Submitted by Наталия Викторовна Тополинская on вс, 31/03/2013 - 17:43
Разработка урока с применением интерактивных методик.
Урок изобразительного искусства.
Тема: Колорит в пейзаже.
Класс: 6.
Цель: Научить передавать при помощи колорита различные эмоциональные оттенки пейзажа.
Задачи: Дидактические: расширить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов; углубить представления детей о возможностях цвета.
Развивающие: совершенствовать навыки применения цвета в создании художественного образа; закрепить интерес к работе цветом; развивать навыки владения мазком; развивать творческое воображение;развивать способность к творческому самовыражению;развивать умение вести диалог.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура).
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.)
2. Начало урока (2 мин.)
Приём “Я беру тебя с собой “. Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой солнце. А что у вас?...
Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? Мы взяли с собой в дорогу элементы пейзажа, так как разговор мы будем вести именно о нём. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с пейзажем, как жанром изобразительного искусства; узнаем, что такое колорит и как он помогает художнику передать определённое настроение.
3. Актуализация знаний (6 мин.)
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
На доске прикреплён значок корзины, в которой условно будет собрано то, что ученики знают об изучаемой теме. Рядом с корзиной крепятся таблички с художественными терминами.
Какие виды изобразительного искусства вы знаете?
С какими из них мы подробно знакомились на уроках?
Вспомните разновидности живописи (станковая (картины написаны на холсте или бумаге) и монументальная (мозаика и фреска)).
Послушайте поэтические зарисовки и скажите, к какому жанру живописи вы их отнесете.
Осыпаются астры в садах.
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
И. А. Бунин. Осыпаются астры в садах…
Все лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют и трава
Седой росой в лугах белеет…
И. А. Бунин. Все лес и лес…
Ученики. Это пейзажная лирика И. А. Бунина, которая как нежно- созерцательно, так и реалистически- зеркально отражает природу среднерусской полосы.
Какие картины природы, навеянные этими строками, возникают в вашем воображении?
Какие цвета, краски использовал автор для создания поэтического описания?
Какими художественно-выразительными средствами живописи художник может передать настроение в пейзаже?
Прием «Генераторы- критики». Задача первой группы (генераторы) - дать как можно большее число вариантов ответов на вопрос. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро.
Задача второй группы (критиков): выбрать из предложенных ответов наиболее подходящие (ответы критиков помещаем в корзину).
Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести правило создания настроения в пейзаже, прибегая к своему опыту и знаниям.
Какие средства художественной выразительности в живописи вы можете назвать?
Предполагаемые ответы детей:
Цвет.
Основные группы цветов:
Основные – составные.
Теплые – холодные.
Глухие – звонкие.
Фактура – характер поверхности, которая передаётсяпри помощи живописного мазка.
Живописный мазок. Виды мазков:1) Мазок – дождик (выражен наклонным движением, один цвет вписывается в другой); 2) Мазок – кирпичик напоминает каменную кладку. Это мазок выполняется на всю ширину кисти; 3) Мазок – запятая по следу от движения кисти напоминает запятую; 4) Мазок – вальс по форме напоминает лодочку, а группа мазков создает ощущение вальсирующего движения; 5) Смешанный мазок представляет собой сочетание всех предыдущих, создает настроение беспокойное и шумное.
ЦветовоеПятно.
Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое.
Световоздушная перспектива.
Таким образом, в «корзине» собран весь понятийный аппарат, которым владеют дети.
4. Раскрытие новой темы (10 мин.)
Пейзажная картина в отличие от бытовой картины и портрета дает возможность художнику выразить свое отношение к миру в широком, обобщенно-поэтическом плане, хотя она обращена не к прямому изображению человека или же тех или иных обстоятельств его жизни, а к миру природы, которая нас окружает.
Окружающий нас мир является неиссякаемым источником художественного творчества. Для каждого художника действительность открывает все новые и новые грани познания законов природы.
