http://www.ebio.ru/ - электронный учебник по биологии
http://nehudlit.ru/books/subcat288.html - электронные пособия по «Общей биологии».
2. Цель урока:
Сформировать знания обучающихся о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Менделя, о гипотезе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
3. Задачи урока
Образовательные:
Закрепить и углубить базовые генетические знания: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание; объяснить причины возникновения некоторых генетических заболеваний.
Развивающие:
Развивать умение давать характеристику моногибридному скрещиванию, применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране окружающей среды, здравоохранению, сельскому хозяйству; развивать интерес к науке и медицине, логическое мышление, умение сопоставлять знания и факты; формировать материалистическое мировоззрение, умение понимать статистические закономерности, показать возможность математического расчета для прогнозирования численности вариантов, укреплять навыки записи схем на генном уровне.
Воспитывающие:
Помочь учащимся в преодолении трудностей при решении задач на этапе подготовки к выпускным экзаменам, воспитывать уверенность в себе и собственных знаниях, умение работать в коллективе, правильно организовывать свой труд.
4. ожидаемые результаты:
Ученик должен знать:базовые генетические понятия и законы: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание.
Ученик должен уметь: объяснять причины возникновения некоторых генетических заболеваний, решать генетические задачи на моногибридное скрещивание
Приобретаемые навыки детей:
· учащиеся учатся работать в команде;
· развитие логического мышления, памяти, воображения;
· воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплине;
· подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность
5. формы организации работы детей:
индивидуальная, групповая, коллективная. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.
6. Ход мероприятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент (2 мин)
Фронтальная беседа
-Здравствуйте!
«В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом. В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу – разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате – и в этом его гениальность. Этот знаменитый учёный…» (Грегор Мендель)
Слайд 1: Портрет Г. Менделя.
-Основоположником какой науки является Г. Мендель? (генетики)
Слайд 2:
Что изучает генетика?
-Что такое наследственность?
-Что такое изменчивость?
-Что такое наследование?
Слайд 3
-Как называется тема нашего урока? (Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. (запись на доске)
- А начнем мы нашу работу с актуализации ваших знаний. Выполним задание, которое поможет вам грамотно объяснять решение генетических задач.
Слайд 4:Задание на соответствие (групповая работа класса-5 мин.)
Слайд 5:Повторение символики – 3 мин.
Групповая работа класса
Коллективная работа класса
3.Изучение нового материала (15 мин)
Фронтальная беседа
-Сколько законов Менделя вы знаете? (три)
-Почему именно Г. Менделю удалось открыть основные закономерности наследования признаков?
Слайд 6: Успех Г. Менделя определяется рядом причин:
1. Выбрал удобный объект – горох посевной ( самоопыляемое, неприхотливое растение, дает несколько урожаев в год, много сортов, которые отличаются друг от друга рядом хорошо различимых признаков, дает много семян).
2. Начал изучать сложное явление наследственности с простой модели – моногибридного скрещивания.
3. Разработал новый метод исследования – гибридологический, основой которого является генетический анализ результатов скрещивания.
-Давайте рассмотрим теоретические основы опытов Г.Менделя и дадим формулировки первым двум законам.
-Попробуйте описать опыт Менделя
Слайд 7: Иллюстрация опыта и открытие первого закона.
-Как можно сформулировать первый закон Менделя?
Слайд 8: Формулировка первого закона Менделя
«При скрещивании двух гомозиготных родительских особей, отличающихся друг от друга одной парой признаков, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным».
-Мендель продолжил эксперимент, попробуйте описать его дальнейшие исследования.
Слайд 9: Иллюстрация опыта и открытие второго закона.
-Как можно сформулировать второй закон Менделя?
Слайд 10: Формулировка второго закона Менделя
«При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1»
Слайд 11: Гипотеза «чистоты гамет»
За признаки отвечают наследственные факторы (гены)
За один признак отвечает 2 фактора.
«При образовании гамет, в каждую попадает только один фактор из пары»
Слайд 12: Цитологические основы моногибридного скрещивания.
-Вот таким образом можно схематически представить закономерности наследования, используя современные понятия и символы
-Изучив теоретические основы, переходим к практической части урока
Отвечают на вопросы
Конспектируют в тетрадь причины успеха Менделя
Ответы обучающихся
Записывают в тетрадь формулировку первого закона Менделя
Ответы обучающихся
Записывают в тетрадь формулировку второго закона Менделя
Записывают в тетрадь формулировку гипотезы «Чистоты гамет»
4.Закрепление пройденного материала (15 мин)
Составление алгоритма решения генетической задачи.
Слайд 13: Алгоритм решения генетической задачи
1. Внимательно прочитать условие задачи.
2.Проанализировать условие задачи.
3. Записать краткое условие задачи (ввести генетическую символику)
4. Составить схему решения задачи.
5. Записать ответ.
-Давайте попробуем решить задачу, используя данный алгоритм. Мне нужен помощник.
Слайд 14: Условие задачи
Рассмотрение примера решения задачи на доске (1 человек)
Слайд 15: Условия 2 задач для самостоятельной работы обучающихся в группах.
А теперь, вы работаете в группах. 1,3 группы решают первую задачу, 2,4 – вторую задачу.
Слайды 16 Решения задач
Работа в группах (решение задач и проверка) 5 мин
Коллективное изучение алгоритма решения генетической задачи
1 человек работает у доски, остальные обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях
Работа в группах, решение задач
5.Информация о домашнем задании (2 мин)
1. Изучить материал учебника параграфы 38, 39, устно ответить на вопросы на страницах 142, 146.
2. Решить 3 задачи по выбору с карточки.
3. Индивидуальное долгосрочное творческое задание. Начать составление задачника (придумать задачи на моногибридное скрещивание).
Записывают домашнее задание
6.Рефлексия обучающихся по вопросам (3 мин)
Попробуйте самостоятельно оценить объём выполненной вами работы и ответьте на вопросы:
Слайд 17: Вопросы для рефлексии.
1. Что было для меня достаточно простым
2. Что нового я подчеркнул для себя на уроке при решении задач по генетике
3. Имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни
4. Достаточно ли я независим от учителя.
Выставление отметок за урок.
-Большое спасибо за работу. До свидания!
Устные ответы на вопросы каждого обучающегося для себя
Методическая и педагогическая эффективность используемых технологий:
Разработанное занятие позволяет учащимся изучить и закрепить закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, отработать умения решать генетические задачи. Применение информационных технологий позволяет в течение занятия использовать разные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
В процессе мероприятия у ребят формируются коммуникативные навыки, навыки работы в группе.
Конспект урока, раздаточный материал, презентация к уроку