1.Организационный момент. (занятие проходит в кабинете информатики)
2. Определение темы урока, после просмотра фильма.
3. Учитель . Пейзаж – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства. Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. В становлении пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в 18 веке.
Для этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях. Новатором в области пейзажа стал А.А. Иванов.
Он первый передал в своих картинах великолепную воздушную перспективу.
Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А. Г. Венецианова.
В творчестве А.К. Саврасова появляется новый мотив – лирический пейзаж. Любовно повествующий о красоте скромных уголков родной природы.
Поиски средств передачи национального пейзажа определили пути художников – пейзажистов – певца средней полосы России. Ф.А. Васильева, морских просторов – К.Айвазовского, создателя этических полотен, посвященных русскому лесу – И.Шишкина.
Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И.Левитана, В. Поленова, К.Коровина и многих других, утвердивших в русском искусстве «пейзаж настроения», проникновенный лиризм мировосприятия и острое чувство современности.
Ребята, рассказ о пейзаже сопровождался демонстрацией репродукций с картин художников, что сделало рассказ наиболее ярким, запоминающимся. А позволила ей это сделать компьютерная программа (Microsoft PowerPoint).
Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален. Пейзажная картина – это всегда обобщение увиденное художником, это выражение языком живописи настроения, определенной идеи.
Для этого художник использует разные способы и средства изобразительности, разную технику, материалы, композиционное построение. Художник рисует кистью, карандашом, фломастером, а может и мышкой компьютера.
Техника рисования изображений на компьютере во многом похожа на обычную технику рисования. Для запуска графического редактора необходимо выполнить следующие действия: ПУСК-ПРОГРАММЫ- СТАНДАРТНЫЕ –PAINT. В открывшемся окне высвечивается рабочая область в виде чистого листа бумаги, где необходимо рисовать изображение, и панель инструментов Для рисования нам понадобиться ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ, которые выбирают при помощи мыши и ею же рисуют изображения. Тут же находится палитра цветов, в которой курсором мыши выбирают необходимый цвет для рисования изображений.
Любая картина начинается с композиции. А это – искусство сочинения, соединение различных частей в единое целое, выделение главного.
Композиция упорядочивает изображение и организует внимание учителя.
Наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм.
Игра-задание Соберите пазлы Целостность проявляется в построении произведения, его конструкции. Симметрия – в равновесии левой и правой части картин. Ритм – в повторяемости одного или нескольких элементов.
Симметрия – это относительное спокойствие.
Ритм – передача движения.
В композиции весьма существенным элементом является определение формата холста. Формат, который выбирает рисующий – не случайность. А результат композиционных поисков. Прямоугольный горизонтальный формат создает ощущение протяженности, пространственности, иногда покоя и тишины. Вертикальная выстроенность прямоугольного холста создает ощущение движения вверх или торжественности, величия, возвышенности, стройности. Квадратный формат – ощущение стабильности, спокойствия, умиротворения.
Именно композиция делает изображение интересным и приводит к сопереживанию. Композиция – это расположение объектов на изображении. В композиции пейзажа большое значение имеет изображение линейной перспективы. Линейная перспектива делится на три составляющих:
– это линия горизонта
– точка схода линий к горизонту.
Линия горизонта – это линия, определяющая небо от земли.
Если линия горизонта расположена низко – это сильно сокращает изображенную земную поверхность. Она помогает художнику выстроить планы и создать иллюзию пространства. Если линия горизонта высоко, земная поверхность широко развертывается перед зрителем, и он видит как элементы пейзажа, постепенно уменьшаясь, уходят вдаль.
Фискультминутка.
Итак, разобравшись сегодня с законом линейной перспективы, умея выполнять элементы пейзажа, мы предлагаем вам выполнить композицию пейзажа на компьютере, используя программу Paint. А теперь я предлагаю вам занять места у компьютеров и попробуйте создать изображение на экране.
Я рекомендую вам рисовать общие контуры объектов, используя вначале инструмент карандаш т.к. при этом изображаются тонкие линии, а затем уже брать кисть или распылитель для усиления, полученного изображения. Для изображения прямых линий, кривых линий, замкнутых объектов (прямоугольников, многоугольников, эллипсов и т.п.) щёлкают соответствующую кнопку на панели инструментов. Не забывайте, что при использовании инструмента заливка предварительно нужно нарисовать замкнутую линию, ограничивающую область закраски. Если этого не сделать или в линии будет присутствовать разрыв, то закрасится выбранным цветом вся рабочая область или область, не предназначенная для закраски. Если вы выполнили, какое либо ошибочное действие, то не следует переделывать всё с начала нужно просто одновременно нажать клавиши ALT и Back Space, и данное действие будет отменено. Перед началом работы давайте вспомним правила ТБ.
Итог урока.
Подводя итог сегодняшнего занятия, мы предлагаем вам закончить фразу «Опыт, приобретенный на сегодняшнем занятии, поможет мне…».
Ваши работы я размещу на сайте IT-прорыв.
Домашнее задание.
Выполнить три варианта композиционного размещения одного и того же вида пейзажа на одном листе бумаги. Проанализировать композицию и выбрать наиболее удачный вариант.
Создать презентацию, раскрывающую этапы работы над пейзажем.