Обращение человека к творчеству – есть не что иное, как подражание природе. Уже с ранних пор развития человечества наши предки догадались во всем подражать природе, усмотрев в этом возможность выживания. Именно в таком отношении к миру человек совершенствуется, создает необходимые для жизни орудия охоты, труда, одежду, жилище, посуду и т.п., заимствуя все у природы.
Каких художников-пейзажистов вы знаете?
Чем запомнились их картины?
Каждый художник выбирает такие пейзажные мотивы, которые дают ему возможность выразить свое отношение к окружающему миру, каждый находит свои выразительные средства, чтобы воспроизвести определенное состояние природы, ее своеобразие, создать ощущение пространства, воздушности, передать освещение.
Приём «Постановка проблемы»
Посмотрите на две репродукции: В.К.Бялыницкого-Бирули «Задумчивые дни осени» и И.Э.Грабаря «Рябинка».
Что общего в этих работах?
А чем они отличаются?
Какое настроение возникает при созерцании одной и другой картины?
При помощи чего художникам удалось передать такие различные состояния природы?
Вот мы с вами и подошли к основному понятию сегодняшнего урока .
Колорит- жизненно правдивое и гармоничное сочетание цветов, слаженность многообразных оттенков, определяющих цветовой облик картины.
Если в картине преобладают синие, зеленые, фиолетовые оттенки – колорит холодный. При доминировании желтых, красных, оранжевых, охристых цветов – колорит теплый. В зависимости от характера сочетания красок, живописное произведение передает разное настроение – радостное, тревожное, грустное и т.д.
Подумайте и скажите, какими словами можно охарактеризовать эти два пейзажа?
Дайте словесное обозначение цветового строя картин.
Ребята, как вы думаете, есть ли общее в настроении человека и природы?
Что происходит в душе человека когда он видит солнце, ощущает на себе холодный ветер и дождь или когда попадает в грозу, ночной снегопад и т.д.?
А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в творчестве – музыке, танце, поэзии, живописном произведении?
В пейзаже, как особом жанре живописи, художник может выражать свои личные настроения, а мы, зрители, понимаем это настроение потому, что глядя на изображение начинаем испытывать подобные чувства.
Для передачи того или иного состояния природы очень большую роль играет верно взятый общий тон.
Утром пейзаж будет пронизан серебристо-голубыми лучами восходящего солнца, следовательно, все предметы будут окутаны этим светом, а общий тон пейзажа будет серебристый.
Летний жаркий день изображен на картине Куинджи «Березовая роща». Днем яркие лучи солнца определяют локальную окраску предметов. Свет становится ярче, а тень – темнее, и из-за этого общий тон пейзажа становится более светлым.
Пожалуй, одной из самых распространенных тем в творчестве художников-пейзажистов является вечер. С последними лучами солнца уходит день, и приближается ночь.
На живописном полотне Куинджи «Вечер на Украине» мы видим деревенский пейзаж: залитые золотым закатным светом хаты и деревья, холмы и тропинки, нежно-молочное, с розовыми оттенками небо и синевато-фиолетовые длинные вечерние тени. Художник применяет удивительно звучный контраст малинового и бирюзового.
Вечером, по мере того как солнце садится, краски сгущаются, а воздух окрашивается золотисто-багровыми лучами. В этом случае цветовой строй пейзажа будет золотистым, тени же будут принимать холодный оттенок вечернего неба в зените.
Анализ реподукции с картины Ромадина «Последний луч».
Настроение пейзажа зависит от передачи в нем того или иного состояния. Солнечный день, сумерки или дождливый денек поздней осени – все это определенное состояние природы. Изучение цветовых закономерностей различных состояний природы так же одна из важнейших задач.
И наконец, небо – один из важнейших элементов пейзажа. Им нельзя пренебрегать. Оно является ключевой нотой и выражает настроение. В природе небо – источник света, оно царит над всем, и даже наши повседневные суждения о погоде зависят то него.
