Submitted by Людмила Николаевна Ляпунова on Wed, 27/03/2013 - 12:18
ГИА по русскому языку в 9 классе. Из опыта работы
Результаты сдачи ГИА девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального результата необходимо правильно организовать данную работу. В 2013 году в КИМы по русскому языку внесены некоторые изменения:
Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:
· лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
· языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;
· коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Методы и приемы подготовки к ГИА
Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.
Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Работа над сжатием текста.
Главная задача:
научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события;
глубже вдумываться в содержание произведения;
вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
Последовательность работы при визуальном восприятии текста
Прочитайте исходный текст.
Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ).
Подчеркните ключевые слова и предложения.
Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
Используя различные способы сжатия, сократите текст.
Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем,их последовательность и точность передачи информации каждой из них.
Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.
Напишите сжатое изложение.
Последовательность работы при восприятии текста на слух
Прослушайте исходный текст.
Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ).
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
Выберите способы компрессии для каждой части текста.
Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.
Напишите сжатое изложение.
Основные принципы сжатия текста
Выпускник должен продемонстрировать не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения.
Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер.
В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ.
Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста.
Способы компрессии текста:
Исключение
Обобщение
Сочетание исключения и обобщения
Замена
Правильное применение приёмов сжатия текста – это верная передача авторского замысла, без искажений.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.
Замена – однородных членов обобщающим словом,
фрагмента предложения синтаксическим синонимом,
прямой речи косвенной,
предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.
Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. В результате сжатия должен получиться связный логичный текст, который не должен содержать ошибок орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых.
Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.
Алгоритм построения текста-рассуждения на лингвистическую тему:
Поскольку задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление- тезис
2. Основная часть – аргументы + примеры
3. Заключение – вывод
План работы:
Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Необходимо внимательно прочитать цитату, подчеркнуть ключевые слова
Прочитать текст и определить, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть.
Определить роль языковых явлений в тексте, их значение.
Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл содержания тезиса, приводя два аргументированных примера из текста.
План подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 классов
№п/п
Мероприятия
Сроки проведения
Форма реализации
1
Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе в 2013 году, структурой экзаменационной работы.
сентябрь,
2012 г.
уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»
2
Рекомендации для учащихся по подготовке к итоговой аттестации.
3
Понятие об изложении . Алгоритм написания изложения.
4
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.
5
Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.
6
Подготовка рабочих материалов к изложению
7
Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.
8
Приемы компрессии текста.
9
Практикум. Решение упражнений поформированию навыка сокращения текста.
октябрь,
2012 г.
уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»
10
Работа над ошибками. Редактирование текста.
11
Практикум. Обучающее изложение.
12
Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.
13
Решение тренировочных упражнений по основным разделам школьного курса русского языка.
в течение года
уроки русского языка
14
Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок».
ноябрь,
2012 г.
занятие-консультация
15
Кодификатор тестовых заданий части А1 – А7.
Анализ тестовых заданий данной группы.
ноябрь,
2012 г.
уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»
16
Кодификатор тестовых заданий части В1 – В 9.
Анализ тестовых заданий данной группы.
ноябрь,
2012 г.
17
Контрольное изложение.
декабрь,
2012 г.; февраль,
2012 г.
уроки русского языка
18
Анализ контрольного изложения. Работа над ошибками.
19
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Алгоритм написания.
декабрь,
2012 г.
уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»
20
Контрольное сочинение-рассуждение.
март,
2013 г.
уроки русского языка
21
Ознакомление с демонстрационной версией ГИА по русскому языку 2013 года (составляющие экзамена, особенности 1,2,3 частей)
январь, 2013 г.
занятие-консультация
22
Решение тренировочных вариантов заданий по типу ГИА.
январь – май 2013 г.
уроки русского языка, занятия «Практикума по русскому языку»,
23
Анализ заданий КИМов 2010-2013 года.
в течение года
уроки русского языка
24
Контрольное тестирование
декабрь,
2012 г. ;
май,
2013 г.
уроки русского языка
25
Инструктаж по проведению областного пробного тестирования по русскому языку.
март, 2013 г.
занятие-консультация
26
Пробное тестирование.
март, 2013 г.
тестирование
27
Ознакомление обучающихся и их родителей с нормативными и распорядительными документами по организации и проведению ГИА по русскому языку за курс основной школы в 2013 г.
апрель,
2013 г
родительское собрание,
занятие-консультация
28
Ознакомление с формой бланков, инструкцией по выполнению экзаменационной работы по русскому языку 2 июня 2012 года.
май,
2013 г.
занятие-консультация
29
Консультация по выполнению экзаменационной работы.