«Природные источники углеводородов и их переработка. Нефть и ее перегонка»
Submitted by Татьяна Владимировна Трофименко on вс, 31/03/2013 - 13:29
План – конспект урока
Тема урока: «Природные источники углеводородов и их переработка. Нефть и ее перегонка»
Запись на доске: «Нефть не топливо! Топить можно и ассигнациями» Д.И.Менделеев
Тип урока: Урок ознакомления с новой информацией
Цели урока:
- образовательные: ознакомление учащихся с природными источниками углеводородов, показать, что природный газ и попутные газы являются не только топливом, ознакомление с составом нефти, а также с физическим способом переработки нефти – перегонкой.
- развивающие: расширение понятийной базы (детонация, эмбарго, санкции)
- воспитательные: осознание того, что Россия занимает лидирующие позиции в мире по объемам добычи нефти.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, интернет, ЦОР, презентация, географическая карта, модель двигателя внутреннего сгорания, карточка «Трубчатая печь и ректификационная колонна».
Ход урока:
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Организационный момент
-Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку?
Проверяют свою готовность к уроку.
Актуализация знаний
«Изученные нами углеводороды представляют интерес не только как соединения, на примере которых могут быть рассмотрены основные теоретические вопросы органической химии. Они имеют большое народнохозяйственное значение, т.к. служат важнейшим видом сырья для получения почти всей продукции современной промышленности органического синтеза и широко используются в энергетических целях.
Наиболее важные источники углеводородов – природный и попутный нефтяной газы, нефть, каменный уголь.
Цель нашего урока: познакомиться с природными источниками углеводородов и их переработкой, подробнее с нефтью – презентация (слайд № 1)
Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока.
Проблемное объяснение нового знания
Начнет наш урок Загорский Вячеслав Викторович д.п.н., проф. Специализированного учебно-научного центра МГУ, лауреат грантов «Учитель Москвы» - http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/10-klass/tema/prirodnye-istochniki-uglevodorodov-pererabotka-nefti - презентация (слайд № 2)
Онлайн урок прерывается после слов «…большие запасы углеводородов…». Из курса географии вы знаете важнейшие месторождения.
Пауза после слов «…в результате разложения органических веществ образуются без доступа воздуха…» - анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed4a-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_007.swf - презентация (слайд № 3)
Далее онлайн урок до слов «… в нефти содержатся органические соединения, содержащие атомы кислорода, азота, серы…». Состав нефти - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed45-4185-11db-b0de-0800200c9a66/01.jpg,
Свойства нефти - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/41bd9379-166c-43de-939e-cf0216d806d8/view/ - презентация (слайд № 4)
Пауза после слов «…фракции имеют одинаковый состав и могут применяться с различными целями…».
Перегонка нефти - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c53325f4-eaf7-401c-a68e-9fd7b8bfc377/view/ - презентация (слайд № 5)
Онлайн урок проигрывается до конца.
Учащиеся записывают основные моменты в тетрадь.
На физической карте России один из учащихся показывает месторождения нефти, газа.
Учащиеся знакомятся с коллекцией нефтепродуктов.
Беседа по завершению просмотра ЦОРа «Свойства нефти»
Один из обучающихся зачитывает записи, сделанные в тетради.
Первичное закрепление
Самостоятельная работа – стр. 69 учебника «Химия», 10 класс Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. После изучения материала учащиеся заполняют карточку.