Учащиеся делятся на группы по 6 человек. Каждой группе выдаётся закрытый конверт с репродукционным материалом и заданиями.
Задание №1. Как уже было сказано выше, художник в картине выражает свое состояние души, мысли, чувства. Одно и тоже время года художники видят и воспринимают по-разному. У каждой группы в конверте две репродукции картин художников, относящихся к одному из времён года, но разные по своему настроению. Каждая группа должна выполнить сравнительный анализ репродукций; определить колорит каждой из них, выявив взаимосвязь колорита и настроения; дать названия первой и второй репродукциям и обосновать свое мнение.
Задание №2: Составление цветовой гаммы для каждого времени года. Какое богатство цветовых отношений дарит нам каждое время года, будь то весна, лето, осень или зима. Но у каждого времени года есть свои любимые цвета. У зимы свой колорит, так же как у весны, лета или осени.
Каждой из 4-х групп учащихся на половине ватмана необходимо составить гармонию цветовых отношений для определенного времени года.
1группа- зима
2 группа- весна
3 группа- лето
4 группа- осень
5. Обсуждение и решение проблем (8мин.)
Выступление групп. Каждая группа представляет свою работу и защищает её, обосновывая правильность выбора колористической гаммы, в соответствии с заданным временем года. Пробуем к каждой цветовой гамме подобрать поэтические строки.
6. Решение учебных задач (15 мин.)
Индивидуальная работа в группах. К колоритным интересным пейзажам сами собой напрашиваются поэтические строки. Поэты так же не оставались равнодушными к красоте природы и сочиняли поэтические зарисовки пейзажей природы. Каждый из вас выберет одно из стихотворений (у каждой группы на столе находятся листочки с текстом стихов одного времени года) и попытается сначала мысленно создать живописный образ и заполнить таблицу, где вы зафиксируете свои мысли.
Какие мысли, чувства вызвали прочитанные строки?
Каким представился колорит картины?
Какие краски планируете использовать в работе?
После чего вы выполнитепрактическую работу по изображению пейзажа в минорной или мажорной цветовой гамме. Задание: изобразить пейзаж в спокойном или напряженном состоянии, опираясь на поэтические зарисовки. Пейзаж вы пишете в теплой или холодной цветовой гамме, в зависимости от настроения.
Пейзаж пишем без предварительного рисунка карандашом. Наносим на лист набросочный рисунок влажной кистью. Вода в скором времени испарится, но представления об образе останутся. После завершения работы придумайте название своей композиции.
Мы говорим о музыкальности живописи, предполагая, что художник пишет цветами различной эмоциональной выразительности и использует различную густоту мазка подобно тому, как композитор при создании музыкального произведения пользуется разнообразными звуками – длинными и короткими, высокими и низкими, тихими и громкими. Музыкальный фон поможет вам при выполнении работы.
7. Контроль знаний и обратная связь (5 мин.)
Демонстрация работ учеников.
Какое настроение возникает у вас, глядя на эти живописные этюды?
Почему у вас возникает такое ощущение?
Приём “Рюкзак”. Рюкзак перемещается от одной группы к другой, где каждая фиксирует не просто успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».
8. Рефлексия (3 мин.)
Для оценивания творческого задания выполним приём “Райтинг”.
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник.
Можно предложить детям оценку творческого задания и составляющих его элементов в процентном соотношении.
№
п/п
Параметры ЗУН
Самооценка учащихся
Качественная оценка ЗУН учителем
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Компоновка в листе
Тон
Цвет
Мазок
Гармоничное сочетание красок
Светотень
Перспектива
Степень образности
80%
30%
83%
87%
70%
30%
90%
92%
79%
38%
82%
85%
80%
25%
89%
92%
Домашнее задание:
- выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры;
- подобрать материал о художниках-пейзажистах городского пейзажа, архитектурного пейзажа и иллюстрации этих видов пейзажей.