Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Круподерова В.Ю. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной голоса

Автор: 
Круподерова Вера Юрьевна
Место работы: 
преподаватель хорового класса МБОУ гимназии №10, г. Челябинск

Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной голоса

 

Певческий голос – драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно. К сожалению, в последнее время увеличилось количество расстройств голосового аппарата у детей. Нам приходится сталкиваться с этим печальным фактом при прослушивании детей. Причину следует искать не только в певческом, но и в речевом режиме учащихся. Дети очень эмоциональны. Общаясь друг с другом в коллективах, играх, спортивных соревнованиях, они часто кричат, перенапрягая голос.
Процесс фонации тесно связан с развитием слуха. Правильное функционирование голосового аппарата возможно лишь при развитии голоса и слуха в благоприятной обстановке. Поэтому тревогу вызывает увлечение слишком громкой музыкой. Это снижает остроту слуха, притупляет музыкальное восприятие и память, отрицательно влияет на нервную систему.

Общеизвестно, что систематическое обучение детей пению, способствуют сохранению голосового аппарата.

Массовое вокальное воспитание осуществляется в процессе хоровых занятий.  Хоровые коллективы охватывают детей в возрасте от 6 до 17 лет. Они имеют в своём составе 3 хоровые группы: младшую, среднюю и старшую. Каждому возрастному периоду соответствуют свои особенности звучания, вытекающие из анатомо-физиологических норм развития голоса.

Какое звучание хора младших школьников можно считать оптимальным, учитывая возможности их голосового аппарата? Последние исследования показали, что голосовой аппарат младших школьников может работать как в фальцетном режиме (краевое колебание связок), так и в грудном (полное их колебание). Однако с позицией охраны голоса лучше использовать фальцет и лёгкий микст. Этому голосообразованию соответствует лёгкое, светлое, головное звучание. Сила голоса в этом возрасте невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. При переходе к 2-хголосному пению деление на 1 и 2 голоса – условно: преподаватель обращает внимание или на более плотное, или более лёгкое звучание. Если песня написана в удобной тесситуре, голос ребёнка звучит естественно, легко. Начиная с 7–8 лет, идёт постепенное развитие голосовой мышцы, которая формируется к 11-12 годам.

Голоса ребят средней хоровой группы (11-13 лет) становятся более сильными и полными, расширяется диапазон, и ярче проявляются различия в тембрах. Это время расцвета детского голоса, поэтому правы те преподаватели, которые считают, что основные вокальные навыки дети должны получить в этом возрасте, до наступления мутации. Но не следует преждевременно слишком увлекаться грудным звучанием. Пение в хоровой партии, несоответствующей голосу певца, может пагубно отразиться на его дальнейшем развитии.

Следующий этап развития певческого голоса – мутация. В этот период следует особенно бережно относиться к гигиене голоса подростков, к дозировке пения. На занятиях с мальчиками во время мутации общепринята щадящая методика. Голосовой аппарат девочек претерпевает изменения. Основной характер голоса не меняется, однако в звучании голоса появляется сипота и хрипота. Циклические физиологические изменения в организме девочек также влияют на звучание голоса. Эти наблюдения и данные показывают, что девочки – подростки нуждаются в освобождении от пения на 2-3 дня в этот период. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, так как взрослое звучание не сформировалось, голосовая мышца продолжает развиваться. Об этом следует помнить, поскольку концертные детские хоры в большинстве случаев состоят из девочек 13-17 лет. Репертуарная и концертная нагрузка велика и характер звучания этих хоровых коллективов часто служит предметом дискуссий. Не следует идти на заведомо ущербный  вариант звучания. Наибольшей звонкости голос достигает при умеренном звучании. Форсированное  звучание отрицательно сказывается на вибрато, ценном свойстве певческого звука, которое придаёт теплоту  голосу. Голоса без вибрато кажутся неинтересными, «прямыми». Совершенно не допускается употребление твёрдой атаки как постоянного приёма звукообразования, так как это приводит к перенапряжению голосового аппарата.

Успешному решению задач вокального воспитания в хоре способствует наиболее целесообразный выбор методики. Сложность работы с хором заключается в том, что это не только единый творческий коллектив с общими чувствами и звучанием, но и содружество индивидуальностей с различными музыкальными и вокальными данными. Особенно много трудностей на начальном этапе работы. Педагог – хормейстер постоянно решает 2 задачи: создаёт музыкальный коллектив со всеми ему присущими техническими возможностями и учит каждого его участника владеть своим голосом. Правильно формируемое общее хоровое звучание положительно влияет на развитие голоса каждого ребёнка.

Обучение детей пению  связано с необходимостью привить определённый комплекс вокально-технических навыков. В процессе фонации отдельные части голосового аппарата: гортань, дыхательный аппарат, резонаторы и артикуляционный аппарат – действуют взаимосвязано. Обратим внимание на ту часть голосового аппарата, которая позволяет достичь большей силы и яркости звучания без напряжения в мышцах, что очень важно в плане охраны детского голоса. Речь идёт о резонаторах: верхние, расположенные над связками (полости глотки, рта, носа и придаточных пазухах) и нижние (грудная клетка, трахея и бронхи). Звук, рождённый голосовыми связками, проходя через систему резонаторов, приобретает характерный тембр, большую яркость. Резонаторы обладают положительным не только акустическим, но и физиологическим воздействием, стимулируя голосообразование. Физиологическая сущность резонаторных ощущений такова: колебания воздуха вызывают раздражения нервных окончаний – виброрецепторов, большое скопление которых находится в местах резонирования – стенках носовой и ротовой полости, в пазухах носа и слизистой мягкого нёба. Специальные вокальные термины «высокая позиция», «головное звучание» и т. д. связаны именно с процессом резонирования. Детей можно научить воздействию на резонаторы при помощи внутренних ощущений. Преподаватель учит детей разбираться в качестве звучания, воспитывает вокальный слух, анализируя свои внутренние ощущения. Каковы вокально-слуховые впечатления, полученные в детстве – таков будет голос при попытке петь. Поэтому нужно пользоваться при вокальном и хоровом воспитании записями лучших певцов и хоровых коллективов.

 

Помимо того, что учащиеся хора должны иметь представление о строении голосового аппарата, необходимо научить их соблюдать гигиену голоса:

1. Категорически нельзя грызть семечки;
2. Ограничивать мороженое и орехи;
3. Не кричать и не бегать перед пением;
4. Не пить холодное после горячего;
5. Не петь при осиплости;
6. Не петь натощак и сразу после еды.

Необходимо научить детей сознательно выполнять эти требования.

Каковы же требования к руководителю детского хора? Это должен быть эрудированный, увлечённый своим делом педагог – музыкант, хорошо знакомый с основами возрастной физиологии и психологии. Он обязан в достаточной мере владеть своим голосовым аппаратом, должен быть хорошо развит вокальный слух.
Итак, задача хормейстера – проявить большую заботу по отношению к неокрепшему детскому голосу и устранять, по возможности, вредное воздействие на него.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн