«Закаливание организма - как фактор сохранения здоровья»
Цель урока: Используя мемпредметные связи, выяснить какие факторы и их изменение влияют на здоровье человека. Раскрыть возможности организма человека, противостоящие изменению климата. Показать положительное значение закаливания организма как фактора повышающего устойчивость организма человека к изменению климата. Продолжать формировать у школьников информационную и коммуникативную компетенции.
Методы, использованные на уроке: частично - поисковый, метод проекта
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, проектная, творческая.
Ход урока.
Орг. момент
Вступительное слово учителя о Всемирном дне здоровья.
Начиная с 1950 года, 7 апреля ежегодно стали отмечать день Здоровья. Он проводится для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни. И всем известные слова, что здоровье не купишь ни за какие деньги, не являются пустым звоном.
Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением, под разными девизами: «В безопасности твоей крови - спасение жизни многих», «Активность - путь к долголетию».
В 2008 году день здоровья проводится под девизом: «Защитим здоровье от изменения климата»
Эта тема выбрана в связи с тем, что изменяющийся климат является растущей угрозой для здоровья людей.
Задание. Познакомимся с материалом периодической печати, которые у нас на столе.
1.Найти примеры подтверждающие, что изменение климата является причиной ухудшения здоровья людей.
(Учащиеся говорят о том, что сейчас много людей умирает от чрезмерной жары, люди страдают от резких колебаний атмосферного давления и перепадов температур).
Вместе с детьми выявляем проблему и записываем ее в тетрадь.
Проблема: Ухудшение состояния здоровья и повышение смертности людей в связи с изменением климата. Совместно с учениками приходим к мнению, что любую проблему необходимо решать, а в первую очередь проблемы связанные со здоровьем, для этого определяем цель.
Цель: Привлечь внимание людей к тому, что изменение климата влияет на здоровье человека. Что для этого нужно сделать, как решить проблему. Дети предлагают свои варианты, учитель уточняет, поправляет, дополняет.
Задачи: - изучить влияние климатических факторов на здоровье человека;
- выяснить какие изменения климата происходят сейчас, и как это отражается на здоровье;
- выявить ресурсы и возможности организма человека, противостоящие изменению климата.
- изучить, что такое закаливание, факторы и правила закаливания.
Актуализацию знаний учащиеся провожу в форме фронтальной беседы.
-Что такое климат?
- Перечислите известные вам климатические факторы.
- Какой климат в нашем регионе, дайте характеристику резко континентального климата? (обратить внимание и на нехватку кислорода в наших условиях, как это может отразиться на здоровье)
Проблемный вопрос: Почему выезжая на отдых из одного климатического пояса в другой, первые дни человек испытывает дискомфорт, как правило, ухудшение
состояния здоровья?
Вспомните из курса географии, можно использовать дополнительную литературу, которая на столах какие изменения климата происходят сейчас?
Учащиеся отмечаютпотепление климата и называют, что одной из причин является парниковый эффект, что приводит к росту инфекционных заболеваний, и повышение температуры воздуха отрицательно сказывается на здоровье людей страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями
Обратить внимание на изменение климата в нашем регионе.
В связи с вырубкой леса на огромной территории часто дуют ветра, особенно весной.
Усиление солнечной активности приводит к повышению солнечной радиации, а это приводит к росту кожных заболеваний, в том числе раковых.
Вопрос учащимся: Что же получается, организм человека ни как не может противостоять изменениям климата? (Ребята говорят об иммунитете, коже и слизистых оболочках, которые нас защищают).
Учитель дополняет. Каждый человек должен стремиться заботиться о своем здоровье и укреплять эти механизмы.
Давайте вместе с вами определим как это можно делать:
1. Правильно питаться (соблюдать режим питания, употреблять витамины, чтобы соотношение белков, жиров, углеводов соответствовало образу жизни и возрасту человека)
2. Иммунизация;
3.Соблюдать чистоту помещения, постоянно проветривать;
4.Вести борьбу с переносчиками инфекционных болезней;
5. Вести здоровый образ жизни (заниматься спортом, физкультурой, закаливать свой организм, отсутствие вредных привычек).
Учитель: Действительно, любые средства защиты от болезней, от дождя, ветра, холода, жары были бы бесполезны, если бы наш организм сам не обладал защитными свойствами.
Представьте себе, группа туристов на переходе попала в полосу дождя. Все промокли до нитки. Опасно простыть! Вода в 25 раз лучше проводит тепло, чем воздух и теплопроводность мокрой одежды велика. Но, заболел только один. Очень низкая или высокая температура среды одними людьми переносится хорошо, у других вызывает различные заболевания?
Как вы думаете почему?
Учащиеся высказываются. Говорят о том, что возможно один был болен, ослаблен или он был не закален. Что значит быть закаленным?
Что такое закаливание? Учащиеся, используя справочную литературу, находят объяснение.
Записываем в тетрадь. Закаливание - способность организма быстро приспосабливаться к изменениям температуры и других факторов среды.
Неблагоприятные внешние условия лучше выдерживает тот, кто с малых лет закаливает свой организм.
Предлагаю учащимся посмотреть презентацию «Закаливание» после просмотра ответить на следующие вопросы:
Что происходит в нашем организме при низкой температуре воздуха и при высокой?
У какого человека быстрее протекают эти процессы, и организм не успевает - не переохладиться, не перегреться?
Наша задача убедиться в том, что закаливание это один из факторов, который помогает человеку сохранить свое здоровье при изменении климата.
Предлагаю ребятам заслушать выступление ученика об известных людях, которые имели крепкое здоровье, благодаря закаливанию (задание было дано предварительно за неделю)
И.П.Павлов до 80 лет купался в Неве и летом и осенью.
Л.Н. Толстой ходил босиком и обливался холодной водой.
И.Е.Репин - зимой спал с открытым окном, а его борода и усы покрывались инеем в морозную ночь.
А.В. Суворов - выливал на себя ушат холодной воды каждое утро.
Вспомните известное с детства стихотворение. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
О чем это? Обратить внимание на таблицу «Факторы закаливания».
При помощи чего можно закаливать свой организм?
Нужно ли соблюдать какие - то правила, когда закаливаете свой организм? Почему?
Как вы думаете, могут все люди одинаково закаливаться? Почему?
Предлагается ребятам объединиться в группы, пары, выбрать продукт проекта, который им предстоит выполнить. Для этого они могут использовать дополнительную литературу, воспользоваться школьной мультимедиа, ресурсами Интернет.
Общая тема проекта «Защитим свое здоровье от изменения климата»
Возможные варианты продуктов проекта
1.Создание книжки-малютки «Правила закаливания»
2 Памятка «Солнечные ванны, польза и вред».
3. Холод - сильный фактор закаливания.
4. Написать стихотворения о пользе закаливания.
5. Подобрать материал и оформить презентацию «Закаливание организма»
6.Нарисовать плакат «Факторы закаливания»
7. Реферат на тему « Закаливание в жизни известных людей»
Учащиеся выбирают тему, с учетом своих возможностей, интересов. Начинают свою работу, которую должны закончить дома.
На следующем уроке им будет дана возможность защитить свой проект.
Используемая литература:
Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., изд. «Просвещение», 1978.
Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии. Человек. М., изд. «ВАКО», 2005