Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ГИА по русскому языку в 9 классе. Из опыта работы

Фото пользователя Людмила Николаевна Ляпунова
Submitted by Людмила Николаевна Ляпунова on Wed, 27/03/2013 - 12:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
О.С.Чернева
Место работы, должность: 

г. Челябинск, МАОУ СОШ №147, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Результаты сдачи ГИА девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального результата необходимо правильно организовать данную работу.</p>

                                                                                                  

ГИА по русскому языку в 9 классе. Из опыта работы

Результаты сдачи ГИА девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального результата необходимо правильно организовать данную работу. В 2013 году в КИМы по русскому языку внесены некоторые изменения: 

1. Изменено задание С2.
2. Исключено альтернативное задание (С2.2).

 

Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

·        лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

·        языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;

·        коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.  

 

Методы и приемы подготовки к ГИА

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.   

Работа над сжатием текста.

Главная задача:

научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события;
глубже вдумываться в содержание произведения;
вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

 Последовательность работы при визуальном восприятии текста 

  • Прочитайте исходный текст.
  • Сформулируйте  основную тему и идею текста (о чём текст?  что хотел сказать автор? ).
  • Подчеркните   ключевые слова и предложения.
  • Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
  • Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
  • Используя различные способы сжатия, сократите текст.
  • Проверьте  наличие в тексте изложения всех микротем,их последовательность                                                 и точность передачи информации каждой из них.
  • Проверьте   связь между частями изложения,  а также  наличие авторского замысла.
  • Напишите сжатое изложение.

 

Последовательность работы при восприятии текста на слух

 

  • Прослушайте исходный текст.
  • Сформулируйте  основную тему и идею текста  (о чём текст?  что хотел сказать автор? ).
  • Зафиксируйте  последовательность событий, рассуждений.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
  • Выберите способы компрессии для каждой части текста.
  • Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и  все микротемы.
  • Проверьте   связь между частями изложения,  а также  наличие авторского замысла.
  • Напишите сжатое изложение.

Основные принципы сжатия текста

 

  • Выпускник должен продемонстрировать не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения.
  • Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер.
  • В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ.
  • Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста.

 

Способы  компрессии текста:

—  Исключение

—  Обобщение

—  Сочетание исключения    и обобщения  

—  Замена

Правильное  применение  приёмов сжатия текста – это верная передача авторского замысла, без искажений.

 

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.

Замена – однородных членов обобщающим словом,

  • фрагмента предложения синтаксическим синонимом,
  • прямой речи косвенной,
  • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.

 

Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. В результате сжатия должен получиться связный логичный текст, который не должен содержать ошибок орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых.  

 

Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.

 

Алгоритм построения текста-рассуждения на лингвистическую тему:

Поскольку  задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

 

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

 

1. Вступление- тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение – вывод

План работы:

  • Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Необходимо внимательно прочитать цитату, подчеркнуть ключевые слова
  • Прочитать текст и определить, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть.
  • Определить роль языковых явлений в тексте, их значение.
  • Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл содержания тезиса, приводя два аргументированных примера из текста.

 

 

План подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 классов

№п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Форма реализации

1

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе в 2013 году, структурой экзаменационной работы.

сентябрь,

2012 г.

уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»

2

Рекомендации для учащихся по подготовке к итоговой аттестации.

 

 

3

Понятие об изложении . Алгоритм написания изложения.

 

 

4

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.

 

 

5

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.

 

 

6

Подготовка рабочих материалов к изложению

 

 

7

Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.

 

 

8

Приемы компрессии текста.

 

 

9

Практикум. Решение упражнений поформированию навыка сокращения текста.

октябрь,

2012 г.

уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»

10

Работа над ошибками. Редактирование текста.

 

 

11

Практикум. Обучающее изложение.

 

 

12

Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

 

 

13

Решение тренировочных упражнений по основным разделам школьного курса русского языка.

в течение года

уроки русского языка

14

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок».

ноябрь,

2012 г.

занятие-консультация

15

Кодификатор тестовых заданий части А1 – А7.

Анализ тестовых заданий данной группы.

ноябрь,

2012 г.

уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»

16

Кодификатор тестовых заданий части В1 – В 9.

Анализ тестовых заданий данной группы.

ноябрь,

2012 г.

 

17

Контрольное изложение.

декабрь,

2012 г.; февраль,

2012 г.

уроки русского языка

18

Анализ контрольного изложения. Работа над ошибками.

 

 

19

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Алгоритм написания.

декабрь,

2012 г.

уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»

20

Контрольное сочинение-рассуждение.

март,

2013 г.

уроки русского языка

21

Ознакомление с демонстрационной версией ГИА по русскому языку 2013 года (составляющие экзамена, особенности 1,2,3 частей)

январь, 2013 г.

занятие-консультация

22

Решение тренировочных вариантов заданий по типу ГИА.

январь – май 2013 г.

уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»,

23

Анализ заданий КИМов 2010-2013 года.

в течение года

уроки русского языка

24

Контрольное тестирование

декабрь,

2012 г. ;

май,

2013 г.

уроки русского языка

25

Инструктаж по проведению областного пробного тестирования по русскому языку.

март, 2013 г.

занятие-консультация

26

Пробное тестирование.

 март, 2013 г.

тестирование

27

Ознакомление обучающихся и их родителей с нормативными и распорядительными документами по организации и проведению ГИА по русскому языку за курс основной школы в 2013 г.

апрель,

2013 г

родительское собрание,

занятие-консультация

28

Ознакомление с формой бланков, инструкцией по выполнению экзаменационной работы по русскому языку 2 июня 2012 года.

май,

2013 г.

занятие-консультация

29

Консультация по выполнению экзаменационной работы.

 июнь,

2013 г.

занятие-консультация

 


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн