Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка к ГИА

Фото пользователя Людмила Николаевна Ляпунова
Submitted by Людмила Николаевна Ляпунова on Wed, 27/03/2013 - 11:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
М.Э. Жанко
Место работы, должность: 

Челябинск, МАОУ СОШ №148, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Письменный экзамен по русскому языку призван проверить знания учащихся за курс средней школы: практическую грамотность, умение воспроизводить исходный текст и работать над самостоятельным письменным высказыванием.</p> <p> Подготовкой к нему стоит заниматься в течение всего года, комплексно работая с текстами экзаменационных изложений.</p>

Подготовка к ГИА

При подготовке учеников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку – изложению – перед нами возникает ряд существенных проблем.

Во-первых, не отработана методика работы с текстами большого объема, разных жанров и стилей. Есть затруднения в организации тренировочных и обучающих уроков для написания изложения.

Во-вторых, трудно найти время для подготовки к экзамену в полном объеме, т.к. в программе по русскому языку для 9-го класса не предусмотрено специальных часов для такой работы.

В-третьих, практически не остаётся времени для  работы над синтаксисом и пунктуацией текстов, т.к. минимально выкроенное время урока посвящается знакомству с содержанием текста и его пересказу.

Письменный экзамен по русскому языку призван проверить знания учащихся за курс средней школы: практическую грамотность, умение воспроизводить исходный текст и работать над самостоятельным письменным высказыванием.

Подготовкой к нему стоит заниматься в течение всего года, комплексно работая с текстами экзаменационных изложений.

Мы заводим специальную тетрадь для лексической, орфографической и синтаксической работы,в обязательном порядке приобретаем различные пособия для подготовки к экзаменационному изложению в 9-м классе ( к примеру, одним из лучших пособий мы считаем «Русский язык. Подготовка к ГИА-2013» под редакцией Н.А. Сениной), в котором приводится методика работы над   экзаменационными текстами.

Подробнее об этой методике и пойдет речь ниже.

В начале года рассчитываем максимальное количество текстов, которые  мы в состоянии проработать за год. В среднем получается 10-15 текстов в год. К сожалению, на большее количество не хватает времени. В противном случае, увеличение количества проработанных текстов отрицательно скажется на их качестве.

На уроках подготовки к изложению нужно раскрыть приемы запоминания, обращаясь к образной, эмоциональной, логической и зрительной памяти учащегося.

Одним из приемов, облегчающих восприятие и запоминание текста, является деление его на микротемы.

Микротемы — это минимальные содержательные отрывки текста, заключающие в себе законченную мысль: они могут не совпадать с границами абзацев. Каждую микротему надо озаглавить как пункт подробного плана текста. Облегчает работу над изложением и выделение лексических опор.

Лексические опоры — это слова и сочетания слов в пределах одной микротемы, создающие образную или смысловую опору каждого отрывка.  Научившись видеть их в тексте, ученик сможет выделять лексические опоры на слух, что, безусловно, поможет ему на экзамене при прослушивании текста.

Мы стремимся к тому, чтобы ученики научились самостоятельно делить текст на микротемы, озаглавливать их и находить лексические опоры. Подобный вид работы при недостатке времени на уроке мы иногда  задаем на дом, чтобы на следующем уроке проверить полностью или частично.

Мы  уделяем на уроке не более 5-10 минут работе над микротемами. Даемзадание изложить письменно одну-две микротемы отрабатываемого текста всему классу или отдельным учащимся. Работа над микротемами может быть не только письменной, но и устной.

Пример:

Покажем ученикам размеченный текст по пособию:ГИА-2013. Русский язык:типовые экзаменационные варианты/ под. Ред И.П. Цыбулько

Прожить жизнь с достоинством

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.

Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершенные от всего сердца

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности — огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции - огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Главная жизненной задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна  диктоваться добротой к людям

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Ученик ясно ощущает, насколько размеченный текст понятнее и легче для запоминания: уже при первом самостоятельном чтении при такой подаче материала за содержание «цепляется» не только глаз, но и сознание. Очень продуктивным может быть повторение или устный пересказ любого текста по заглавиям микротем.

Выделяя в напечатанном или звучащем тексте микротемы и находя в них лексические опоры, ребенок учится рациональной работе с текстом любого содержания для пересказа, написания контекста или записи лекции.

Рассмотрим еще один аспект работы с текстом изложения.

Качество устного или письменного пересказа текста, по нашим наблюдениям, на 90% связано с тем, имеет ли ученик представление о предмете, событии или личности, о которых идет речь в данном тексте. Исторические и литературные комментарии к каждому тексту способствуют расширению кругозора и повышению культурного уровня учащихся, помогают справиться с сочинением-миниатюрой. Мы рекомендуем знакомить с этими комментариями учащихся сразу после прочтения текста изложения, делая необходимые записи в тетради для подготовки к экзамену.

В данном случае мы знакомим учащихся с краткой биографией Дмитрия Сергеевича Лихачева.

При подготовке к изложению особое внимание нужно обратить на лексические комментарии. Они не только знакомят ученика с новым словом или понятием, пополняя его лексический запас, но также облегчают процесс дальнейшего восприятия и запоминания текста.

В особый блок подготовки к экзамену мы выделяем работу над орфографией и пунктуацией текстов.

При работе с каждым конкретным текстом выбираем наиболее сложные для написания слова и группируем их. Записываем слова под диктовку, определяем части речи, выделяем окончания и объясняем орфограммы.

К каждой группе слов предлагается ряд заданий, структура которых такова, что учит школьника проверять, отрабатывать и запоминать правописание слов с данной орфограммой. Мы даем орфографические задания выборочно или последовательно, для всего класса или индивидуально по заранее приготовленной карточке. Вся работа делается письменно с необходимыми объяснениями и графическими обозначениями.

Работа над орфографией может проходить в виде словарных диктантов, орфографических пятиминуток, самостоятельных работ-миниатюр.

Таким образом достигается повторение и закрепление орфографических навыков и знаний, а также происходит возвращение к определенным смысловым элементам текста.

Особое место при подготовке к экзаменационному изложению уделяем работе над синтаксисом, углубленному повторению всего школьного курса на примере конкретных текстов.

Систематическая работа по подготовке к экзаменационному изложению способствует не только всесторонней подготовке девятиклассников к письменному федеральному экзамену по русскому языку, но также повторению и более глубокому усвоению программы по орфографии и пунктуации за курсы 7-, 8-го и 9-го классов.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн