Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лот 2 Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание МБОУ СОШ №39 Горшкова М.В.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Горшкова Мария Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 39 г. Челябинск учитель биологии и химии

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 

Сформировать знания обучающихся о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Менделя, о гипотезе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1. Каменский А.А. Общая биология.10-11 класс: Учеб. для  общеобразоват. учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2010.

2. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2011.

3. Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Издание 3-е, дополненное: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

4. Кириленко А. А. Молекулярная биология. Сборник заданий по подготовке к ЕГЭ: уровни А, В и С : учебно-методическое пособие / А. А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

5.Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике (с решениями):  Для школьников, лицеистов и гимназистов. М.: Центр РСПИ

6.Рязанова Л.Г. Задачник по генетике для дифференцированного обучения: Учебное пособие.- Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999

Используемая методическая литература: 

1. Пасечник, В.В. Биология. Общая биология.10-11 кл.: тематическое и поурочное планирование/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. - М.: Дрофа, 2010М.

 

2. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9 – 11 кл: Методическое пособие. – М.: Дрофа. 2000 – 128 с.


 

Используемое оборудование: 

 

компьютер,  проектор, раздаточный материал: наборы типовых задач по моногибридному скрещиванию.

Используемые ЦОР: 

 

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 [Электронное пособие]  /Республиканский мультимедиа центр, 2004.
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронное пособие] /Кирилл и Мефидий, 2009.
  • Тренинг курс ЕГЭ [Электронное пособие] /Физикон, 2009.
  • Биология 6-11 класс, Виртуальная лаборатория. [Электронное пособие] /ГТУ, 2006.
  • Биология, химия, экология. [Электронное пособие] /Физикон, 2005.
  • Открытая биология. Версия 2.6. [Электронное пособие] /Физикон, 2006.
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии.  [Электронное пособие] /Физикон, 2009
Краткое описание: 
<p> Урок изучения нового материала по теме &quot;Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание&quot;.</p> <p> Изучение 1 и 2 закона Менделя, решение генетических задач на моногибридное скрещивание.&nbsp;</p>

1. Используемые интернет-ресурсы: 

  • http://www.ebio.ru/ - электронный учебник по биологии
  • http://nehudlit.ru/books/subcat288.html - электронные пособия по «Общей биологии».

2. Цель урока: 

Сформировать знания обучающихся о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Менделя, о гипотезе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

3. Задачи урока

Образовательные:

Закрепить и углубить базовые генетические знания: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание; объяснить причины возникновения некоторых генетических заболеваний.

Развивающие:     

Развивать умение давать характеристику моногибридному скрещиванию, применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране окружающей среды, здравоохранению, сельскому хозяйству; развивать интерес к науке и медицине, логическое мышление, умение сопоставлять знания и факты; формировать материалистическое мировоззрение, умение понимать статистические закономерности, показать возможность математического расчета для прогнозирования численности вариантов, укреплять навыки записи схем на генном уровне.

Воспитывающие:

Помочь учащимся в преодолении трудностей при решении задач на этапе подготовки к выпускным   экзаменам, воспитывать уверенность в себе и собственных знаниях, умение работать в коллективе, правильно организовывать свой труд.

4. ожидаемые результаты:

Ученик должен знать:базовые генетические понятия и законы: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание.

Ученик должен уметь: объяснять причины возникновения некоторых генетических заболеваний, решать генетические задачи на моногибридное скрещивание

Приобретаемые навыки детей:

·  учащиеся учатся работать в  команде;

·  развитие логического мышления, памяти, воображения;

·  воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплине;

·  подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность

5. формы организации работы детей:

индивидуальная, групповая, коллективная. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.

6. Ход мероприятия

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организационный момент (2 мин)

Фронтальная беседа

-Здравствуйте!

«В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом. В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу – разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате – и в этом его гениальность. Этот знаменитый учёный…» (Грегор Мендель)

Слайд 1: Портрет Г. Менделя.

-Основоположником какой науки является Г. Мендель? (генетики)

Слайд 2:

Что изучает генетика?

-Что такое наследственность?

-Что такое изменчивость?

-Что такое наследование?

Слайд 3

-Как называется тема нашего урока? (Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. (запись на доске)

Цели урока:

1. Повторить основные понятия генетики.

2. Раскрыть сущность моногибридного скрещивания.

3. Отрабатывать умения решать генетические задачи.

Обучающиеся отвечают на вопрос
2.Актуализация знаний (8 мин)

- А начнем мы нашу работу с актуализации ваших знаний. Выполним задание, которое поможет вам грамотно объяснять решение генетических задач.

