Submitted by Лариса Сергеевна Золотарева on вс, 31/03/2013 - 14:12
Разработка урока по литературному чтению (4 класс)
Тема урока:
«М.М.Пришвин. Выскочка»
Цель урока:
Учить обучающихся чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.
Задачи урока:
- учить ориентироваться в учебной книге;
- развивать навык самостоятельного выявления основного смысла прочитанного;
- обогащать чувственный опыт обучающихся, их реальное представление об окружающем мире и природе.
Основные виды деятельности на уроке:
Групповая форма работы.
Работа с текстом источника.
Ожидаемые учебные результаты:
Обучающиеся должны:
- уметь высказывать свое мнение;
- уметь работать с текстом;
- уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;
Оборудование:
1. Мультимедиа.
2. Портрет М.М.Пришвина
3. Книги для выставки
4. Карточки для работы в группах
5.Учебник литературного чтения
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
- Как всегда, мы начнем наш урок с речевой разминки.
(Слайд 1)
Три сороки -тараторки
Тараторили на горке.
- Прочитайте тихо, погромче, громко.
- Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?
- Выделите голосом, что же делали сороки?
3.Проверка домашнего задания.
- Вспомните, какое произведение вы читали на прошлом уроке.
- Какое задание вы выполнили дома?
4.Сообщение темы, целей
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка».
Мы будем учиться понимать образный язык художественного произведения, выясним основной смысл этого произведения. В помощь возьмём внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
О замечательном человеке, писателе, авторе многих интересных произведений нам расскажет… (приглашается ученик)
Ученик.(Слайд 2)
-Михаил Михайлович Пришвин родился чуть более ста лет назад, в имении Хрущёво, Елецкого уезда. Его с детства занимала жизнь природы. Мечтой Пришвина были путешествия, и мечта эта осуществилась.
День за днём, год за годом записывал писатель голос леса, воды, лета и осени – голос жизни. Михаил Михайлович так любил и понимал животных и лес, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо.
- В его произведениях можно найти и точные знания натуралиста, и глубину раздумий над жизнью, и поэтический язык, питаемый народной жизнью.
Посмотрите на книги.
(Слайд 3)
- Как они называются? (прочитайте)
- Из названия книг видно, о чём писал автор.
-Да, эти книги о животных, природе.
- Какие произведения этого автора вам известны?
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом нашего земляка Михаила Пришвина «Выскочка».
- Подумайте, о ком или о чём он может быть?
1.Работа с текстом. Чтение текста.
- Кого же мы называем выскочкой?
- Каково лексическое значение этого слова?
2. Словарная работа
- При чтении нам встречались незнакомые выражения, давайте поработаем над ними.
- Прочитайте, пожалуйста, 2 абзац, 4 предложение с.93.
(Слайд 4)
С заскоком и пыльцой в голове.
- Как вы понимаете это выражение?
3 абзац последняя строчка, какое выражение привлекло ваше внимание?
(Слайд 4)
Поскакала дуром – как вы понимаете это?
Последний абзац с.93. Найдите, пожалуйста, как посмотрела Вьюшка на Выскочку?
(Слайд 4)
Косым глазом.
- Как это она посмотрела?
Посмотрите глазами влево, вправо, как вы посмотрели?– искоса.
Физкультминутка
3.Работа над содержанием текста.
- Прочитайте, как выглядела Вьюшка?
- Что за подарок достался Вьюшке?
- В какое время года происходит это событие?
- Что постигли сороки от своих родителей? Прочитайте.
- Прочитайте, пожалуйста, наступление сорок (чтение за ведущим, подготовка к выразительному чтению).