведущим направлением во внеурочной деятельности проектирование. Лего-конструирование – одно из ведущих направлений проектной деятельности.
В нашей школе с 2008-2009 учебного года открыт кружок «Лего-конструирования» занятия проходили один раз в неделю в группе 15 человек возраст учеников 4 – 7 классы.
Учебная деятельность строится в зависимости от задач и целей урока; группа делится либо на команды по три человека, либо учащиеся работают парами, а иногда и индивидуально. В процессе обучения развивается успешность ребенка, где он может соотнести свои знания и умения с реальным результатом, где дети могут явно оценить себя – реальная самооценка. Дети одинаково увлекаются как сложными, так и простыми проектами, им все интересно. Очень любят создавать свои проекты. Во время практических занятий учащиеся приобрели навыки работы с ЛЕГО-конструктором, научились проектировать задачи для собранных механизмов и использовать в проектировании линейные и нелинейные структуры программы, а при сборке механизмов использовать различные датчики (света, удара и пр.) для решения задач.
Организация работы учащихся на занятиях стоится на следующих принципах:
Одним из важнейших элементов внеурочной деятельности является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому каждое занятие делится на лекционную часть, на которой тема изучается всей группой, и на практическую часть, т.е. индивидуальную, на которой теоретические знания проверяются на практике. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения в каникулы и праздничные дни проводятся игровые занятия, соревнования.
Все темы программы учащиеся изучают на практике, конструируя и программируя различные модели.
Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают программу первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия.
Программа построена так, что каждый ребенок может легко освоить и приобрести знания и по математике и по программированию, поэтому программа доступна для детей любого возраста, даже для детей первого класса, проявляющих особые способности в техническом творчестве.
Образовательная программа дает учащимся возможность найти свое собственное решение проблемы. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие достижения цели.
Задания разной трудности учащиеся осваивают поэтапно. Принцип обучения «шаг за шагом», являющийся ключевым для «Лего», обеспечивает учащемуся возможность работать в собственном темпе.
Начинать знакомство с лего-конструкторами можно в любом возрасте, т.к. это является не только современным техническим средством, но и мощным дидактическим инструментом для развития способностей ребенка.
Лего - конструирование способствует обучению и развитию детей через игру. Именно игровой момент в лего-конструировании помогает детям принимать нестандартные решения, учиться творчески мыслить.
В процессе разработки, программирования и тестирования роботов учащиеся встречаются с понятиями из области информатики, математики, физики. Учатся пошагово решать поставленные задачи, анализировать полученные результаты.
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями лего - конструкторов позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
В феврале 2009 года команда учащихся 7-х классов приняла участие в районном конкурсе Лего-роботов, заняв 1 и 3 место в основной категории конкурса, стали участниками муниципального этапа конкурса Лего - роботов. В 2011 – 2012 учебном году сменился руководитель кружка. В феврале 2012 года команда «Первооткрыватели (учащиеся 6 класса)» занятии первое место в муниципальном этапе Лего-роботов, основная категория средняя возрастная группа, стали участниками регионального этапа международных состязаний Лего- роботов. С этого учебного года (2012-2013 учебный год) занятия проводятся в 3 возрастных группах: первая группа учащиеся 4-5 классов, вторая – 6 классы, третья – 7 классы. Группа состоит из 15 человек, длительность занятия два часа в неделю, в один день, полностью обновился состав кружковцев. Учащиеся приняли участие в региональном этапе FLLFerstLegoLeague, соревнования которые впервые проводятся в нашем регионе, «Hello, Robot» и «Лего-Суммо». В марте 2013 года приняли участие в двух возрастных группах основной категории в муниципальном этапе международных состязаний роботов.
В планах на будущее: пополнить материальную базу, увеличить количество групп и принять участие во всех соревнованиях, которые пройдут в новом сезоне.
|
На: Лот 4. Организация работы в ОУ по использованию Лего-техноло
В статье описан опыт внедрения лего-технологий в школе. В статье описаны организационно-управленческие условия, созданные в школе. Подробно описаны принципы построения работы учащихся на занятиях. Елена Владимировна предлагает план работы по использованию лего-технологий в школе, расписание кружка "Лего-программирования".В статье описан опыт внедрения лего-технологий в школе. В статье описаны организационно-управленческие условия, созданные в школе, в том числе методические, кадровые, технические. Опыт внедрения лего-технологий, описанный в работе, думаю, что можно применять и в других общеобразовательных учреждениях. Оксана Юрьевна предлагает план работы по использованию лего-технологий в школе, приказ о назначении ответственного за внедрение лего-конструкторов, программу кружка "Лего-мастерская". Опыт внедрения лего-технологий, описанный в работе, думаю, что можно применять и в других общеобразовательных учреждениях. Так