Слайд 4:Задание на соответствие (групповая  работа класса-5 мин.)

Слайд 5:Повторение символики – 3 мин.

Групповая работа класса

Коллективная работа класса

3.Изучение нового материала (15 мин)

Фронтальная беседа

 -Сколько законов Менделя вы знаете? (три)

-Почему именно Г. Менделю удалось открыть основные закономерности наследования признаков?

Слайд 6:  Успех Г. Менделя определяется рядом причин:

1. Выбрал удобный объект – горох посевной ( самоопыляемое, неприхотливое растение, дает несколько урожаев в год, много сортов, которые отличаются друг от друга  рядом хорошо различимых признаков, дает много семян).

2. Начал изучать сложное явление наследственности с простой модели – моногибридного скрещивания.

3. Разработал новый метод исследования – гибридологический, основой которого является генетический анализ результатов скрещивания.

-Давайте рассмотрим теоретические основы опытов Г.Менделя и дадим формулировки первым двум законам.

-Попробуйте описать опыт Менделя

Слайд 7: Иллюстрация опыта и открытие первого закона.

-Как можно сформулировать первый закон Менделя?

Слайд 8: Формулировка первого закона Менделя

«При скрещивании двух гомозиготных  родительских особей, отличающихся друг от друга одной парой признаков, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным».

-Мендель продолжил эксперимент, попробуйте описать его дальнейшие исследования.

Слайд 9: Иллюстрация опыта и открытие второго закона.

-Как можно сформулировать второй закон Менделя?

Слайд 10: Формулировка второго закона Менделя

«При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1»

Слайд 11:  Гипотеза «чистоты гамет»

За признаки отвечают наследственные факторы (гены)

За один признак отвечает 2 фактора.

«При образовании гамет, в каждую попадает только один фактор из пары»

Слайд 12: Цитологические основы моногибридного скрещивания.

-Вот таким образом можно схематически представить  закономерности наследования, используя современные понятия и символы

-Изучив теоретические основы, переходим к практической части урока

Отвечают на вопросы

 

Конспектируют  в тетрадь причины успеха Менделя

 

Ответы обучающихся

 

Записывают в тетрадь формулировку  первого закона Менделя

 

 

Ответы обучающихся

 

 

Записывают в тетрадь формулировку второго закона Менделя

 

Записывают в тетрадь формулировку гипотезы «Чистоты гамет»

4.Закрепление пройденного материала (15 мин)

Составление алгоритма решения генетической задачи.

Слайд 13: Алгоритм решения генетической задачи

1. Внимательно прочитать условие задачи.

2.Проанализировать условие задачи.

3. Записать краткое условие задачи (ввести генетическую символику)

4. Составить схему решения задачи.

5. Записать ответ.

-Давайте попробуем решить задачу, используя данный алгоритм. Мне нужен помощник.

Слайд 14: Условие задачи

Рассмотрение примера решения задачи на доске (1 человек)

Слайд 15: Условия 2 задач для самостоятельной работы обучающихся в группах.

А теперь, вы работаете в группах. 1,3 группы решают первую задачу, 2,4 – вторую задачу.

Слайды 16 Решения задач

Работа в группах (решение задач и проверка) 5 мин

Коллективное изучение алгоритма решения генетической задачи

 

1 человек работает у доски, остальные обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях

 

 

 

Работа в группах, решение задач

5.Информация о домашнем задании (2 мин)

1. Изучить материал учебника параграфы 38, 39, устно ответить на вопросы на страницах 142, 146.

2. Решить 3 задачи по выбору с карточки.

3. Индивидуальное долгосрочное творческое задание. Начать составление задачника (придумать задачи на моногибридное скрещивание).

Записывают домашнее задание
6.Рефлексия обучающихся по вопросам (3 мин)

Попробуйте самостоятельно оценить объём выполненной вами работы и ответьте на вопросы:

Слайд 17: Вопросы для рефлексии.

1. Что было для меня достаточно простым

2. Что нового я подчеркнул для себя на уроке при решении задач по генетике

3. Имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни

4. Достаточно ли я независим от учителя.

Выставление отметок за урок.

-Большое спасибо за работу. До свидания!
Устные ответы на вопросы каждого обучающегося для себя

 

 Методическая и педагогическая эффективность  используемых технологий:

  • Разработанное занятие позволяет учащимся изучить и закрепить закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, отработать  умения решать генетические задачи. Применение информационных технологий позволяет в течение занятия использовать разные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
  • В процессе мероприятия у ребят формируются коммуникативные навыки, навыки  работы в группе.

Конспект урока, раздаточный материал,  презентация к уроку 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн